Почему Лада Нива стоит так дорого в 2025 году? Бывший рабочий АвтоВАЗа рассказал из чего складывается цена

Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.

+1
0
+1
1
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1

Вчера вечером решил заскочить в гаражи к своему давнему товарищу, дядю Мише. Человек он в Тольятти известный, можно сказать, легендарный — отдал главному конвейеру ВАЗа больше тридцати лет жизни. Прошел путь от простого слесаря до начальника смены, а заканчивал карьеру уже мастером прессового производства. Сейчас он на пенсии, чинит машины «для своих» в огромном гараже, пропахшем трансмиссионкой, дешевыми сигаретами и сварочным дымом.

Почему Лада Нива стоит так дорого в 2025 году? Бывший рабочий АвтоВАЗа рассказал из чего складывается цена

Разговор у нас зашел, естественно, о наболевшем — о ценах. Я пожаловался, что на днях заезжал к официальному дилеру и чуть не сел мимо стула. За Lada Niva Legend (ту самую, классическую «трехдверку», которой в обед сто лет) просят 1 450 000 рублей. А за Niva Travel (бывшую Шниву) ценник вообще уверенно ползет к 1,7–1,8 миллиона.

— Миш, ну как так-то? — возмущался я, грея руки о кружку с чаем. — Ладно Веста, там электроника, планшеты. Но Нива! Конструкции полвека! Штампы окупились еще при Брежневе, разработка окупилась при Горбачеве. Там же металла на три копейки, а остальное — технологии каменного века. Откуда полтора миллиона? Это же грабеж!

-2

Дядя Миша хмыкнул, вытер руки промасленной ветошью, достал пачку сигарет и выдал лекцию, которая перевернула мое представление о том, как работает автопром в 2025 году.

Миф №1: «Старое оборудование — значит бесплатное»

— Вот вы, диванные экономисты, любите орать: «Штампы советские, амортизация нулевая, машина должна стоить 300 тысяч!» — начал он, распаляясь. — А ты хоть раз пробовал поддерживать жизнь в этом «музейном» оборудовании?

Миша затянулся и продолжил:

— Линия сварки и штамповки классической Нивы — это тебе не современные гибкие роботы KUKA, которые на Весте стоят. Это старые советские и итальянские прессы, кондукторы, древняя пневматика и гидравлика. Знаешь, сколько стоит их обслуживать в 2025 году?

-3

Раньше, если полетел гидроцилиндр или подшипник на прессе, мы звонили поставщику, и через два дня деталь была у нас. Сейчас этих поставщиков нет. Запад закрыт. Китайцы на такое старье запчасти не делают серийно. Приходится либо заказывать «штучку» у частников за бешеные деньги, либо колхозить самим, вытачивать, переделывать узлы. Ремонт старой линии сейчас стоит дороже, чем обслуживание новой! Это как содержать ретро-автомобиль: вроде старый, а денег сосет больше, чем новый Мерседес.

— И добавь сюда энергоэффективность, — ткнул он пальцем в потолок. — Старые цеха — это огромные потери тепла и электричества. Старые станки жрут энергию как не в себя. А ты видел тарифы на промэлектроэнергию для предприятий в 2025-м? Мы отапливаем улицу и платим за это миллионы. В себестоимость каждой Нивы заложены эти гигантские счета за свет и газ. Иногда проще и дешевле собрать машину на новой линии, чем реанимировать динозавра.

Миф №2: «Она же вся наша, отечественная!»

— Это, брат, самая большая иллюзия, — грустно усмехнулся Миша. — «Нива» наша только по паспорту и по духу. А по факту…

-4

Он начал загибать черные от масла пальцы:

  1. Металл. Да, прокат наш, Северсталь или ММК. Но ты видел биржевые цены на металл? За последние три года они выросли в два раза. Металлурги продают лист на внутренний рынок по мировым ценам, им плевать, Ниву ты делаешь или танк. Кузов — это самое дорогое, и он подорожал кратно.
  2. Электроника. Ты думаешь, в Ниве ее нет? А АБС? А блоки управления двигателем? А датчики кислорода, массового расхода воздуха? Раньше все это везли от Bosch, и стоило оно копейки из-за миллионных тиражей. Сейчас Bosch ушел. Мы ставим либо Китай (Iteim), либо наши «аналоги», которые собираются из того же китайского микрочипа. Логистика стала золотой. Привезти контейнер комплектующих из Гуанчжоу в Тольятти сейчас стоит в три-четыре раза дороже, чем в 2021 году. Каждый посредник, каждая перегрузка в дружественной стране — это плюс к цене.
  3. Химия. Грунты, катафорез, лаки, герметики. Хорошей отечественной автохимии, которая не облезет через год, у нас кот наплакал. Все везут из-за бугра сложными схемами.
  4. Резина и пластик. Казалось бы, сальники и ремни наши? Ага, щас. Качественные смеси (каучук, присадки) — импортные.
-5

— В итоге, — резюмировал Миша, — в твоей «советской» Ниве сидит огромная валютная составляющая. Юань растет — себестоимость Нивы растет. Мы зависим от курса валют не меньше, чем продавцы Айфонов.

Миф №3: «Рабочим платят копейки, поэтому машина должна быть дешевой»

— Раньше так и было. В 2015-м можно было держать людей за 25-30 тысяч, и они держались за завод зубами. Сейчас всё, лавочка закрылась.
Миша налил еще чаю и посмотрел на меня серьезно.

-6

— В городе кадровый голод, какого я не помню с 90-х. Оборонные заводы работают в три смены, там квалифицированный сварщик или фрезеровщик получает по 150–200 тысяч рублей на руки. Курьеры с коробами зарабатывают по сотке. Кто пойдет на конвейер ВАЗа за сорок тысяч? Дураков нет.
Чтобы удержать людей, чтобы было кому крутить гайки на Ниве, заводу пришлось задрать зарплаты. Фонд оплаты труда вырос колоссально. Сварщик на Ниве сейчас должен получать достойно, иначе он уйдет варить бронелиты на соседний завод. И эти выросшие зарплаты — они тоже в цене твоей машины. Чудес не бывает: хочешь, чтобы машину собирал трезвый профессионал, а не студент-двоечник? Плати за это в кассе автосалона.

Арифметика выживания в 2025-м

Дядя Миша взял промасленный листок бумаги, огрызок карандаша и набросал примерную структуру цены «Нивы» за 1,5 млн:

  1. «Железо» и сборка: Около 850–900 тысяч рублей. Да-да, не удивляйся. Собрать эту «старушку» с учетом дорогого металла, сложной логистики запчастей и дорогой энергии стоит под миллион.
  2. Государство: Утильсбор. В 2025 году его снова индексировали. Это сотни тысяч рублей «воздуха», которые завод просто перечисляет в бюджет. Плюс НДС 20%. Считай, треть цены ты отдаешь государству.
  3. Банки: Завод живет в кредит. Оборотные средства нужны гигантские. Ключевая ставка ЦБ под 30%? Значит, завод берет кредиты под огромный процент, чтобы купить тот же металл и комплектующие. Обслуживание долга — это тоже часть цены машины.
  4. Развитие: Заводу надо на что-то разрабатывать новые модели — ту же Искру, Ауру, кроссовер на базе Весты. Откуда брать деньги? С прибыли от продажи старых моделей. «Нива» и «Гранта» — это дойные коровы, которые кормят инженеров, рисующих будущее.
  5. Дилер: И вишенка на торте — автосалон. Дилер выкупает машины у завода за свои (кредитные!) деньги. Ему надо платить аренду дворца из стекла и бетона, зарплаты менеджерам, свет, рекламу. При нынешних ставках по кредитам дилер просто не может накручивать меньше 150–200 тысяч, иначе он разорится через месяц.

Вердикт ветерана

— Вот и получается, — подытожил дядя Миша, скомкав бумажку, — что «Нива» стоит полтора миллиона не потому, что кто-то на заводе жадный и хочет купить себе третью яхту. А потому, что в экономических реалиях 2025 года невозможно произвести, привезти и продать сложный технический механизм дешевле.
Эпоха дешевых вещей закончилась, сынок. Машина — это 1,2 тонны металла, стекла, резины и сложной электроники. Если буханка нормального хлеба стоит 100 рублей, а поездка на такси — 500, то почему внедорожник должен стоить 500 тысяч? Этого больше не будет. Никогда.

-7

Я ехал домой от Миши по темным улицам Тольятти и думал. Звучит все логично, крыть нечем. Но от этого не легче. Легендарная машина, которая создавалась полвека назад как доступный транспорт для председателей колхозов и простых работяг, превратилась в предмет роскоши, который теперь доступен простому человеку только в ипотеку на пять лет. И это, пожалуй, самый грустный итог нашего автопрома.

+1
0
+1
1
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии