Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В последнее время с батискафами происходит много неприятностей. Не стоит ли отказаться от таких видов транспорта и может быть сам подход заведомо ошибочный, а система с этой конструкцией в принципе не может нормально работать? Давайте обсудим этот вопрос и попробуем проанализировать всю специфику строения батискафа.
Технически важно понимать, что мы сейчас не сможем выявить абсолютно все возможные источники проблем, а как таковая ненадёжность — это понятие очень размытое. Мы просто обратим внимание на наиболее явные факторы.
Основная причина “ненадежности” батискафов – это, конечно же, давление. Каждый сантиметр погружения добавляет тонны нагрузки, стремящейся раздавить аппарат, словно скорлупу ореха. Для противостояния этому используют сверхпрочные материалы: титан, закаленная сталь, стекло. Однако, ни один материал не является идеальным.
Даже в самой идеальной заготовке присутствуют микроскопические трещины, поры, дефекты структуры. Под воздействием чудовищного давления эти “слабые места” превращаются в центры концентрации напряжений, постепенно приводя к катастрофическому разрушению.
Представьте себе тонкую трещину в морозном окне – теперь представьте, что вместо мороза – давление в сотни атмосфер. Само собой, инженеры знают про эту проблему и компенсируют её всеми возможными способами.
Во многих случаях стандартные дефекты материала не проявят себя, поскольку уже на уровне конструирования о них помнят и учитывают. Но в некоторых случаях возможны неприятные явления. При этом вероятность разрушения многократно увеличивается, если батискаф эксплуатируется дольше, чем заложено конструкцией или нарушает требования к параметрам погружения. Увы, оба этих фактора существуют на практике и все недавние катастрофы связаны скорее с этим.
Особенно значительны превышения сроков эксплуатации. Материалы со временем испытывают усталость. Многократные циклы сжатия и растяжения, вызванные колебаниями давления, постепенно приводят к изменению кристаллической решетки материала или его структуры (в случае полимера). Это делает корпус более хрупким и склонным к разрушению.
Дальше стоит обсудить факторы, которые зависят скорее от правильности соблюдения регламентов использования батискафа. Не факт, что это вообще когда-то может себя проявить, но конструктивно вызывают вопросы:
- Иллюминаторы, порты, входные люки – это слабые места в “броне” батискафа. Их изготовление требует ювелирной точности и идеального прилегания. Даже малейшая деформация, нарушение герметичности, может привести к проникновению воды внутрь и фатальным последствиям.
- Сложные инженерные системы, напичканные электроникой, гидросистемами, системами жизнеобеспечения. Чем сложнее устройство, тем больше вероятность отказа.
- Микросхемы, датчики, компьютеры – все это хрупкое великолепие, чувствительное к влаге, перепадам давления и температуре. Даже небольшая протечка, замыкание, перегрев, может привести к выходу из строя всей системы управления. Понятно, что всё это учитывается инженерами, но чуда не сотворить.
- Гидравлические системы, управляющие манипуляторами, движителями, требуют герметичности и идеального функционирования. Утечка масла под давлением может привести к потере управления, загрязнению окружающей среды и, в худшем случае, к фатальной поломке.
- Кислород, фильтрация воздуха, обогрев – все это жизненно важно для экипажа. Отказ этих систем в глубине океана означает верную смерть. Зависимость от технологий, в свою очередь, увеличивает вероятность “ненадежности”.
Важно понимать, что это не мы с вами сейчас такие умные и выявили очевидные слабые места батискафов. Это вещи, которые всегда принимаются во внимание и, конечно же, учитываются конструкторами.
На практике каждый новый батискаф проходит жесткие испытания, но даже самые тщательные проверки не гарантируют полную безопасность. Они работают в условиях, где природа безжалостна, а человек бессилен. Их якобы “ненадежность” – это не недостаток, а напоминание о сложности и опасности покорения океанских глубин.
В большинстве случаев кажущаяся ненадежность батискафа связана с грубым нарушением правил его использования. Это как хрустальным бокалом орехи колоть. Старая укатанная техника, которая эксплуатируется без продыху и полноценного обслуживания, загоняется на большие глубины или игнорируются простейшие правила. Дальше всё это помножается на какой-то сугубо инженерный фактор, связанный, например, с усталостью старых материалов и кончается всё печально. От этого сами батискафы как устройства не становятся принципиально ненадёжными.
Поделись видео: