Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Какие российские автомобильные проекты за последние 20 лет удалось довести до логического и успешного завершения? Здесь больше фейлов и разочарований, нежели историй успеха. «Маруся», возрожденный «Руссо-Балт» ну и, конечно, «ё-мобиль» — живая иллюстрация выражения «Разбег на рубль, удар на копейку».
В 2021-м мы узнали об очередном стартапе. На этот раз в России решили разработать и выпускать массовый электромобиль – «Атом».
Концепция машины выросла из другой городской «электрички» – нереализованного проекта «Кама-1». Хотя, как всячески подчеркивают разработчики, нынешний «Атом» в техническом плане не имеет ничего общего с «Камой».
У проекта массового российского электромобиля сразу появились солидные инвесторы, среди прочих такие киты, как «Росатом» и КамАЗ. Но главное, под проект, который возглавил бывший вице-президент АвтоВАЗа Харальд Грюбель, удалось собрать профессиональную инжиниринговую команду.
Работа собственно над автомобилем началась в 2022-м. Согласно первоначальным планам, выпуск серийной модели на заводе «Москвич» должен стартовать в 2025 году. Буквально вот-вот.
Если вспомнить примеры прежних российских проектов-долгостроев, то к моменту обещанного начала запуска оказывалось, что сроки сдвигаются или для продолжения требуются новые инвестиции. Чаще и то, и другое вместе.
В случае с «Атомом» что-то пошло не так. В хорошем смысле.
Буквально только что, в декабре 2024-го, разработчики продемонстрировали представителям прессы готовый, полностью функциональный серийный прототип. Фотографировать его пока не разрешили, но именно такие машины в середине 2025-го пойдут в серию.
Что же представляет из себя «Атом» на сегодняшний день?
Это четырехместный пятидверный хэтчбек с высокой крышей и очень интересным дизайном. Дело не только в самой стилистике кузова, но и в необычных инженерных решениях. Например, «Атом» — уникальный пример городского хэтчбека, у которого нет центральной стойки кузова. Задние двери при этом открываются против хода движения. Причем открываются с помощью электропривода.
Огромный дверной проем создает ощущение простора. Впрочем, это не только ощущение. На заднем сидении вполне удобно разместится человек ростом 185 см, даже если переднее кресло отодвинуто максимально назад. Для таксопарков и служб каршеринга, которые точно будут в числе покупателей «Атома», это крайне важно.
Отсутствие центральной стойки крыши не помеха отличной пассивной безопасности. Уже в январе 2025-го стартует серия краш-тестов «Атома», по итогам которой разработчики рассчитывают получить рейтинг как минимум в четыре звезды по стандарту C-NCAP.
Из других революционных фишек российского электромобиля отметим необычное рабочее место водителя с минимумом физических кнопок и переключателей. У «Атома» не будет даже подрулевых переключателей. Поворотники, например, включаются маленьким тумблером на руле, примерно как на квадроциклах. Открыть автомобиль можно будет через приложение в смартфоне, а вся информация о поездке, включая спидометр и навигационную систему, проецируется на лобовое стекло.
Не автомобиль – смартфон на колесах.
Отметим также кузов с двухсторонней оцинковкой, хорошую динамику – 8 секунд до 100 км/ч благодаря 204-сильному электромотору. Силового аккумулятора емкостью 77 кВт·ч хватает более чем на 400 км пробега, а забрать заряд на сотню километров «Атом» успевает всего за восемь минут.
Осталось дождаться начала продаж и объявления цен на автомобиль. Именно прайс-лист определит не только рыночную судьбу «Атома», но и его место в истории отечественного автопрома.
В любом случае даже сейчас «Атом» и его создатели зашли гораздо дальше и сделали свою работу намного лучше, чтобы избежать даже намеков на повторение судьбы несчастливого «ё-мобиля».