Loading...
Пароход «Челюскин»: трагедия в Чукотском море - Подоляка

Пароход «Челюскин»: трагедия в Чукотском море

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
2
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Пароход «Челюскин»: трагедия в Чукотском море

13 февраля 1934 года мощный напор льдов пробил в левом борту парохода «Челюскин» трещину шириной в метр и длиной в тридцать метров. 104 человека оказались заложниками льдов и полярной ночи.

-2

Но давайте обо всем по порядку.

На связи «Капитаны будущего» — каждую неделю мы увлекательно рассказываем об открытиях человечества, истории, науке, новых технологиях и загадочных явлениях.

Семён Иванович Челюскин

Связан ли с этой историей русский моряк и исследователь Семён Иванович Челюскин? И да, и нет. 20 мая 1742 года Семён Иванович достиг самой северной оконечности Евразии. Тогда этому открытию не придали большого значения и даже не удостоили награды первопроходца, но, как выяснилось позже, Челюскин первым достиг и описал самую северную часть Евразии.

Исследовательское судно «Якуцк», на котором Челюскин отправился в экспедицию, спустя два месяца путешествия заблокировало дрейфующими льдами на восточном побережье Таймыра в море Лаптевых. Экспедицию пришлось продолжить на собачьих упряжках, все месяцы температура не поднималась выше 50 градусов. От суровых условий погибали многие: болезни, цинга, несчастные случаи. Но это всё только закаляло характер Семёна Челюскина. 20 мая собачья упряжка достигла ранее неизвестного мыса. Штурман Челюскин и не задумывался, какое мировое значение будут впоследствии иметь его храбрость и решительность, позволившие достичь самой северной точки Евразийского континента.

При жизни Семёну Ивановичу получить признание не довелось, мыс Челюскин получил свое название только через сто лет. А в 1933 году во время плавания по морям Северного Ледовитого океана пароход «Лена» переименуют в «Челюскин» и он станет главным героем нашей статьи.

-3

Арктическая экспедиция «Челюскина»

В 1930-е годы перед СССР остро стоял вопрос отстаивания приоритета в Арктике и доказательства прав на обширные территории в Северном Ледовитом океане. Для этого необходимо было убедительно доказать всему миру, что СССР в состоянии наладить навигацию по Северному морскому пути: от Белого моря до Берингова пролива. Так, 16 июля 1933 года началась экспедиция из Мурманска во Владивосток на пароходе «Челюскин». Начальником был назначен один из наиболее энергичных и неординарных научных и политических деятелей ХХ века — Отто Шмидт.

Сомнения в пригодности судна для столь сложной экспедиции появились еще до выхода в море. «Челюскин» был грузовым судном, а не ледоколом. Но Шмидт твердо верил в успех.

Поначалу плавание шло довольно успешно, но в августе начались проблемы.

-4

А в сентябре «Челюскин» был зажат многолетними льдами в Чукотском море. До начала ноября судно дрейфовало в сторону Берингова пролива и 4 ноября достигло его. Лед стал заметно тоньше, до чистой воды оставалось всего несколько километров. Рядом находился ледокол «Литке», капитан которого предложил пробить для «Челюскина» проход. Но Отто Шмидт, полагая, что его судно окажется на свободе самостоятельно в течение нескольких часов, отверг помощь ледокола. И это решение стало роковой ошибкой, из-за него команда экспедиции стала заложниками льда еще на 4 месяца. Все понимали, что льды в любой момент могут начать движение и тогда они раздавят судно.

Гибель «Челюскина»

13 февраля 1934 года опасения команды подтвердились. «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул всего за два часа. 104 участника экспедиции смогли эвакуироваться, один погиб. Экипаж сумел перенести на лед грузы, необходимые для зимовки. На пароходе был трехголовой запас питания, сборно-щитовые дома, даже были 12 коров и 4 свиньи — запасливость Отто Шмидта спасла всех.

Два месяца челюскинцы провели на льдине. В тяжелых условиях полярной ночи, сильных ветров, пурги, температуры, которая опускалась до 40 градусов, они построили деревянный барак, пекарню и даже выпустили стенгазету с ярким названием «Не сдадимся!». На большой земле спешно готовилась спасательная операция. Долгое время летчики не могли найти группу людей, потому что льдины постоянно дрейфовали и их координаты менялись.

Лишь 5 марта экипаж смог приземлиться в лагере Шмидта и эвакуировать 10 женщин и двоих детей. Остальным из-за погодных условий пришлось ждать спасения еще больше месяца. Операция по спасению челюскинцев не имела аналогов ни по масштабам, ни по результату: все 104 обитателя льдины были спасены и доставлены в Советский Союз — это был самый настоящий подвиг.

-5

Катастрофа обернулась триумфом. Имя Отто Шмидта стало известно на весь мир, а СССР доказал возможность использования Северного морского пути.

+1
2
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии