Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Можно долго и безуспешно спорить на тему первенства в постройке кроссовера. Вариантов очень много, в период с 1960 г по всей Европе периодически возникали прототипы, очень похожие на кроссовер, но по сути таковыми не были. Построить изящную на вид машину, но при этом прочную, мощную, с относительно неплохой проходимостью, в то время было очень сложно.
Скорее всего, первый успех в создании кроссоверов пришел к французской компании Matra
Что, в общем-то, и не удивительно. Компания имела колоссальный опыт в разработке моторов и шикарную базу по проектированию авиационных конструкций. Ее гоночные болиды уже выигрывали «Формулу 1», а это говорит о хорошей подготовке инженеров. Плюс сильно помог опыт тесного сотрудничества с европейским подразделением американской Chrysler, а также с Simca и Talbot.
У Matra уже был неплохой опыт постройки небольших спортивных авто, но в начале 70-х автомобильный рынок Европы был переполнен машинами разных концепций, все искали новую нишу для производства легковых авто. И Matra ее нашла, даже две. Кроме идеи кроссовера, компания предложила прототип первого минивэна, который впоследствии будет известен, как Renault Especa. Но тогда Matra сильно нуждалась в финансировании, и продала все разработки вместе с прототипом компании Рено, позже этот проект будет одним из самых успешных в линейке машин Renault.
Первые расчеты и попытки найти интересный для публики автомобиль привели к тому, что Matra решила делать его дешевым и красивым. Как оказалось, «цепляющий» дизайн в автомобильном мире – это основа основ. Еще специалисты Matra каким-то чудом уловили существовавший тогда спрос на улучшенную проходимость. Не по бездорожью, по асфальту. При этом машина должна оставаться «домашней», комфортной, без лишнего внедорожного «куража». Тогда по дорогам Франции катались внедорожники типа Citroen Mehari и Range Rover, мощные и с высокой проходимостью, но своим видом и запредельным расходом топлива только не привлекали публику.
Денег на крутые моторы и высокую проходимость не было, поэтому Matra решила попытать счастье на полноприводной платформе своего компаньона Simca
Это была легковая модель «Simca 1100». Полноприводное «чудо» со слабым мотором и рамой, не слишком симпатичное, но зато очень недорогое в производстве. Сыграло то, что весь проект «Simca 1100» был сделан Крайслером. А значит довольно добротно и с неплохим запасом прочности.
Что сделала компания Matra. Они взяли трансмиссию и раму от Simca 1100. Далее поставили свой мотор 1,4 л, который брал не более 8 л на сотню. А самое главное – надели на все это новый кузов из пластиковых панелей, а также довели уровень комфорта салона, и управляемость машины до предельно возможного уровня. И надо сказать – попали в точку. Новый и вообще первый в мире кроссовер Matra Rancho стал классическим воплощением мечты горожанина.
Первые показы прошли не очень хорошо
Журналисты, работающие в автомобильной тематике, критиковали новый бренд «Matra-Simco». И так продолжалось постоянно, пока Matra Rancho была на сборочном конвейере. В последствии, ее даже сравнивали с Нивой, отдавая предпочтение советскому внедорожнику. Большинство из этих материалов были заказными. Скорее всего, боссы не могли простить своего упущения и успеха бренда. Возможно, из-за столь сильной антикомпании Matra Rancho продавался не столь хорошо, как мог бы. У кроссовера были проблемы с быстро ржавеющей рамой, мотор был слабоват. Но по сути, эти претензии были не столь значимыми.
А вот у жителей Франции, где красота, элегантность и стиль, ценятся куда больше какой-то рамы, Matra Rancho получила свое признание. Машина обладала настолько специфичным внешним видом, что за ней выстроилась очередь желающих рекламировать свои товары на фоне очень симпатичного авто. Matra Rancho активно раскупалась и явно пришлась ко двору французам. Пусть не скоростная, но очень удобная, экономичная и юркая. Петлять по узким французским дорогам и городским улочкам было одно удовольствие. Да и мотор 1,4 л, оказался, как нельзя, кстати, когда наступил нефтяной кризис и цены на бензин взлетели. Большие Роверы и Ситроены встали, и продавались за копейки.
Итог
Matra Rancho выпускалась с передним приводом и вполне могла пробиться через снежный занос или деревенскую грязь. Плюс надежный мотор и небольшой расход топлива. Но главным все же осталась очень удачный дизайн машины. И, по сути, эта модель не только стала родоначальником всех кроссоверов, но и сформулировала главную идею – машина должна быть красивой и иметь большую проходимость.
Владимир Воробьёв