Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Принятая на вооружение весной сорок второго года «Пантера» фирмы MAN получила 80 мм лобовое бронирование и от 40 до 50 мм брони по бортам, для того времени довольно неплохо. Однако у военных практически сразу появились сомнения, что, с учетом увеличения мощности советского противотанкового вооружения, такая защита будет достаточна хотя бы в ближайшей перспективе. К концу года это стали понимать и в рейхминистерстве вооружений.
Разработчики фирмы MAN задумались об усилении защиты еще до того, как «Пантера» пошла в серию. Проблема заключалась в том, что стандартный и уже опробованный на «трешках» и «четверках» способ усиления бронирования навеской дополнительных листов для «Пантеры» с ее формой корпуса был сложен в техническом и технологическом плане.
Поэтому в декабре началась разработка новой модификации с усиленным бронированием. Первоначально решили обойтись малой кровью, ничего не меняя в конструкции просто увеличить толщину лобового листа до 100 мм, бортовых до 60-ти.
В начале января сорок третьего года Гитлер согласился с предложением Шпеера о модернизации «Пантеры» подобным образом. До завершения проектных работ в серии оставалась «Пантера» Ausf.D.
Новой модификации присвоили обозначение «Пантера 2». От «Пантеры» она отличалась только увеличенной толщиной броневых листов и, соответственно массой. Довольно непонятно, почему проектировщики фирмы MAN не знали точной массы своей «Пантеры».
При первых прикидках они исходили из начальной массы 40 тонн, усиление бронирования доводило ее до 47-ми. Во всяком случае, именно эти цифры приведены в представленной 22-го января справки о проекте, представленной в рейхминистерство вооружений. Это вполне укладывалось в резервы шасси, проблем, вроде бы не намечалось. Предполагалось, что первые серийные танки появятся уже в сентябре.
На самом деле вес «Пантеры» был почти на 5 тонн больше (44,8 тн). Уже в начале февраля стало понятно, что вес «Пантеры 2» перевалит за 50 тонн и потребуется серьезная доработка шасси. На состоявшемся 10-го февраля совместном техническом совещании руководителей и разработчиков фирмы MAN с чиновниками рейхминистерства доктор Вибикке, главный конструктор и творец «Пантеры» предложил использовать узлы и агрегаты трансмиссии от перспективного «Тигра» VK 45.02, усилить подвеску и доработать башню.
Руководство фирмы клятвенно заверило чиновников рейхминистерства, что проект будет готов не позже мая. На основании этого решили отказаться от дальнейшей модернизации «Пантеры» Ausf.D и все силы сосредоточить на скорейшем завершение проекта «Пантеры 2».
Через неделю на совещании у Шпеера был окончательно согласован перечень унифицированных узлов «Пантеры 2» и «Тигра» VK 45.02. Они получали одинаковые двигатели, систему охлаждения, трансмиссию и опорные катки без резиновых бандажей с внутренней амортизацией. Ширина траков гусеницы «Пантеры 2» вполне позволяла собирать из них транспортные гусеницы для своего тяжелого родственника.
Проектирование башни отдали фирме Rheinmetall, при этом вооружение осталось прежним, 7,5 см KwK 42 L/70.
В конце марта VK 45.02 переименовали в «Тигр II» (Tiger II) а «Пантеру 2» в «Пантеру II» (Pz.Kpfw.Panther II). Впрочем, разработку это не ускорило, оба пока оставались «бумажными». При разработке «Пантеры II» возникала куча неожиданных проблем. В частности, опорные катки со стальными ободами были тяжелее и ломали существующие траки, траки пришлось переделывать.
Rheinmetall с новой башней тоже особо не торопился.
29-го апреля на совещании у Шпеера стало понятно, что процесс проектирования непредвиденно затягивается. Ничего не оставалось кроме как продолжить выпуск обычной «Пантеры» и использовать ее шасси как базовое для самоходки «Ягдпантера».
В мае после нескольких совещаний до рйхминистерства наконец дошло, что в обозримом будущем «Пантеру II» в серии оно не увидит. Поэтому в серии остается «Пантера», в конструкцию которую рекомендовалось внести некоторые усовершенствования, разработанные для «Пантеры II». В начале июня вышло распоряжение, что запуск в серию «Пантеры II» отменен и все фирмы, на которых планировалось развернуть ее производство переходят на выпуск обычных «Пантер».
Проектирование «Пантеры II» дальше шло в вялотекущем режиме. В ноябре Rheinmetall наконец то разродился эскизным проектом башни, но дальше дело не двинулось. MAN к концу года проект шасси в целом закончил.
В январе сорок четвертого, когда пошел в серию «Тигр II» про «Пантеру» снова вспомнили. Теперь вопрос унификации двух танков стал предметом обсуждения «танковой комиссии» которую разбавили специалистами Управления вооружений и рейхминистерства.
За полетом мысли этих чиновников уследить сложно. Они пришли к довольно логичному выводу, что для выпуска абсолютно других корпусов и башен придется серьезно перестраивать производство. А это неизбежно приведет к снижению объема выпуска танков. Почесав в затылке, «танковая комиссия» рекомендовала пока не начинать серийный выпуск «Пантеры II».
Тем не менее, предложила помимо двигателя, трансмиссии и опорных катков унифицировать эти танки еще по двум узлам: механизму поворота и бортовым редукторам. Правда по предварительным расчетам, чтобы вставить эти узлы «Тигра» в корпус «Пантеры», его придется еще раз дорабатывать.Всё самое интересное о танках Второй Мировой можно читать в моем разделе «Премиум».
Окончательное решение оказалось поистине «соломоновым». Поскольку снижение объемов производства в складывающейся ситуации недопустимо, провести унификацию этих двух машин невозможно. Но закрывать эту тему не следует, пусть MAN продолжает работы по унификации. В итоге фирма получает заказ на изготовление двух прототипов «Пантеры II».
В сорок четвертом году MAN сумел собрать первое шасси, на изготовление второго сил не хватило, его даже не стали закладывать. Башню от Rheinmetall так и не дождались, дальше нескольких эскизных вариантов он не продвинулся.
Чтобы довести танк до расчетной массы вместо башни на корпусе закрепили пакет из металлических плит.
Впрочем, испытания в полном объеме не провели, к концу года проект «Пантеры II» похоронили окончательно. Не удивительно, особых преимуществ перед обыкновенной «Пантерой» у нее не было, а проблемы унификации к этому времени немцев интересовали меньше всего.
В таком виде единственное шасси досталось американцам. Неизвестная ранее новинка их заинтересовала. Когда война закончилась, ее отправили на Абердинский полигон. После испытания на некоторое время передали коллегам в Дейройте, там тоже провели ряд тестов. Когда она вернулась на нее установили башню «Пантеры» Ausf.G.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
В таком виде она простояла в экспозиции полигона несколько десятилетий под открытым небом, затем ей крупно повезло, ее передали в музей Паттона в Форт-Ноксе. Там ее отреставрировали и поставили на ход. Машине даже удалось немного «повоевать» в разных исторических реконструкциях. Кого она в них изображала догадаться сложно. По сути единственный сохранившийся экземпляр «Пантеры II» это микст из аутентичного шасси и башни обыкновенной «Пантеры».
Поделись видео: