Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Сегодня мы завершаем обзор уникальной экспозиции Военно-Морского Флота СССР на берегу Истринского водохранилища, где выставлены действительно интересные и даже уникальные экспонаты.
В прошлых статьях мы уже рассказывали про остатки корпусов двух малых подводных лодок специального назначения МС-520 и МС-521 проекта 865 «Пиранья», а также про рубку последней построенной большой дизельной подводной лодки Б-380 «Горьковский комсомолец» проекта 641Б «Сом».
В заключительной же части мы расскажем о ещё нескольких подводных лодках и других экспонатах, а также расскажем как вообще появилась эта экспозиция ВМФ, к которой оказалось не так просто попасть.
В 2020 г. офицеры из ассоциации «Клуба Русская морская традиция» и выпускники-дизелисты 1992 г. Ленинградского высшего военно-морского инженерного училища имени В. И. Ленина, узнали о проводившейся утилизации последней выпущенной большой подводной лодки Б-380 «Горьковский Комсомолец» проекта 641Б «Сом» и приняли решение о сохранении ограждение её рубки, основав на её базе на берегу Истринского водохранилища в Московский области экспозицию ВМФ, заложенную 26 июля 2020 г. ко Дню Военно-Морского Флота.
В августе 2020 г. из Севастополя тремя бортами спецтехники на берег Истринского водохранилища были перевезены элементы рубки и другие части подлодки общим весом около 40 тонн, из которых силами профессиональных реставраторов была собрана полноценная рубка. В ней были восстановлены все внешние детали вплоть до верхнего рубочного люка и боковой рубочной двери. Внутри установили оригинальную систему бортовых огней и внутреннего освещения рубки с пакетниками и розетками, палубу со всеми настилами и трапами, восстановили некоторые выдвижные устройства, а как вишенка на торте, снаружи рубку обклеили резиной.
15 октября 2021 г. экспозиция ВМФ была торжественно открыта для посетителей, главным экспонатом которой сначала и стала эта рубка подводной лодки Б-380, о которой мы уже писали подробную статью.
В 2022 г. экспозиция пополнилась ещё более уникальной подводной лодкой, считавшейся безвозвратно потерянной при утилизации в 2000 г. — знаменитой малой специальной подводной лодкой проекта 865 «Пиранья», точную копию внешнего лёгкого корпуса которой удалось собрать из уцелевших элементов, спасённых с завода. О ней мы тоже уже писали подробную статью.
Но и это ещё не всё. В 2023 г. недалеко от берега начали собирать корпус второй «Пираньи», некоторые элементы лёгкого корпуса которой также оказались уцелевшими, о которой мы также писали отдельную подробную статью.
В настоящее время в составе экспозиции собраны и другие интересные образцы начиная с Петровских времён. За историей каждого собранного экспоната стоит энтузиазм членов ассоциации, желание подарить им вторую жизнь и конечно познакомить молодое поколение с историей отечественного Военно-Морского Флота.
Так экспозиция стала местом для проведения различных мероприятий самой ассоциации «Клуба Русская морская традиция», празднования Дня моряка-подводника, Дня ВМФ и прочих флотских празднований. Здесь проходят встречи подшефных кадетов с ветеранами ВМФ и презентации книг писателей-маринистов, проводятся шлюпочные походы и парусно-гребные регаты.
Жаль только, что попасть сюда не так просто, о чём мы писали в самой первой статье про «Пиранью», но если вы настырный как мы, то у вас всё получится. 🙂
Ну а теперь давайте прогуляемся по территории и посмотрим на другие интересные экспонаты, не попавшие в предыдущие обзоры.
Недалеко от главной проходной на территорию гостиничного комплекса установлен многоцелевой вертолёт Ми-2, производившийся в Польше с 1965 по 1992 гг. и применявшийся на флоте как вертолёт палубного базирования для огневой поддержки и связи между кораблями.
Всего их было выпущено около 5400 единиц.
Он мог подниматься на высоту до 4 км и перемещаться на расстояния до 360 км со скоростью 210 км/ч.
Экипаж машины состоял из одного пилота.
У прохода к экспозиции ВМФ на берегу установлена боевая разведывательно-дозорная машина БРДМ-2, находившаяся на вооружении разведывательных и штабных подразделений, а также в морской пехоте ВМФ
Впервые эти машины были продемонстрировали на Красной площади в 1966 г. во время парада на Красной площади.
Машина обладает запасом хода в 750 км при скорости до 80 км/ч, повышенной проходимостью и способностью с ходу преодолевать водные преграды со скоростью до 10 км/ч. Лёгкая броня защищает от пуль и осколков мин небольшого калибра.
БРДМ-2 производилась с 1965 по 1989 гг. и до сих пор стоит на вооружении в более чем 50 странах.
Перейдём к другой площадке.
В октябре 2022 г. по чертежам из архивов Центрального военно-морского музея, силами ассоциации было изготовлено два чугунных макета 6-ти фунтовых орудий XVII века на деревянных лафетах.
Орудийная обслуга пушки состояла из пяти человек.
В оригинале калибр пушки составлял 96-мм, а масса орудия 590 кг.
Она была способна поражать цели на расстоянии до 200 метров.
Масса ядра для этой пушки составляла 3 кг, а масса порохового заряда 1,2 кг.
Позади пушек установлено два оригинальных адмиралтейских якоря образца 1852 г. весом по 3 тонны, применявшихся на кораблях Российского Императорского флота и раннего СССР.
От пушек дорожка ведёт к небольшой площади с постаментом.
На котором к 350-летию Петра Великого установлен его бюст.
Думаю, что наши читатели не глупые люди и никому не надо объяснять как Пётр I связан с Военно-Морским Флотом.
Слева за памятником, внешне похожий на бочку с вёслами, установлен макет потаённого судна Никонова, являвшегося прототипом первой в мире подводной лодки военного назначения.
Ещё в 1718 г. мастеровой Ефим Никонов подал челобитную на имя императора Петра I о постройке такого судна, предназначенного «ходить в воде потаенно и наносить урон вражеским кораблям».
Первое такое «потаённое судно» было построено марте 1721 г., но во время испытаний оно дало течь и затонуло, после чего работы по его созданию были продолжены.
В 1724 г. прошли вторые испытания этого прародителя субмарин, в ходе которого судно смогло погрузиться на глубину, но от удара о дно получило пробоину и затонуло.
Тем не менее даже после кончины Петра были проведены еще одни испытания, которые также окончились неудачей.
Реплика «потаённого судна» была построена в честь 350-летия со дня рождения Петра I и даже приняла участие в исторической реконструкции стоянки Петровского флота, организованной музеем подводной лодка Д-2 “Народоволец” (филиалом Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого), о которой у нас кстати тоже есть подробная статья на канале. ВТорая такая же реплика была построена для самого музея ЦВММ.
Осмотрим её детальнее.
Справа позади памятника Петру I установлена ещё одна реплика первой в мире серийной подводной лодки конструкции С. К. Джевецкого.
В 1878-1879 гг. инженер-изобретатель Степан Карлович Джевецкий построил два таких экспериментальных подводных аппаратов, один малый одноместный и второй большой четырехместный, которые приводились в движение при помощи педального привода. Их особенностью была возможность запускать с глубины всплывающие мины.
В 1881 г. обе лодки были приняты на вооружение флота, а в 1884 г. появилась и новая модификация с электродвигателем, работающим от аккумуляторов.
Всего было произведено 50 таких подлодок, которые служили на Чёрном и Балтийском морях вплоть до 1888 г.
Более того, это была первая подлодка, которая в реальности была применена в боевых действиях при обороне Порт-Артура в 1902 г., оказывая психологическое воздействие на противника.
При поддержке всё того же Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого специалисты из ассоциации смогли снять 3D-проекции подлодки, по которым сделали чертежи и создали точный макет, ставший одним из ключевых экспонатов площадки.
Осмотрим её подробнее.
А теперь перейдём к более современной подлодке.
Есть в экспозиции и советская сверхмалая подводная лодка «Тритон 1М», ставшая важным этапом в создании сверхмалых подводных лодок специального назначения, но к сожалению это всего лишь макет. О оригинальных таких лодках мы уже писали, находя их в различных музеях и парках.
Первые две СМПЛ «Тритон-1» вошли в состав ВМФ СССР в июне 1973 г., а всего было построено 32 таких подлодки,из которых в музеях и памятных комплексах сохранилось менее десятка, а потому встретить их в оригинале большая редкость, хотя несколько из них мы всё же посетили в разных концах страны.
Снаружи, если не придираться к мелочам, макет выглядит очень даже похожим на оригинал.
В носовой части корпуса располагалась проницаемая кабина для двух легководолазов, прикрытая фонарём. Сами боевые пловцы внутри находились в мокрых гидрокостюмах.
Основным предназначением этой СМПЛ было патрулирование акватории портов и рейдов, доставка и эвакуация водолазов-разведчиков, а также минирование причалов и кораблей противника.
Маломощный двигатель СМПЛ, работавший от аккумуляторов, обеспечивал дальность хода в 35 миль со скоростью до 6 узлов на глубинах до 40 метров.
Автономность непрерывной работы ограничивалась всего в 7,5 часов, но зато при необходимости «Тритон-1М» мог оставаться на морском дне до 10 суток, после чего мог продолжить работу.
У рубки большой подводной лодки Б-308 есть ещё экспозиция из морских гальваноударных якорных мин образца 1908-1938 гг.
В 1812 г. российский инженер Павел Шиллинг разработал электрический взрыватель подводной мины и в том же году успешно осуществил подрыв подводного фугаса с помощью электрического тока от аккумуляторной батареи. Тем не менее в то время проект поддержки не нашёл.
В 1840 г. были проведены успешные испытания гальваноударных мин конструкции Б. С. Якоби, обладавших собственной плавучестью за счёт воздушной камеры в её корпусе. С тех пор была введена подготовка специальных подразделений гальванёров для флота и саперных батальонов.
Во время Крымской войны такие мины впервые были применены в боевых действиях против англо-французского флота, появившегося в Финском заливе. Тогда русские военные моряки произвели массовые минные постановки для защиты подходов с моря к Кронштадту (1865 шт), Свеаборгу (994 шт), Ревелю, Усть-Двинску с дополнительным прикрытием огнём береговой артиллерии.
Российский Императорский флот стал первым в мировой военной истории флотом, применившим морские мины как элемент спланированной стратегии морской обороны.
Ещё одним экспонатом на территории является рейдовый рабочий катер с шифром «Бычок».
Это малый корабельный рабочий катер проекта 338М, являвшийся самым распространённым в частях и на кораблях ВМФ.
Такие катера производились на судостроительных заводах ССЗ №5 в г. Ленинград, Приморском ССЗ «Алмаз», «Море» в Феодосии и даже в Москве. Катер — самый распространённый в частях и на кораблях ВМФ.
Длина катера составляет 8,5 м, ширина 2,4 м, а осадка 0,52 м. «Бычок» водоизмещением 2,5 тонны мог развивать скорость до 6,5 узлов при дальности хода до 200 миль. Экипаж состоял из 3 человек, а вместимость до 18 человек.
На берегу установлены оригинальные кнехты противолодочного корабля «Керчь» проекта 1134Б.
И ещё вот такая крошечная мортирка.
Ну а на этом всё.