Loading...
Первая Российская подводная лодка времён Петра-I и другие малые подлодки специального назначения на берегу Истринского водохранилища - новости Подоляка

Первая Российская подводная лодка времён Петра-I и другие малые подлодки специального назначения на берегу Истринского водохранилища

Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Первая Российская подводная лодка времён Петра-I и другие малые подлодки специального назначения на берегу Истринского водохранилища

Сегодня мы завершаем обзор уникальной экспозиции Военно-Морского Флота СССР на берегу Истринского водохранилища, где выставлены действительно интересные и даже уникальные экспонаты.

В прошлых статьях мы уже рассказывали про остатки корпусов двух малых подводных лодок специального назначения МС-520 и МС-521 проекта 865 «Пиранья», а также про рубку последней построенной большой дизельной подводной лодки Б-380 «Горьковский комсомолец» проекта 641Б «Сом».

В заключительной же части мы расскажем о ещё нескольких подводных лодках и других экспонатах, а также расскажем как вообще появилась эта экспозиция ВМФ, к которой оказалось не так просто попасть.

Фото участников ассоциации "Клуб Русская морская традиция" с их официального сайта.
Фото участников ассоциации «Клуб Русская морская традиция» с их официального сайта.

В 2020 г. офицеры из ассоциации «Клуба Русская морская традиция» и выпускники-дизелисты 1992 г. Ленинградского высшего военно-морского инженерного училища имени В. И. Ленина, узнали о проводившейся утилизации последней выпущенной большой подводной лодки Б-380 «Горьковский Комсомолец» проекта 641Б «Сом» и приняли решение о сохранении ограждение её рубки, основав на её базе на берегу Истринского водохранилища в Московский области экспозицию ВМФ, заложенную 26 июля 2020 г. ко Дню Военно-Морского Флота.

-3

В августе 2020 г. из Севастополя тремя бортами спецтехники на берег Истринского водохранилища были перевезены элементы рубки и другие части подлодки общим весом около 40 тонн, из которых силами профессиональных реставраторов была собрана полноценная рубка. В ней были восстановлены все внешние детали вплоть до верхнего рубочного люка и боковой рубочной двери. Внутри установили оригинальную систему бортовых огней и внутреннего освещения рубки с пакетниками и розетками, палубу со всеми настилами и трапами, восстановили некоторые выдвижные устройства, а как вишенка на торте, снаружи рубку обклеили резиной.

15 октября 2021 г. экспозиция ВМФ была торжественно открыта для посетителей, главным экспонатом которой сначала и стала эта рубка подводной лодки Б-380, о которой мы уже писали подробную статью.

-4

В 2022 г. экспозиция пополнилась ещё более уникальной подводной лодкой, считавшейся безвозвратно потерянной при утилизации в 2000 г. — знаменитой малой специальной подводной лодкой проекта 865 «Пиранья», точную копию внешнего лёгкого корпуса которой удалось собрать из уцелевших элементов, спасённых с завода. О ней мы тоже уже писали подробную статью.

-5

Но и это ещё не всё. В 2023 г. недалеко от берега начали собирать корпус второй «Пираньи», некоторые элементы лёгкого корпуса которой также оказались уцелевшими, о которой мы также писали отдельную подробную статью.

-6

В настоящее время в составе экспозиции собраны и другие интересные образцы начиная с Петровских времён. За историей каждого собранного экспоната стоит энтузиазм членов ассоциации, желание подарить им вторую жизнь и конечно познакомить молодое поколение с историей отечественного Военно-Морского Флота.

Так экспозиция стала местом для проведения различных мероприятий самой ассоциации «Клуба Русская морская традиция», празднования Дня моряка-подводника, Дня ВМФ и прочих флотских празднований. Здесь проходят встречи подшефных кадетов с ветеранами ВМФ и презентации книг писателей-маринистов, проводятся шлюпочные походы и парусно-гребные регаты.

Жаль только, что попасть сюда не так просто, о чём мы писали в самой первой статье про «Пиранью», но если вы настырный как мы, то у вас всё получится. 🙂

Ну а теперь давайте прогуляемся по территории и посмотрим на другие интересные экспонаты, не попавшие в предыдущие обзоры.

-7

Недалеко от главной проходной на территорию гостиничного комплекса установлен многоцелевой вертолёт Ми-2, производившийся в Польше с 1965 по 1992 гг. и применявшийся на флоте как вертолёт палубного базирования для огневой поддержки и связи между кораблями.

-8

Всего их было выпущено около 5400 единиц.

-9

Он мог подниматься на высоту до 4 км и перемещаться на расстояния до 360 км со скоростью 210 км/ч.

-10

Экипаж машины состоял из одного пилота.

-11
-12

У прохода к экспозиции ВМФ на берегу установлена боевая разведывательно-дозорная машина БРДМ-2, находившаяся на вооружении разведывательных и штабных подразделений, а также в морской пехоте ВМФ

-13

Впервые эти машины были продемонстрировали на Красной площади в 1966 г. во время парада на Красной площади.

-14

Машина обладает запасом хода в 750 км при скорости до 80 км/ч, повышенной проходимостью и способностью с ходу преодолевать водные преграды со скоростью до 10 км/ч. Лёгкая броня защищает от пуль и осколков мин небольшого калибра.

-15

БРДМ-2 производилась с 1965 по 1989 гг. и до сих пор стоит на вооружении в более чем 50 странах.

-16

Перейдём к другой площадке.

-17

В октябре 2022 г. по чертежам из архивов Центрального военно-морского музея, силами ассоциации было изготовлено два чугунных макета 6-ти фунтовых орудий XVII века на деревянных лафетах.

-18

Орудийная обслуга пушки состояла из пяти человек.

В оригинале калибр пушки составлял 96-мм, а масса орудия 590 кг.

-19

Она была способна поражать цели на расстоянии до 200 метров.

-20
-21
-22

Масса ядра для этой пушки составляла 3 кг, а масса порохового заряда 1,2 кг.

-23

Позади пушек установлено два оригинальных адмиралтейских якоря образца 1852 г. весом по 3 тонны, применявшихся на кораблях Российского Императорского флота и раннего СССР.

-24
-25

От пушек дорожка ведёт к небольшой площади с постаментом.

-26

На котором к 350-летию Петра Великого установлен его бюст.

-27

Думаю, что наши читатели не глупые люди и никому не надо объяснять как Пётр I связан с Военно-Морским Флотом.

-28

Слева за памятником, внешне похожий на бочку с вёслами, установлен макет потаённого судна Никонова, являвшегося прототипом первой в мире подводной лодки военного назначения.

-29

Ещё в 1718 г. мастеровой Ефим Никонов подал челобитную на имя императора Петра I о постройке такого судна, предназначенного «ходить в воде потаенно и наносить урон вражеским кораблям».

-30
-31

Первое такое «потаённое судно» было построено марте 1721 г., но во время испытаний оно дало течь и затонуло, после чего работы по его созданию были продолжены.

Иллюстрация испытаний потаённого судна Никонова, найденная в интернете.
Иллюстрация испытаний потаённого судна Никонова, найденная в интернете.

В 1724 г. прошли вторые испытания этого прародителя субмарин, в ходе которого судно смогло погрузиться на глубину, но от удара о дно получило пробоину и затонуло.

Тем не менее даже после кончины Петра были проведены еще одни испытания, которые также окончились неудачей.

-33

Реплика «потаённого судна» была построена в честь 350-летия со дня рождения Петра I и даже приняла участие в исторической реконструкции стоянки Петровского флота, организованной музеем подводной лодка Д-2 “Народоволец” (филиалом Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого), о которой у нас кстати тоже есть подробная статья на канале. ВТорая такая же реплика была построена для самого музея ЦВММ.

-34

Осмотрим её детальнее.

-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41

Справа позади памятника Петру I установлена ещё одна реплика первой в мире серийной подводной лодки конструкции С. К. Джевецкого.

-42

В 1878-1879 гг. инженер-изобретатель Степан Карлович Джевецкий построил два таких экспериментальных подводных аппаратов, один малый одноместный и второй большой четырехместный, которые приводились в движение при помощи педального привода. Их особенностью была возможность запускать с глубины всплывающие мины.

В 1881 г. обе лодки были приняты на вооружение флота, а в 1884 г. появилась и новая модификация с электродвигателем, работающим от аккумуляторов.

Всего было произведено 50 таких подлодок, которые служили на Чёрном и Балтийском морях вплоть до 1888 г.

-43

Более того, это была первая подлодка, которая в реальности была применена в боевых действиях при обороне Порт-Артура в 1902 г., оказывая психологическое воздействие на противника.

-44

При поддержке всё того же Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого специалисты из ассоциации смогли снять 3D-проекции подлодки, по которым сделали чертежи и создали точный макет, ставший одним из ключевых экспонатов площадки.

-45

Осмотрим её подробнее.

-46
-47
-48
-49
-50
-51

А теперь перейдём к более современной подлодке.

-52

Есть в экспозиции и советская сверхмалая подводная лодка «Тритон 1М», ставшая важным этапом в создании сверхмалых подводных лодок специального назначения, но к сожалению это всего лишь макет. О оригинальных таких лодках мы уже писали, находя их в различных музеях и парках.

-53

Первые две СМПЛ «Тритон-1» вошли в состав ВМФ СССР в июне 1973 г., а всего было построено 32 таких подлодки,из которых в музеях и памятных комплексах сохранилось менее десятка, а потому встретить их в оригинале большая редкость, хотя несколько из них мы всё же посетили в разных концах страны.

-54

Снаружи, если не придираться к мелочам, макет выглядит очень даже похожим на оригинал.

-55
-56

В носовой части корпуса располагалась проницаемая кабина для двух легководолазов, прикрытая фонарём. Сами боевые пловцы внутри находились в мокрых гидрокостюмах.

-57

Основным предназначением этой СМПЛ было патрулирование акватории портов и рейдов, доставка и эвакуация водолазов-разведчиков, а также минирование причалов и кораблей противника.

-58

Маломощный двигатель СМПЛ, работавший от аккумуляторов, обеспечивал дальность хода в 35 миль со скоростью до 6 узлов на глубинах до 40 метров.

-59

Автономность непрерывной работы ограничивалась всего в 7,5 часов, но зато при необходимости «Тритон-1М» мог оставаться на морском дне до 10 суток, после чего мог продолжить работу.

-60
-61
-62

У рубки большой подводной лодки Б-308 есть ещё экспозиция из морских гальваноударных якорных мин образца 1908-1938 гг.

-63

В 1812 г. российский инженер Павел Шиллинг разработал электрический взрыватель подводной мины и в том же году успешно осуществил подрыв подводного фугаса с помощью электрического тока от аккумуляторной батареи. Тем не менее в то время проект поддержки не нашёл.

В 1840 г. были проведены успешные испытания гальваноударных мин конструкции Б. С. Якоби, обладавших собственной плавучестью за счёт воздушной камеры в её корпусе. С тех пор была введена подготовка специальных подразделений гальванёров для флота и саперных батальонов.

-64

Во время Крымской войны такие мины впервые были применены в боевых действиях против англо-французского флота, появившегося в Финском заливе. Тогда русские военные моряки произвели массовые минные постановки для защиты подходов с моря к Кронштадту (1865 шт), Свеаборгу (994 шт), Ревелю, Усть-Двинску с дополнительным прикрытием огнём береговой артиллерии.

-65
-66

Российский Императорский флот стал первым в мировой военной истории флотом, применившим морские мины как элемент спланированной стратегии морской обороны.

-67
-68

Ещё одним экспонатом на территории является рейдовый рабочий катер с шифром «Бычок».

-69

Это малый корабельный рабочий катер проекта 338М, являвшийся самым распространённым в частях и на кораблях ВМФ.

-70

Такие катера производились на судостроительных заводах ССЗ №5 в г. Ленинград, Приморском ССЗ «Алмаз», «Море» в Феодосии и даже в Москве. Катер — самый распространённый в частях и на кораблях ВМФ.

-71

Длина катера составляет 8,5 м, ширина 2,4 м, а осадка 0,52 м. «Бычок» водоизмещением 2,5 тонны мог развивать скорость до 6,5 узлов при дальности хода до 200 миль. Экипаж состоял из 3 человек, а вместимость до 18 человек.

-72
-73
-74
-75

На берегу установлены оригинальные кнехты противолодочного корабля «Керчь» проекта 1134Б.

-76

И ещё вот такая крошечная мортирка.

-77

Ну а на этом всё.

-78
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии