Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Заявление главы «Рособоронэкспорта» о том, что первый Су-57 может быть поставлен инозаказчику уже в текущем году, вызвало немало пересудов. Что же новейший российский истребитель представляет собой, как экспортный товар?
Основное преимущество Су-57 — это то, что он «есть». Имеется в виду готовность России осуществлять экспортные поставки этой машины.
Американский F-35 в качестве конкурента практически отпадает. Он поставляется странам НАТО, да ещё Израилю – стратегическому партнёру США на Ближнем Востоке. В ближайшее время другим странам вряд ли удастся попасть в число эксплуатантов этой машины.
Есть ещё китайские J-20 и J-35 (также известный как FC-31). По порядку. J-20 китайцы пока не предлагают на экспорт – машина находится в приоритетном списке закупок ВВС НОАК. Скорее всего, такое положение сохранится и на относительно близкое будущее. На даже если J-20 будет предложен на экспорт, его высокая стоимость и сложность обслуживания, а также специфичность решаемых им задач (скорее всего, неплохие возможности как перехватчика – но как истребитель он вряд ли хорош) могут ограничить круг потенциальных покупателей.
J-35 можно рассматривать как основного конкурента Су-57 на мировом рынке. Он явно дешевле в производстве и обслуживании, чем J-20. Скорее всего, он окажется дешевле и Су-57. Но вот по критерию «стоимость–эффективность» китайская машина – с высокой степенью вероятности – проиграет.
Кроме того, слабое место китайского авиапрома – двигатели. По неофициальным / косвенным данным, они проигрывают конкурентам по ресурсу. А это заметно увеличивает затраты на эксплуатацию, что вряд ли обрадует потенциальных покупателей.
Есть ещё и аспект репутации. КБ Сухого хорошо известно как разработчик истребителей с впечатляющими тактико-техническими характеристиками. А вот у китайских конструкторов такой репутации нет. Единственный современный экспортный истребитель Китая – это FC-1 (JF-17). Да и тот, насколько мне известно, разработан с помощью российских коллег. Правда, это не особо помогло – к надёжности китайского экспортного истребителя есть большие нарекания.
Так что если J-35 и появится за пределами КНР, то именно в Пакистане. С этой страной у китайцев особые отношения – они «дружат против» Индии. А вот для Су-57 пакистанский рынок с практически полной вероятностью закрыт. Но, как говорится, «не очень-то и хотелось».
Если же говорить о конкурентах из других стран, то они — европейский Tempest, японский F-X, турецкий Kaan и пр. – находятся на стадии разработки. Неизвестно, какими и когда они выйдут из этой стадии, и выйдут ли вообще.
Подводя итоги. Момент для вывода Су-57 на внешний рынок сейчас подходящий – конкурентов практически нет. Да, есть проблемы высокой стоимости и политических рисков, но они есть всегда. По сути, многое зависит от возможностей авиапрома. Контракт с ВВС РФ пока не закрыт, и экспортные заказы подразумевают увеличение темпа выпуска Су-57. При этом параллельно КнААЗ должен выполнять поставки в войска истребителей семейства Су-27. Так что реализация экспортного потенциала Су-57 потребует объединённых усилий как российских «торговцев оружием», так и отечественных «оборонщиков».
Поделись видео:



