Почему БМД-2 стала ключевой машиной ВДВ после Афганистана

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
2
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
Серийная БМД-2 на показе в 38 НИИБТ в Кубинке. 1993 год.

Принятие на вооружение Советской Армии боевой машины десантной БМД-1 ( «Объект 915») позволило существенно повысить боевые возможности подразделений воздушно-десантных войск. В тоже время, комплекс вооружения БМД-1 ( 73мм орудие «Гром», ПТРК «Малютка», пулеметы ПКТ ), с незначительными конструктивными отличиями, был заимствован у БМП-1 сухопутных войск и , соответственно, унаследовал недостатки последней по точности и дальности эффективной стрельбы, низкой скорострельности и невозможности стрельбы с хода. В полной мере эти недостатки подтвердились при ведении частями ВДВ боевых действий в Афганистане. Помимо прочего, специфическая конструкция конвейера механизированной боеукладки способствовала повышенной вероятности детонации БК при подрыве машины на минах. Проблема живучести машины вкупе с недостаточной огневой мощью привела к тому, что десантники в боевых условиях вынуждены были применять армейские БМП-2, включая разработанную специально «под Афганистан» модификацию БМП-2Д с повышенными показателями защищенности.

БМД-1 ( "Объект 915").

По вышеуказанным причинам, КБ Волгоградского Тракторного Завода ( Гл. конструктор- А.В. Шабалин) было поручено разработать вариант БМД с комплексом вооружения, аналогичным примененному на БМП-2. ОКР по созданию такой машины имела шифр «Будка»; внутризаводское обозначение- «Объект 916».

Поскольку штатное боевое отделение БМП-2 с двухместной башней разместить в корпусе БМД-1 не представлялось возможным, была разработана оригинальная одноместная башня. Соответственно, рабочее место командира БМД осталось в передней части корпуса по левому борту. По продольной оси размещался мехвод ; по правому борту- стрелок-пулеметчик. За рабочим местом наводчика находились посадочные места трех десантников. МТО располагалось в кормовой части корпуса. Все три посадочных места в передней части корпуса оборудовались индивидуальными люками; у наводчика имелся собственный люк в крыше башни. Посадка и высадка десанта осуществлялась через большой прямоугольный люк в за десантным отделением и проем над МТО между топливными баками. Полная боевая масса «Объекта 916» составила 8225 кГ. После необходимых испытаний и доводки в феврале 1985 года машина была принята на вооружение под обозначением БМД-2. Всего к началу 90-х годов в Волгограде было собрано более 550 машин.

БМД-2 в Музее ВДВ ( г. Рязань).

Башенный комплекс вооружения в основном аналогичен применяемому на БМП-2. Однако, имеются определенные конструктивные отличия, обусловленные меньшим забронированным объемом корпуса и применением одноместной башни. В башне установлены 30мм автоматическая пушка 2А42 с селективным двухленточным питанием и спаренный пулемет ПКТ ( ПКТМ) калибра 7,62*54мм. Причем последний монтируется не слева от пушки, как на БМП-2, а справа от нее. БК пушки 2А42 состоит из 300 патронов ( на БМП-2-500) и уложен в ленты ( на 100 патронов- с БТ-снарядами и на 200 патронов- с ОТ- и ОФЗ-снарядами).

Башня БМД-2.
Для сравнения- башня БМП-2.

Малый объем боевого отделения не позволил разместить на крыше башни ПУ ПТУР из состава ПТРК «Фагот» и «Конкурс». В результате решено было ограничиться штатной переносной ПУ 9П135М, которая укладывалась в передней части корпуса слева от рабочего места командира( при этом тренога укладывалась в боевом отделении по правому борту). В боевом положении установка монтировалась на специальном кронштейне на крыше башни; соответственно при наведении ПТУР , наводчик-оператор должен был по пояс вылезти из люка . Штатный БК составлял одну ракету 9М113 из состава ПТРК «Конкурс» и две 9М111М -из состава ПТРК «Фагот». На БМП-2 наводчик управлял ПТУР непосредственно со своего рабочего места, БК составлял 4 ракеты , а дополнительная ПУ укладывалась в задней части боевого отделения. На первых БМД-2, подобно БМД-1, в качестве дополнительного вооружения применялись два курсовых пулемета ПКТ в шаровых установках в носовой части корпуса со стороны каждого борта. Однако, левая установка усложняла работу командира, и без того не имевшего возможности исполнять свои обязанности в полной мере, поэтому на серийных БМД сохранился только один курсовой пулемет. Общий БК пулеметов составлял 2940… 2980 патронов ( 2000-к спаренному с пушкой; 500 -к курсовому и патронный ящик в дополнительной укладке).

ПТРК "Конкурс М" . Внизу лежит "тубус" ПТРК "Фагот". Музей Отечественной Военной Истории ( д. Падиково ).
Курсовой пулемет ПКТ.

Штатным личным оружием десанта являются пять автоматов АКС-74 ( БК- 1080 патронов); 20 ручных гранат Ф-1 или РГО; РПГ-7Д или РПГ-16 ( БК- пять выстрелов); сигнальный пистолет с боекомплектом. Предусотрены амбразуры с шаровыми установками для стрельбы из автоматов: по одной- в бортах корпуса и одна -в крышке десантного люка.

-8
Крепление АКС-74 в шаровой установке амбразуры правого борта. Круглый лючок с сеткой ( правее и выше)- заборник проб воздуха ФВУ.

У наводчика установлен перископический комбинированный прицел БПК-2-42 ( на машинах первых выпусков- БПК-1-42) с зависимой стабилизацией поля зрения, в ночном режиме работающий с ИК-осветителем ОУ-5( ОУ-3ГА2). Штатный зенитный прицел БМП-2 в БМД не помещался, поэтому был установлен более простой ПЗУ-8 , головная часть которого выводилась через левую стенку башни. Двухплоскостной электромеханический стабилизатор вооружения 2Э26-3 конструктивно подобен применяемому на БМП-2. Диапазон углов вертикального наведения составляет от -5 до + 60 град.; максимальная перебросочная скорость- 30…35 град/ сек.

Головная часть зенитного прицела ПЗУ-8 выводится через левый борт башни.

Командир машины, в отличие от командира БМП, не имел возможности ведения огня из основного вооружения, поскольку размещался в корпусе. Соответственно, отсутствовала возможность кругового обзора, что затрудняло поиск целей и выдачу целеуказаний наводчику. Для наблюдения за местностью командир пользуется только дневными перископическими приборами : ТПКУ-2 с пятикратным увеличением и возможностью поворота в горизонтальной плоскости в секторе +_ 35 градусов и однократный ТНПО-170А. В качестве средств связи на серийных машинах применялись УКВ- радиостанция Р-173, радиоприемник Р-173П и ТПУ Р-174.

БМД-2 на показательных стрельбах. Выставка ВТТВ в Омске . 2009 год. Фото: vitalykuzmin.net

Корпус машины сварной, изготовлен из листов броневого аллюминиевого сплава АБТ-101. ВЛД установлена под углом 75 градусов от вертикали и имеет толщину 15мм. НЛД — двускатная, толщиной 32мм установлена под углом 47 градусов. По центру ВЛД крепились дополнительные стальные пластины ( пулеотбойники), снижающие вероятность рикошета пуль и попадания свинцовых брызг в приборы наблюдения мехвода. Конструкция имела защищающую толщину, эквивалентную катаной броневой стали средней твердости толщиной ~25мм, что обеспечивало защиту от бронебойных пуль Б-32 калибра 7,62*54 и 12,7*108мм в упор, а 23мм БЗ снаряда- с дистанций более 500 метров. Скуловые детали бортов имели толщину также 32мм и обеспечивали защиту от пули Б-32 калибра 7,62*54мм с дистанции ~ 75 метров. Основные бортовые детали устанавливались вертикально и имели толщину в верхнем поясе 23мм ; в нижнем- 20мм. Кормовые листы имели толщину 20мм, при этом крышка десантного люка выполнялась из магниевого сплава. Такие преграды защищали только от пуль Б3 калибра 7,62*39мм с дистанции более 100 метров. Днище корпуса имело толщину 12мм по всей длине, передний наклонный фрагмент ( 75 град)-10 мм. О противоминной защите ,как видно, говорить не приходится, хотя при разработке машины такая задача и не ставилась. Крыша корпуса имеет толщину 10мм ( съемные листы МТО) и 12 мм -в зоне обитаемых отделений. Крышка люка мехвода выполняется из броневой стали. Башня сваривалась из катаных стальных броневых листов высокой твердости толщиной от 6 до 20мм и обеспечивает уровень защиты , сопоставимый с уровнем защиты корпуса.

Пулеотбойники на ВЛД. Устанавливались также на БМД-1 и машинах на ее базе начиная с 1979 года.
-13
-14

В связи с установкой нового боевого отделения проведены работы по повышению жесткости корпуса. В состав специального оборудования входят устройства защиты от оружия массового поражения ( гамма-датчик ГД-1М, ФВУ с нагнетателем-сепаратором, различные уплотнения корпуса и башни); противопожарное оборудование в МТО и два углекислотных огнетушителя в обитаемых отделениях.

В проеме над МТО установлены два дополнительных ящика ЗИП. Два лючка на нижнем бронелисте- выходные окна водометных движителей, закрытые заслонками; посередине -фаркоп. На съемных бронелистах МТО закреплены перфорированные пластины , предотвращающие скольжение ног десанта при посадке и высадке. По бортам корпуса смонтированы короба эжекторов.

В МТО продольно устанавливается 4-х тактный шестицилиндровый дизель жидкостного охлаждения 5Д20 мощностью 240л.с. В системе охлаждения двигателя для обдува радиаторов используются два эжектора, короба которых смонтированы по бортам корпуса в кормовой части. В системе воздухоочистки используется комбинированный воздухоочиститель с эжекционным удалением пыли ( кассетный фильтр и блок циклонов). Механическая трансмиссия включает в себя двухдисковый главный фрикцион сухого трения, два многодисковых бортовых фрикциона сухого трения с плавающими ленточными тормозами, два соосных бортовых планетарных редуктора, четырехступенчатую коробку передач с постоянным зацеплением шестерен с валом для передачи крутящего момента на редукторы водометных движителей реактивного типа. Последние смонтированы в нижней части МТО вдоль бортов корпуса . Входные решетки водометов расположены в днище корпуса; выходные- в кормовом листе ( в нерабочем положении закрыты броневыми заслонками). Поворот на плаву осуществляется с помощью закрытия заслонки со стороны соответствующего борта. При движении по шоссе машина развивает скорость более 60 км/ч; на проселочной дороге- до 35 км/ч; на плаву- 9…10 км/ч. Запас хода по шоссе составляет 500 км; три топливных бака общей емкостью 280 литров размещены в МТО.

Установка двигателя 5Д20 в МТО БМД-1/2.

В состав ходовой части входят по пять обрезиненных двухскатных опорных катков со штампованными перфорированными дисками, изготовленными из магниевого сплава, четыре поддерживающих ролика, двускатные направляющие колеса , ведущие колеса с несъемными зубчатыми венцами, мелкозвенчатые гусеницы с ОМШ последовательного типа. В системе подрессоривания применяется индивидуальная гидропневматическая подвеска, позволяющая изменять клиренс в пределах от 100 до 450мм с помощью гидравлической системы с рабочего места механика-водителя , а также регулировать натяжение гусениц. Балансир опорного катка через рычаг связан с пневморессорой, которая , помимо регулировки клиренса и натяжения гусениц также играет роль гидроамортизатора. Минимальный клиренс применяется при фиксации машины в грузовом отсеке военно-транспортного самолета, при движении машины на плаву, а также в определенных случаях боевой обстановки ( например , маскировки , используя соответствующий рельеф местности). БМД-2, как и предшественница, обеспечивает возможность десантирования парашютным способом с помощью многокупольных парашютных систем различного типа. Самолет ИЛ-76 способен перевозить до трех машин.

-17
-18
БМД-2, подготовленная к десантированию. Машина ранних выпусков , в носовой части корпуса по бортам две амбразуры для курсовых пулеметов ПКТ. Гвардейское РВВДКУ им. Генерала Армии В.Ф . Маргелова.
-20
-21

В начале 90-х годов машину сменила в серийном производстве новая БМД-3. Однако, распад СССР и резкое снижение финансирования предприятий ВПК ( или полное прекращение в ряде случаев) привели к тому , что массовый выпуск «тройки» так и не был развернут, а во второй половине 90-х вообще был прекращен. В результате, БМД-2 до последнего времени оставалась наиболее массовой машиной в ВДВ . Разумеется, она принимала участие в большинстве конфликтов на территории бывшего СССР, включая обе Чеченские копании. И , разумеется, в своих непосредственных целях ( десантирование в тылу врага и дальнейшее проведение разведывательно-ударных операций) машина не применялась. По сути, основными задачами машины , как и большинства других образцов бронетехники, являлись огневая поддержка своих подразделений в бою, несение службы на блокпостах , сопровождение колонн и тд. При этом слабая броневая и противоминная защита машины способствовала достаточно тяжелым потерям.

-22
-23

Оставшиеся в строю машины в 2000-х годах прошли капитальный ремонт с элементами модернизации ( установка осветителей ПЛ-1, замена средств связи и пр.) и продолжают нести службу в настоящее время.

+1
0
+1
2
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии