Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Самые распространённые источники искусственного света — это люминесцентные лампы. Их же во времена моего детства называли красивым термином «лампы дневного света», исходя, видимо, из спектра светового потока, испускаемого ими. Сегодня таких ламп становится всё меньше и это даже хорошо.
Характерная специфика люминесцентных ламп — не только наличие порошка люминофора внутри колб, который может оказаться не самым полезным при нарушении герметичности, но и противное жужжание. Вспомните старый подъезд времён 90-х. Заходите и слышите характерный гул. Где-то при этом лампы не светят на всю мощность, а где-то моргают с хлопками и странными звуками. Вполне обычное дело…
Давайте искать источник гудения. Посмотрим на устройство всего светильника. Технически конструкция может варьироваться и совсем не обязательно, что мы будем иметь именно такой вариант компоновки, но базовый подход сохранится. Какой элемент тут вообще может гудеть? Ну точно не сама лампа, и не соединительные провода. А вот что там в коробочке, подписанной балластный резистор?
Что же, именно он издаёт гадкие звуки.
Балластный резистор люминесцентной лампы — это пускорегулирующее устройство, которое используется в качестве ограничителя тока.
В зависимости от реализации, балласт может представлять собой:
-
обычное сопротивление
-
ёмкость (обладающую реактивным сопротивлением)
-
дроссель
-
аналоговые и цифровые схемы
В старых лампах основой конструкции был дроссель. Конструкция дросселя простая. По сути дела это огромная катушка.
Я надеюсь, что вы когда-нибудь разматывали старый трансформатор или катушку. Проволока там покрыта специальным диэлектрическим лаком. Это некоторый бюджетный и удобный вариант изолировать витки катушки от взаимного соприкосновения. Пока всё это новое система работает отлично. Но стоит светильнику проработать, да ещё и в не очень хороших условиях (в подъезде бывает и прохладно, и влажно, и грязно), начинается естественный износ. Не нужно думать, что система абсолютно неподвижна.
Во-первых, гарантированно изменяется температура системы при работе, а это потихоньку раскачивает все детали. Ведь есть термическое расширение. Включение-выключение формирует характерные циклические нагрузки, что приводит к раскачиванию как самих деталей, так и расшатыванию трансформатора. Добавьте к этому некачественную сборку и заведомо плохие компоненты и получите дребезжащее ведро через полгодика работы.
Во-вторых, есть ещё один интересный эффект, который называется магнитострикция. Это явление, заключающееся в том, что при изменении состояния намагниченности тела его объём и линейные размеры изменяются.
Магнитное поле внутри дросселя балласта растягивает металл микроскопически, но этого достаточно, чтобы постепенно раскачать все элементы и усилить таким образом шум.
Все эти микродвижения потихоньку раскачивают и крепежные болты. Балластный резистор начинает елозить, а вместе с ним и прочие детали. Если вы когда-нибудь ковырялись со старыми светильниками, то вероятно видели, что все болты внутри ослаблены и элементы почти не держатся. Это не злые монтажники всё пооткручивали при демонтаже, а естественные силы разболтали крепления.
Помимо этих великолепных явлений ещё и сами части провода внутри дросселя начинают вибрировать из-за прохождения тока. Частицы в проволоке резонируют и эти вибрации создают механические колебания. Сначала это микроны, но постепенно все воздействия суммируются и получается то, что получается.
В итоге мы имеем эффект популярного автомобиля, в котором когда закрываются одни двери, открываются другие старого двигателя, в котором от постоянных вибраций вся навеска раскачивается и появляются звуки и дребезг.
Ну и если вам вдруг хочется избавиться от этого противного звука, то для начала протяните все крепления как следует, устраните все элементы, которые могут двигаться, ну а в дальнейшем замените весь балластный резистор на схему с твердотельными элементами.
Поделись видео: