Перед войной у СССР был свой «Тигр»- но в производство его не пустили, почему?

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
1
+1
6
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

О новой, с еще более мощным бронированием и вооружением модификации танка КВ задумались сразу после начала серийного производства первых двух. Совместное постановление СНК и ЦК о начале работ по этой теме вышло в середине июня сорокового года. На этот момент успели построить около десятка КВ-1 и всего четыре КВ-2.

Тем не менее, Кировскому заводу было предписано уже к ноябрю сдать два образца с 90-мм броней и разными орудиями: 76 мм Ф-32 и 85 мм Ф-30, а месяц спустя представить еще пару с аналогичным вооружением, но толщиной брони 100 мм.

Перед войной у СССР был свой "Тигр"- но в производство его не пустили, почему?

Сроки сорвали незначительно, но вместо четырех танков построили всего два. 5-го ноября сдали первый с 76 мм пушкой и 90 мм бронированием, 5-го декабря второй с 85 мм орудием и броней 100 мм. Машины получили обозначения КВ-150 (или объект 150) и КВ-220 (объект 220) соответственно. К испытанию опытных образцов приступили в январе.

КВ-150 был по сути, серийным танком с увеличенной снаружи на 15 мм толщиной броневых листов, геометрию корпуса и башни менять не стали. Узлы и агрегаты остались те же самые. Внешне его можно отличить только по появившейся на башне командирской башенке. Масса возросла с 47-ми до 51-й тонны, поэтому шестисот сильный дизель двигатель В-2К форсировали до 700 л.с.

По полигону танк успел за месяц проехать две сотни километров, после чего его с испытаний сняли. Форсированный двигатель работать отказался. Тянул он только на второй передаче, на более высоких перегревался, несмотря на то, что испытания проходили зимой и температура была ниже 10-ти градусов. Приняли решение о доработке двигателя с системами охлаждения.

Для КВ-220 под орудие Ф-30 была разработана новая башня коробчатой формы, напоминающая башню КВ-2. С учетом увеличения массы до 63-х тонн, шасси удлинили на один опорный каток, их стало 7 по одному борту. На танк установили опытный двигатель В-5 мощности 700 л.с.

Испытания закончились, не успев толком начаться, уже на второй день двигатель вышел из строя. Впрочем, успели выяснить, что прицельный огонь вести невозможно, орудие Ф-30 оказалось неуравновешенно.

Танк КВ-150 (объект 150). Фото в открытом доступе.
Танк КВ-150 (объект 150). Фото в открытом доступе.

Оба танка испытания по большому счету провалили. Однако, КВ-150 очевидно показался более близким к завершению. 15-го марта выходит постановление, предписывающее Кировскому заводу начать серийное производство под обозначением КВ-3 и с немного другой спецификацией: 76 мм пушкой Ф-34 и двигателем В-5. Причем в планах на 1941-й год он оказался в приоритете, пять сотен, то есть столько же, сколько остальных КВ.

Приблизительно в это же время верховное командование получает разведданные (потом выяснится не вполне достоверные) сообщающие, что в Рейхе уже производятся и поступают на вооружение панцерваффе тяжелые танки массой до 90 тонн с толстой броней и калибром пушек до 90 мм. Нужен был адекватный ответ, существующие КВ им противостоять не могли.

Уже 7 апреля выходит новое постановление. Помимо предписания начать проектирование сверхтяжелых монстров КВ-4 и КВ-5 оно существенно увеличило требования к танку КВ-3. Толщину брони подняли до 120 мм, задали наклон стенок башни не менее 30 градусов, а ее саму сделать штампованной. Вооружить КВ-3 решили противотанковой пушкой ЗИС-6 калибра 107 мм.

Сроки отмерили «весьма щедро»: восемь дней на чертежи корпуса и башни, еще десять на макет, а 20 мая необходимо было представить корпус с башней уже в металле. К 30-му установить в башню орудие.

План изготовления КВ-3 на 1941-й год менять не стали, те же 500 штук, но уже в измененном в соответствии с новыми требованиями виде. Первые полсотни ожидали уже в августе.

Танк КВ-220 (объект 220). Фото в открытом доступе.
Танк КВ-220 (объект 220). Фото в открытом доступе.

Под такие параметры КВ-150 (объект 150) ставший КВ-3 доработать было уже невозможно. Его переименовали в КВ-6, а КВ-3, получивший проектное название объект 223 начали разрабатывать, взяв за основу КВ-220 (объект 220).

Чтобы сократить сроки, новые узлы и агрегаты решили испытывать на уже имеющемся КВ-220. На нем заменили сломавшийся двигатель, догрузили до расчетной массы 70 тонн и уже 20-го апреля приступили к полигонным испытаниям.

7-го мая госкомиссии предъявили технический проект и деревянный макет танка. Танк получил доработанный корпус КВ-220 и совершенно новую башню конической формы с уширенным погоном и небольшой выпуклостью в месте размещения командира с его башенкой. На нем предполагалось установить дизельный двигатель В-2СН с наддувом, развивающий мощность 850 л.с. и новую КПП. После устранения некоторых замечаний, вынесенных на рассмотрении, приступили к изготовлению прототипа.

Если артиллеристы со своей частью разработок уложились в срок, у танкистов начались проблемы. К 20-му мая не успели изготовить не только башню, но и штампы для нее, они могли быть готовы не ранее, чем через месяц.

К этому времени догруженный КВ-220 успел пройти по полигону 1330 километров. Как и ожидалось, такой массы узлы КВ-1 не выдерживали. Передачи в КПП переключались с трудом, гнулись балансиры и оси катков, ломались торсионы.

Двигатель для семидесятитонной машины оказался явно слабоват. Поскольку шасси КВ-3 еще не было готово, 20 мая решили капитально отремонтировать имеющееся. За 10 дней в корпус поставили двигатель В-2СН и доработанные элементы подвески и ходовой. После ремонта танк вернули на полигон. До начала войны он пробежал еще 655 километров и уже практически не ломался. Что же касается КВ-3, то успели полностью собрать шасси без башни.Всё самое интересное о танках Второй Мировой можно читать в моем разделе «Премиум».

26-го июня, на четвертый день войны работы были прекращены. Кировскому заводу стало не до перспективных танков, все ресурсы были брошены на увеличение выпуска КВ-1. Когда в октябре началась эвакуация, все три машины (КВ-15-, КВ-220 и КВ-3) были переданы в войска и отправлены на фронт.

Поскольку КВ-3 был без башни, а у КВ-220 пушка Ф-30 была в неработоспособном состоянии на них установили серийные башни КВ-1. О их дальнейшей судьбе практически ничего не известно. Имеются только сведения о танке «За Родину» (КВ-220 или КВ-3) у которого попаданием снаряда 150 мм гаубицы сорвало башню, при этом весь экипаж погиб.

К теме КВ-3 вернулись только в начале сорок второго года, когда закончились эвакуационные проблемы. На этот раз на танк предполагали установить новый дизель мощностью 1200 л.с. Однако, уже весной работы были снова прекращены, на этот раз окончательно. Сверхтяжелых танков у немцев не оказалось, а с «трешками» и «четверками» вполне успешно боролись Т-34 и КВ-1.

В ГАБТУ решили, что КВ-3 не нужен, достойного противника для него просто не было. Кроме того, выпуск пушек ЗИС-6 свернули в августе сорок первого, так как ставить их было не на что, серийное производство танка не началось.

Возможно, об этом пожалели в сорок третьем году, когда у немцев в большом количестве появились новые «Тигры» и «Пантеры», да и «четверки» обзавелись длинноствольными 75 мм пушками, которые пробивали КВ-1 и Т-34, а броня КВ-3 теоретически их могла выдержать.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

КВ-3 с макетом башни на испытаниях. Фото в открытом доступе.
КВ-3 с макетом башни на испытаниях. Фото в открытом доступе.

КВ-3 был не только работоспособен, но оказался мощнее «Тигра» и мог бы стать ему достойным соперником. При приблизительно равной бронепробиваемости орудий, КВ-3 имел более серьезное бронирование: толщина установленных под углом броневых листов составляла 130 мм лоб и 90 мм борт корпуса, 170 мм лоб и 150 мм борт башни. У «Тигра» гораздо скромнее: вертикальные листы толщиной 100 мм лоб и 90 мм борт корпуса и башни.

КВ-3 был на 11 тонн тяжелее (68 против 57 тонн), но благодаря более мощному двигателю КВ-3 (850 л.с. против 700) удельная мощность у них была соизмерима (12,5 и 12,9 л.с/тн соответственно). Если бы он получил планируемый двигатель мощностью 1200 л.с, то значительно вырвался бы вперед, 17,6 л.с/тн. Такой не было ни у одного немецкого танка до конца войны.

КВ-3 был немного медленнее (30 км/ч против 38) и из-за более длинного и узкого корпуса (на 0,3 м уже и на 1,5 м длинее) был менее маневренным, но имел более низкое удельное давление на грунт (0,93 кг/см2 против 1,03), мог преодолевать более крутой подъем (37 градусов против 35), более высокую стенку (1,2 м против 0,79), широкий ров (3 м против 2,3) и глубокий брод (1,6 м против 1,2).

В целом, это был довольно амбициозный и, можно считать, удачный проект советского танкостроения, к сожалению, по ряду причин не реализованный. В первой половине войны равных ему бы не было.

+1
1
+1
6
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
Добавить комментарий