Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Вот уже более полувека вертолеты семейства Ми-24 верой и правдой служат в армейской авиации СССР и России, а также десятков других стран мира. Обойти их стороной не представляется возможным, но долго и упорно пересказывать историю создания не хочется.
Поэтому собрал для вас несколько интересных и не особо заезженных фактов о легендарном вертолете.
«Веранда» и «Крокодил»
Начнем с факта из заголовка. «Верандой» (или «аквариумом», «стаканом») за характерный внешний вид прозвали первый вариант кабины летчика и штурмана-оператора опытных В-24 и серийных Ми-24А.
Выглядела она несуразно, зато обладала большой площадью остекления. Если не знать, можно подумать, что летчики штурман-оператор сидят бок о бок, но нет: они располагались один за другим.
После начала эксплуатации первых серийных Ми-24А из частей пошли жалобы на неудовлетворительный обзор, особенно с места летчика.
В результате на следующей серийной модификации (Ми-24Д) отказались от единой кабины и сделали две изолированные кабины на разных уровнях. Именно в таком виде Ми-24 и стал известен на весь мир и прозван в прессе «Крокодилом».
В результате обзор с обоих мест стал существенно лучше.
Интересно, что из-за отказа от первой версии кабины не пошла в производство уже почти готовая вторая модификация Ми-24Б. Все новшества перекочевали из нее на Ми-24В с уже новой носовой частью.
Не совсем первый
Ми-24 часто называют первым серийным отечественным вертолетом, который изначально проектировался боевым. Это не совсем так.
Первым серийным специализированным вертолетом был Ка-25ПЛ, чье производство стартовало в 1964 году. Правда он создавался для корабельного базирования и предназначался для обнаружения и уничтожения подводных лодок.
Ми-24 же был первым советским специализированным вертолетом огневой поддержки, который создавался с нуля, а не был модификацией транспортного вертолета. Производство его первой модификации Ми-24А стартовало в 1970 году.
При этом был некоторый шанс, что первым «сухопутным» боевым вертолетом тоже станет Ка-25. После того, как военные утвердили в 1968 году требования к «вертолету-штурмовику», свои проекты представил не только Миль, но и Камов. Он предложил в качестве транспортно-боевого модификацию Ка-25 с лыжами, другой носовой частью и комплектом вооружения из пушки, неуправляемых ракет и ПТРК.
Правда одновременно вертолет мог нести либо ПТРК, либо блоки НАР, либо десант. Миль, в свою очередь, обещал, что его двухдвигательный вертолет сможет нести и десант и вооружение.
В итоге проект Камова оценили положительно, но выбран был вертолет Миля. Результатом работ по нему и стал Ми-24.
Говоря о прототипах, нельзя не сказать о макете транспортно-боевого вертолета с одним двигателем, который был построен милевцами в 1966 году в инициативном порядке. Он дальше макета не пошел и выглядел очень необычно для отечественного вертолетостроения благодаря лыжам.
Мне ведь не одному кажется, что он похож на UH-1 «Ирокез».
Рекордные сроки и комплекс вооружения
Первый опытный В-24 был спроектирован и построен в кратчайшие сроки. Работы официально стартовали в мае 1968 года, собрали две первые опытные машины в июне 1969-го, а первый полет произошел в сентябре.
Во многом это стало возможно благодаря широкому использованию узлов и агрегатов с серийных Ми-8 и Ми-14: двигатели, втулка несущего винта, рулевой винт, автомат перекоса, главный редуктор, трансмиссия и не только. А вот лопасти несущего винта, кстати, у Ми-24 были свои.
Вертолет создавался так быстро, что к моменту испытаний не был готов комплекс вооружения, в который входили ПТРК «Штурм-В» с прицельным комплексом «Радуга-Ш» с полуавтоматическим наведением и высокотемпный четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7.
Чтобы не затягивать сроки, решено было установить на В-24 комплекс вооружения К4В от Ми-4АВ.
В него входили четыре ракеты ПТРК «Фаланга-М», до четырех блоков для 57-мм НАР С-57 и подвижная пулеметная установка НУВ-1 с крупнокалиберным пулеметом А-12,7 и простейшим колиматорным прицелом. Для бомбометания предназначался отдельный бомбовый прицел ОПБ-1Р.
Противотанковые ракеты наводились при помощи танкового визира 9Ш121, не имевшего стабилизации. При этом штурман-оператор не просто держал цель в перекрестии, а должен был напрямую управлять ракетой. В общем, для успешного применения ПТРК штурман-оператор должен иметь высокую квалификацию.
Именно с таким комплектом средств поражения Ми-24А прошел испытания и был запущен в серийное производство.
«Родной» комплекс вооружения Ми-24 получил только на самой массовой модификации «В», которая пошла в серию в 1976 году.
До нее с 1973 по 1977 производился Ми-24Д с ПТРК «Фаланга-П», поскольку работы по «Штурм-В» затягивались.
Но и это еще не все. В первоначальном проекте предусматривалось установить на вертолет сдвоенную 23-мм пушку на подвижной установке. Однако военные предпочли ей 12,7-мм четырехствольный пулемет, поскольку он позволял взять на борт больший боекомплект.
Боевое применение в Афганистане показало ошибочность выбора: требовалось что-то мощнее. Тогда на вертолет установили сдвоенную 30-мм пушку ГШ-30К, ее было невозможно интегрировать в подвижную установку, поэтому жестко закрепили по правому борту. Получившийся Ми-24П запустили в серию в 1981-м.
В этот раз мощность пушки для многих задач стала уже избыточной, да и прицеливаться нужно было поворотом всей машины, что негативно сказывалось на точности. В итоге в 1985 году на испытания вышел будущий Ми-24ВП с 23-мм пушкой ГШ-23Л на подвижной установке НППУ-24. Можно сказать, вернулись к истокам.
Производство новой модификации стартовало в 1989 году, но завершилось после выпуска не более 30 вертолетов, поскольку завод в Арсеньеве готовился к выпуску Ка-50 для ВВС СССР, а в Ростове планировали выпуск Ми-28А на экспорт. Все оставшиеся Ми-24ВП в настоящее время служат в 125-й отдельной вертолетной эскадрильи (ОВЭ) морской авиации Балтийского флота.
Упущенные возможности и прицел от Ту-16
Начиная с модификации Ми-24В вертолет получил весь набор вооружения, предусмотренный проектом. Однако все равно машина была не такой, какой ее задумывал Михаил Леонтьевич Миль. Он предлагал оснастить вертолет прицельно-навигационным комплексом (ПрНК) с бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ) и круглосуточной обзорно-прицельной системой (ОПС) с лазерным дальномером.
Таким образом, возможности вертолета по навигации, выходу в район целей, их обнаружению и уничтожению выросли бы кратно. Не сказать, что это было чем-то фантастическим для отечественной промышленности: в конце 1960-х разрабатывалась ПНС «Пума» для Су-24, которая в том числе обеспечивала автоматический полет с огибанием рельефа местности.
Чуть позже, в 1970-е была разработана и запущена в серию лазерно-телевизионная прицельная система «Кайра» для МиГ-27К, также самолет имел на борту прицельно-навигационный комплекс ПрНК-23, который автоматизировал решение прицельных и навигационных задач.
Единственное, что вряд ли бы получилось реализовать в то время на вертолете — это круглосуточное применение. К сожалению, вплоть до распада СССР промышленность так и не смогла довести до ума ни тепловизионные, ни низкоуровневые телевизионные системы ночного видения для авиации.
Однако идею разработки ПрНК и ОПС для Ми-24 в 1969 году завернул министр авиационной промышленности Петр Васильевич Дементьев. Причина была прозаична: работы по ПНС «Пума» для Су-24, в которых участвовали десятки предприятий, и так задерживались, а при начале разработки еще и системы для Ми-24 был огромный риск, что в итоге в реальные сроки не будет готово ни то, ни другое.
Поэтому Ми-24 с модификации «В» оснащались уже готовыми системами, не связанными между собой. У летчика был автоматический стрелковый прицел АСП-17В (использовался также на Су-17, МиГ-27 и Су-25), у оператора — прицел КПС-53АВ, являвшийся доработанной версией прицела ПС-53, с которого управлялись турели на бомбардировщике Ту-16. На вертолете он применялся для наведения пулеметной установки и бомбометания.
Для запуска ПТУР использовался прицел «Радуга-Ш», не имевший лазерного дальномера. Из-за этого дистанцию до цели перед пуском оператору приходилось определять исключительно на глазок.
Для объективности стоит отметить, что благодаря отсутствию сложных электронных систем Ми-24 отличался простотой и надежность. Учитывая опыт тех же МиГ-27 с частыми отказами ПрНК и сложной в эксплуатации «Кайрой», вертолеты с аналогичными системами наверняка также страдали бы от отказов и неисправностей.
В итоге Ми-24 все же получил полный набор навигационного и прицельного оборудования, но уже на модификации Ми-24ВМ, которая более известна как Ми-35П.
Рекорд скорости
В 1978 году летчик-испытатель МВЗ имени Миля Гурген Карапетян установил на Ми-24 абсолютный рекорд скорости для вертолетов — 368,4 км/ч.
Правда сразу стоит заметить, что это был не обычный Ми-24, а переделанный из раннего Ми-24А рекордный вертолет А-10. С него сняли вооружение, крылья, и все остальное, что не требовалось для рекордных полетов, но добавляло веса.
Рекорд продержался до 1986 года, когда британцам удалось разогнать свой рекордный Lynx до 400,87 км/ч. Данный рекорд считается официальным до сего дня.
Поделись видео: