Первый советский грузовик АМО Ф15 — их было выпущено всего 6 тысяч. Что с ним стало впоследствии?

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
9
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1

История создания первого полноценного грузовика-полуторки Страны Советов началась задолго до появления советского государства. Первый советский грузовик был создан еще во времена царского правительства. Для производства грузовиков для нужд страны в 1916 г построили завод в Москве, занимались этим два известных коммерсанта – братья Рябушинские, они же выбрали модель – это была копия очень удачного ФИАТ-15 грузоподъемностью 1,5 т. Машину спроектировали итальянцы, и на тот момент это было лучшее решение.

Какое-то время, вплоть до 1923 г, в стране докатывали старые царские машины

Первый советский грузовик АМО Ф15 - их было выпущено всего 6 тысяч. Что с ним стало впоследствии?

Московский автозавод пытались восстановить, но сказывалось отсутствие специалистов и ресурсов. Первый советский грузовик АМО-Ф15 начали делать, как только на предприятии укрыли корпуса и смогли завезти хоть какое-то оборудование. Но большинство станков, купленных царским правительством, так и остались в Италии. На складе были остатки старых моторов, недоделанные рамы, дефицит – подшипники, материалы для проводки и свечи зажигания. Их искали по всем оставшимся мастерским и складам.

Строить первый экземпляр начали в октябре 1924 г

Первый АМО Ф-15 практически выпилили вручную из стальных заготовок. Были кое-какие токарные станки, но даже сделать отливку было проблемой. Например, коленвал для двигателя первого грузовика просто высверлили и вырубили зубилом из толстой стальной плиты. Затем ободрали напильниками вручную и обточили на токарном станке. И так делали большинство деталей, пока не запустили печь для стального литья.

-2

Что интересно, первое шасси с мотором было готово уже к концу октября, а 1 ноября 1924 г первый грузовик, еще без кабины, уже сделал пробную пробежку по заводскому двору. Уже 6 ноября 1924 г было готово 10 машин АМО Ф-15, правда, на праздничном параде 7 ноября смогли проехать только три грузовика.

Благодаря стараниям итальянских инженеров конструкция грузовика получилась невероятно выносливой и простой в изготовлении. Длина грузовика – 5 м, ширина- 1,7 м, клиренс 245 мм. Борта и кабина из досок и фанеры, привод на задний мост с помощью кардана.

Главное преимущество — это мотор АМО Ф-15

-3

Это была рядная «четверка» объемом 4,4 л с вертикальным расположением цилиндров и нижним расположением клапанов. Карбюратор с питанием бензином самотеком. Причем, зажигание от магнето через ременной привод, был и аккумулятор, который использовался только для фар. Запуск выполнялся кривым стартером – ручкой. Охлаждение у мотора было воздушным, маховик был установлен в задней части мотора, к нему же крепились лопатки огромного вентилятора. Теплый воздух пропускался под днищем кабины и частично обогревал кабину грузовика.

Управление двигателем выполнялось тросом, подключенным к заслонке карбюратора и к крану, подающему бензин. Рулить АМО Ф-15 было несложно, но водителю прежде требовалось постичь все премудрости управления оборотами мотора. В принципе, машина была довольно мощной, на 1400 об/мин бензиновый двигатель выдавал до 35 л.с.

Интересно, что коробка у машины была на 4 ступени, зато сцепление состояло из 41 «мокрого» диска с масляным охлаждением

-4

Раму делали клепкой, из листовых гнутых заготовок, как у паровозов. Причем, коробку сначала собирали лишь «в черновую», ставили на рессоры и собранные мосты, с уже прикрученными колесами. Далее приходилось подгибать и подгонять раму, снимать и клепать окончательно. Хотя по итальянской технологии раму должны были собирать на специальном шаблоне-кондукторе. Но ценное оборудование было утрачено, деревянный шаблон был, видимо, использован на дрова. Лишь через год сделали кондуктор требуемой точности, и скорость сборки машин увеличилась почти втрое.

Интересно, что колесные диски делали также клепанными из двух сплошных заготовок. Первую резину для грузовиков делали литой, амортизация была практически нулевая, потом научились клеить камеры, что реально улучшило уровень комфорта для водителя грузовика. Кстати, кабина первых АМО Ф-15 была с брезентовой крышей и передним плоским стеклом. Лишь через год кабины стали делать полностью деревянными. Полное остекление на АМО Ф-15 появилось еще через два года.

На грузовике был стояночный тормоз и полноценная тормозная система, правда, тросовая

Если потянуть рычаг, одна пара колодок обжимала карданный вал, вторая – прижималась к колесным дискам заднего моста. Менять колодки приходилось через каждые пару месяцев.

-5

Машина получилась довольно верткой, радиус разворота всего 7,2 м, поэтому АМО Ф-15 был способен проехать практически по любым переулками и улицам Москвы. Позже на основе грузовика сделали автобус.

О надежности конструкции машины можно было судить по тому, что в 1924 г первых три собранных АМО Ф-15, участвовавших в параде 7 ноября, отправили в автопробег с еще двумя десятками машин импортного производства. Грузовики АМО Ф-15 прошли более 2000 км за 62 ч без поломок. И это своего рода рекорд для таких конструкций. Машину выпускали до 1931 г, выпустили 6,38 тыс. машин.

Владимир Воробьёв

+1
0
+1
9
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии