Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Путь в литературу у Виктора Астафьева был не простым. На свет он появился в 24-м году как раз на 1 мая. Родители его были людьми деревенскими, хотя жили неподалеку от Красноярска. Со счастливым детством не задалось – мальчику только стукнуло 7 лет, как отца арестовали и как вредителя отправили в лагеря. Мать будущего писателя в этом же году погибла. Ребенок остался полным сиротой.
Приютила Виктора его бабушка. Отец мальчика, выйдя на волю, нашел себе новую жену, а потом перебрался в Игарку в том же Красноярском крае. Вскоре он заболел, причем сильно. Отца забрали в больницу, а мачеха выгнала пасынка из дома, содержать ребенка она не хотела.
Некоторое время мальчик беспризорничал, пока его не отправили в интернат. Здесь учитель литературы разглядел в нем литературную склонность. Тогда Виктор получил первый литературный опыт, опубликовав в интернатском журнале свой первый рассказ «Жив».
После окончания школы юноша работал в Курейке – небольшом селе, в котором размещался интернат. Накопив денег на дорогу, он купил билет в Красноярск, где учился в фабрично-заводском училище. Потом работал на железной дороге, составлял поезда. У железнодорожников была бронь, но Астафьев решил пойти на фронт добровольцем. Был 42-й год, Красная Армия пока отступала.
Воевал Виктор в самом демократичном звании – рядовым. На фронт он попал в 43-м году. За время боев получил сильную контузию, а потом его тяжело ранило. Воевал будущий писатель неплохо, за чужими спинами не прятался, о чем свидетельствует награждение медалью «За отвагу» и Красная звезда. Послужить довелось в разных ипостасях: был водителем, связистом на артиллерийской батарее. «Отвагу» будущий литератор получил, исправляя порванную под артобстрелом линию связи. Его самого засыпало землей, но связист сумел выбраться и все же восстановил линию.
Послевоенные годы
Демобилизовался Астафьев в 45-м, он тогда познакомился с девушкой, они поженились. Будучи сиротой, Виктор решил отправиться на родину жены, поэтому пара поехала в Чусовой, город на Урале.
Семью нужно было содержать и Виктор много работал. Пришлось потрудиться слесарем и плотником. Был он чернорабочим и грузчиком. На мясокомбинате Астафьев мыл туши и охранял вахту.
Но литературу он не оставил, по вечерам пытался писать. В 51-м Астафьеву удалось устроиться с газету «Чусовой рабочий» литработником. Это произошло после того, как он опубликовал в этом издании свой рассказ. В 53-м в пермском издании вышел сборник рассказов «До будущей весны». В 55-м писатель ушел из газеты, решив посвятить себя литературе. В 58-м он смог окончить и издать крупную прозу, тогда вышел первый его роман, который он назвал «Тают снега». После выхода этой книги Астафьев вступил в писательский союз РСФСР.
За что критикуют Астафьева?
Существует и немало критиков Астафьева и его произведений. Они считают, что Астафьев часто сгущает краски, и выдает единичные случаи за систему. Вот например:
Как состоявшийся литератор он поступил в 59-м на Высшие литературные курсы в столице, которые окончил через два года.
Из города Чусовой семья писателя перебралась в более крупную Пермь, а потом и в город Вологда. Здесь писатель создал свои самые знаменитые произведения: цикл рассказов «Царь-рыба», ряд повестей: «Кража», «Последний поклон», «Пастух и пастушка», «Перевал». Эти произведения принесли ему литературную известность, а также две госпремии.
Уже в 89-м году Астафьев принял решение перебраться в родные места – в горд Красноярск. Именно здесь он приступил к своему основному произведению о военных годах – роману в нескольких частях «Прокляты и убиты». Это сложное и неоднозначное произведение. Роман писался тяжело, не всем он понравился, вызвав прямо полярные мнения у читателей. Но в 95-м за него писателю дали Госпремию Российской Федерации.
К роману, посвященному войне Астафьев шел долго, практически сорок лет. Как и многие фронтовики, вспоминать войну ему было физически тяжело, но тем более хотелось передать переживания и чувства на бумаге.
Впрочем, еще в 54-м он начал писать повесть «Пастух и пастушка», посвященное войне и любви. Закончить смог повесть только в 67-м. Произведение вышло тяжелое, о том, как война уничтожает романтичность и чистоту, убивает любовь. Только в 71-м ее опубликовал журнал «Наш современник».
Были у Астафьева и военные рассказы, например «Ария Каварадосси». Но рассказ несколько раз направляли на доработку, а один из рецензентов – Василий Величко даже заявил, что сомневается, был ли писатель на фронте. Мол, написана какая-то чушь, слишком приземленная, не героическая.
Известный писатель Владимир Дудинцев признавал талант Астафьева, но считал рассказ «охотничьим рассказом», слишком надуманным, чтобы быть правдой. Раскритиковал Дудинцев также повесть «Звездопад» о любви на войне. Он считал, что история должна чем-то кончаться, но история практически повисает в воздухе, влюбленные просто расходятся, оставляя чувство незавершенности у читателей, ведь в начале повести это была «великая и сильная любовь».
В 60-х писатель опубликовал небольшую повесть «Где-то гремит война», позже по ней сняли фильм.
В целом Астафьев писал свои произведения о войне с точки зрения рядового солдата. В его историях мало героизма, много тяжелого труда, грязи окопов, пыльных дорог. Война у Астафьева не имеет никакой романтики.
Но основное его произведение – роман «Прокляты и убиты», где этот подход раскрыт наиболее полно. Писал он произведение долго, окончив только в 92-м, когда стране уже стало не до литературы, в бывшем СССР шли бурные перемены, народ банально выживал. Книга шла тяжело – писатель сам говорил, что устал от крови, смертей снова переживаемых, пока писал строки. Вторая часть романа была завершена уже в 94-м. Астафьев собирался написать и третью часть, но она осталась только в набросках.
По его словам он буквально надсадился работой о романе. Вместо последней части он публикует в 98-м небольшую повесть под названием «Весёлый солдат». Было в планах писателя произведение о сибирских реках – эта тема его волновала, но выполнить задуманное он так и не смог.
Поделись видео: