Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Крупнейшие российские страховые компании по просьбе Autonews.ru составили антирейтинг автомобилей, которые чаще всего попадали в «тотальные» ДТП в 2025 году. Речь идет об авариях, которые повлекли за собой конструктивную гибель машины, после чего ее не имеет смысла восстанавливать. Также страховщики сравнили статистику таких инцидентов с прошлым годом и рассказали о случаях с мошенничеством.
Машин стало больше
Как рассказали в страховой компании «МАКС», число «тотальных» ДТП в 2025 году увеличилось. Правда, точных цифр в фирме не привели, однако уточнили, что этот тренд, в частности, связан с участившимися случаями мошенничества.
В компании «РЕСО-Гарантия» также зафиксировали рост числа «тоталов» в 2025 году. Однако представили фирмы поспешили заверить, что это связано исключительно с увеличением страхового портфеля и общего количества автомобилей на дорогах.
«В 2024 году продажи новых машин были выше, чем в 2023-м, что также влияет на статистику», — сказал старший управляющий продуктом по автострахованию в «РЕСО-Гарантия» Павел Яковлев.
Иного мнения придерживаются в компании «Абсолют Страхование», где заявили Autonews.ru, что «тотальных» событий в 2025 году по сравнению минувшим годом стало существенно меньше.
Как сообщили в «СОГАЗе», статистика по авариям с полной гибелью автомобиля остается примерно на одном уровне последние два года. В среднем на 1 тыс. застрахованных в компании машин приходится три подобных ДТП.
«В 2024 году мы фиксировали увеличение количества тотальных аварий в абсолютном значении, поскольку рынок еще показывал положительную динамику и застрахованных ТС становилось больше. Однако частота наступления таких событий снижалась», — отметили в пресс-службе «СОГАЗа».
В страховой компании «Гайде» отметили, что «тотальные» аварии с их клиентами происходят не часто, менее 1% случаев. Причем в первом квартале 2024 года таких ДТП было больше. В СК «Согласие» также зафиксировали снижение числа подобных аварий в 2025 году. По их данным, их количество сократилось по сравнению с прошлым годом в два раза.
Китай лидирует
По статистике «Абсолют Страхование», чаще всего в тотальное ДТП в 2025 году попадали легковые машины. Их доля от общего объема составила 66%, оставшиеся 33% приходятся на грузовые ТС.
«Причем ровно половина — 50% — из общего объема тотальных убытков составляют автомобили китайского производства», — заметила руководитель управления урегулирования убытков по автострахованию компании «Абсолют Страхование» Юлия Федотова.
Такие цифры в фирме объясняют широким ассортиментом на рынке китайских машин, как легковых, так и грузовых. К примеру, за аналогичный период 2024 года антирейтинг возглавляли автомобили немецкого производства. Тогда их доля составила 38% от общего количества произошедших событий.
По данным страховой компании «МАКС», чаще всего в «тотальные» ДТП также попадали машины китайских марок. В частности, из-за роста количества таких автомобилей на территории России. Кроме этого, в компании пожаловались на серьезное увеличение цен на запчасти для моделей из КНР за последние два года.
«В самом начале появления китайского автопрома на российский рынок мы отмечали, что запчасти на них стоили, как карандаши. Сейчас же на некоторые марки цена одной фары достигает 200–250 тыс. руб., что порой выше стоимости премиальных европейских брендов. Также нужно отметить, что прочность китайского автопрома не сравнить с европейскими и иными брендами», — объяснил директор департамента урегулирования убытков по автотранспорту СК «МАКС» Иван Попов.
В «РЕСО-Гарантии» признали, что доля китайских марок в антирейтинге увеличилась. Например, в черный список 2025 года попали Chery и Geely. Однако вперед они пропустили автомобили марок Kia, Skoda, Volkswagen, Audi, Lada, Mercedes- Benz и Hyundai.
«Чем больше автомобилей определенной марки или модели на дорогах, тем выше вероятность их попадания в тотальные ДТП. Кроме того, на частотность могут влиять техническое состояние и прочность автомобиля, стиль вождения и опыт водителей», — заявил Павел Яковлев.
В зоне риска европейский премиум и Lada
Иные данные по «тотальным» авариям предоставили в компании «СОГАЗ». В черный список вошли автомобили Mercedes-Benz, BMW, Audi, Mazda, Skoda и Audi. В фирме тоже заявили о высокой стоимости запчастей европейских премиальных марок, особенно в случае, когда повреждается не просто кузов, а электроника, восстановление которой может превышать страховую сумму.
«Что касается автомобилей китайских марок, то они тоже становятся участниками «тоталов», так как их количество на рынке постоянно растет, однако сегмент не показывает сильного изменения частоты наступления таких событий», — сказали в «СОГАЗе».
В СК «Гайде» и вовсе не зафиксировали ни одной «тотальной» аварии с участием автомобилей китайских брендов в 2025 году. По их данным, чаще всего в такие ДТП в нынешнем году попадали машины из «бюджетного сегмента». Однако точные сведения по маркам в компании не привели. Страховщики лишь отметили, что в антирейтинг модели попадают из-за «массовости продаж».
В компании «Согласие» поделились с Autonews.ru данными «тотального хит-парада». Первое место в антирейтинге заняли автомобили Lada. На машины российской марки пришлось 22% от всех «тоталов» в 2025 году. На втором и третьем местах оказались Kia и Toyota с показателями 8 и 5% соответственно. Что касается отдельных моделей, то среди них наиболее часто попадают в печальную статистику Lada Granta и Largus.
Китайские автомобили также фигурируют в антирейтинге, однако число таких случаев в 2025 году невелико — доля машин из КНР от всех «тоталей» в нынешнем году составила всего 8%.
В компании затруднились назвать причины, почему те или иные машины чаще других попадают в черные списки. По словам страховщиков, какой-то закономерности они не наблюдают. Хотя в 2024 году антирейтинг не сильно отличался от нынешнего. Тогда в него попали Lada, Toyota и Nissan.
Рынок наводнили мошенники
Как рассказал в беседе с Autonews.ru директор департамента урегулирования убытков по автотранспорту СК «МАКС» Иван Попов, 2024 год запомнился для страховщиков как кошмарный сон. Речь идет о новой мошеннической схеме, которая фактически захлестнула рынок. Работает она следующим образом:
- На западных аукционах покупаются битые автомобили за 1–2,5 млн руб., ввозятся через Белоруссию, ремонтируются на территории этого государства либо в России.
- В дальнейшем эти машины страхуются через подельников-агентов. Как правило, у таких групп есть «свои» люди в компаниях, которые либо не направляют потенциальный объект страхования на андеррайтинг либо «андеррируют» как надо.
- В итоге машина страхуется на сумму в два-три раза выше рыночной цены в России и через один-три месяца все как под копирку наезжают на дерево. Следует отметить, что ДТП достаточно серьезные, в некоторых случаях от удара двигатель чуть не входит в салон. При этом ни в одном случае нет пострадавших.
- Далее на место аварии приезжает «нужный инспектор» ДПС, который оформляет ДТП в час ночи, не фотографирует место ДТП, чтобы возможно было что-то исследовать, берутся объяснения водителя коротко, буквально две фразы, и все готово.
- Документы подаются в страховую компанию и вместо рыночной стоимости ТС в 3-4 млн выплаты получают по 8-12 млн.
Также о случаях с мошенничеством при «тоталах» рассказали в «РЕСО-Гарантии». В компании подтвердили, что зачастую преступники умышленно повреждают автомобили для получения страховой выплаты. Однако доказать такие случаи сложно, чаще всего подобные схемы встречаются среди премиальных автомобилей.
Поделись видео: