Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Советский вертолет ЯК-24, который еще получил в народе название «летающий вагон», стал одним из самых уникальных летательных аппаратов этого класса, созданный в период существования СССР.
В 1955 году, в середине лета на аэродроме Тушино приземлились необычного вида вертолеты, общим количеством 4 штуки, из багажного отсека которых начали выезжать своим ходом машины, выкалывались артиллерийские орудия, различные установки и выгружались в полной экипировке десантники.
Случайные свидетели были, что называется, потрясены необычным зрелищем. Подобного еще никто из обычных гражданских людей не видел, поэтому весть о необычных вертолетах мгновенно облетела окрестности.
Исключение из правил
ЯК-24 стал первой моделью грузового вертолета, где вместо обычной схемы размещения, конструкторы использовали продольную схему с закреплением на различной высоте двух винтоагрегатов.
В 1949 году при разработке вертолета М-3, над созданием которого трудились инженеры ОКБ Миля, было предложено произвести установку винтоагрегата по продольной схеме, где в качестве силового агрегата использовался двигатель М-226ГР.
Дальнейшие работы по сборке продолжались сотрудниками ОКБ Яковлева, так как по специальному указанию Берии было поручено для перестраховки в случае неудачи ОКБ Миля, создать прототип вертолета Ми-4.
Александр Сергеевич Яковлев пытался каким-то образом противостоять указанию Берии, хотя пойти наперекор всемогущему Наркому Внутренних дел было смерти подобно.
Задание, данное Советом Министров, заключалось в создании грузового вертолета, способного перемещать грузы весом в 2 тонны на расстояние в 400 км и более.
Динамический потолок машины должен составлять примерно 5,5 км, при этом машина в нагруженном состояние должна развивать скорость не менее 170 км/ч.
Поперечная схема расположения винта, разработанная И.П. Братухиным, уже была испытана и перепроверена на надежность, поэтому, казалось бы, зачем выдумывать новый велосипед, если все уже было продумано ранее.
В 1953 году американские инженеры под руководством Пясецкого, занимавшимся разработкой авиатехники уже предоставили свои проекты с похожими техническими характеристиками.
Идея американцев была абсолютно новой и перспективной, что и стало причиной выбора системы установки винтов вертолета, который начали разрабатывать советские инженеры.
Одновременно с ОКБ Яковлева работы по проекту ЯК-24 проводились в Саратове, но в 1953 году коллектив отказался от разработок, перейдя на создание других летательных аппаратов, хотя практически все было готово к началу сборки испытательных экземпляров.
Ровно через год документы группы саратовских инженеров передали на один из военных заводов, собравших 5 испытательных машин. Что в дальнейшем случилось с этими вертолетами этой серии остается тайной, но этот факт имеет ряд подтверждений в том, что несколько готовых к полетам машин было допущено для проведения испытаний.
К середине лета 1952 года ОКБ Яковлева была готова к началу первых испытаний, и оставалось только найти опытных пилотов. Чтобы подобрать экипаж, который бы справился с возложенными задачами, в экстренном порядке пришлось исколесить полстраны.
3 июля испытательный вертолет впервые поднялся в небо для выполнения задания по удерживанию машины на месте. Позже пилоты приступили к выполнению других задач, более сложных по требованиям.
К середине осени этого же года испытания были успешно закончены. Согласно указанию вертолет справлялся с задачей доставки грузов весом в 2 тонны, на расстояния более 400 км, при этом его скорость максимально можно было разогнать до 195 км/ч.
Государственный испытания прошли не настолько гладкими, как заводские. Были отмечены сбои в работе, при этом зафиксированы две аварии, где в одном из случаев из-за разрушения системы трансмиссии сгорела одна из машин.
После выяснения причин аварии и их устранения было дано указание на серийную сборку вертолетов, часть из которых повторно были направлены на дополнительные испытания.
Проблем было достаточно много и все они были сложными в устранении, поэтому испытания затянулись до весны 1955 года, после чего вертолеты ЯК-24 было рекомендовано для серийной сборки.
И все же, даже после детальных разборок и дополнительных доработок проблемы по собранным машинам оставались. Конструкторам приходилось постоянно дорабатывать технические неполадки уже непосредственно при сборке машин.
Тем не менее, модель грузового вертолета получилась удачной, что в дальнейшем стало причиной ряда модификаций, позволявших использовать летательный аппарат не только для перевозки грузов и людей, но и для выполнения других задач.
В 1959 году в ходе испытаний ЯК-24 выполнил три дальних перелета, где один был специально запланирован для проведения совместных учений в ГДР.
К этому периоды первые машины, которые имели ряд технических недоработок, были списаны.
Перелеты на дальние расстояния стали своеобразной сенсацией в мире развития военной техники. Еще одним рекордом стала высота подъема грузового вертолета с перевозимым грузом.
Последними вылетами, в которых участвовали ЯК-24 стали боевые задания по спасению и вывозу в места эвакуации космонавта, управляемого спуском космического аппарата с корабля «Восток».