Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В одной из не очень давних статей на моем канале рассказывалось о военной технике, которая устарела уже к началу серийного производства. В новом материале я решил пойти дальше и рассказать о машинах, которые оказались устаревшими еще до конца испытаний и принятия на вооружение.
В результате почти все остались в статусе опытных.
Да, чуть не забыл, эта статья будет посвящена исключительно советской и российской технике. Про иностранную поговорим как-нибудь в другой раз.
Самолет «85» (Ту-85)
Работы по стратегическому бомбардировщику, который должен был без дозаправки доставать территорию США стартовали в конце 1949 года. Первый полет машины, проходившей по документам как самолет «85» (далее — Ту-85), состоялся всего через год и два месяца — в январе 1949 года.
Такая стремительная скорость разработки стала возможной не только за счет огромного напряжения сил всех участников, но и благодаря тому, что самолет создавался не с нуля, а являлся модернизацией другой опытной машины под индексом «80», который, в свою очередь, представлял собой развитие серийного Ту-4.
В ходе испытаний Ту-85 смог пролететь без дозаправки 9500 км. А судя по остатку топлива в баках, при продолжении полета дальность составила бы более 12000 км, что впервые в отечественной авиации сделало опытный бомбардировщик межконтинентальным.
Работы по Ту-85 были прекращены в декабре 1951 года. Несмотря на достигнутый результат по дальности, бомбардировщик устарел еще до конца испытаний. Причина в поршневых двигателях, чья эра стремительно заканчивалась. Так, в ходе рекордного полета средняя скорость составляла всего 475 км/ч. При этом максималка (на высоте 10000 м) тоже не блистала — всего 638 км/ч.
Туполев понимал, что время поршневых гигантов прошло и поэтому сделал ставку на Ту-95 с турбовинтовыми двигателями с тягой, вдвое превышающей поршневые с 85-го. И не прогадал.
Внешнее сходство Ту-95 и Ту-85 легко объясняется: при создании новой машины активно использовались имеющиеся наработки по прошлой, в том числе значительная часть оборудования.
Это позволило сократить сроки разработки и испытания. Кроме того, один из двух выпущенных Ту-85 использовался в качестве летающей лаборатории для испытания двигателей НК-12 для Ту-95 и различного бортового оборудования. Также самолет в 1952 году поучаствовал в испытаниях самой мощной советской неядерной авиабомбы ФАБ-9000.
Увы, но до нашего времени ни один из двух выпущенных Ту-85 не сохранился.
СУ-100П
Вскоре после окончания Великой Отечественной войны на «Уралмашзаводе» в Свердловске начались работы над семейством самоходных артиллерийских установок с открытым размещением вооружения. Предназначались они для поддержки пехоты: уничтожения укреплений, живой силы, танков и другой бронетехники.
При разработке вдохновлялись немецким и американским опытом, в частности САУ Waffenträger für 8.8 cm PaK 43 L/71 (Ardelt) и M18 Hellcat. Экземпляр «Ведьмы» даже был распоряжении уралмашевцев. Но именно о копировании речи не шло, о чем можно судить по финальному результату.
Hellcat переводится именно как «ведьма», а не как «адская кошка».
Базовой должна была стать САУ со 100-мм пушкой семейства Д-10 — Объект 105.
Еще две машины на том же шасси — Объект 108 (СУ-152Г) и Объект 116 (СУ-152П) оснащались 152-мм орудиями разных типов. Но сегодня речь не о них.
Первый прототип будущей СУ-100П был готов в июне 1949 года. Получилось довольно быстро, учитывая, что первые эскизы были готовы летом 1946-го, а постановление о начале ОКР вышло в июне 1948-го. При этом за столь короткие сроки конструкторы УКБТМ разработали принципиально новое переднемоторное бронированное шасси, обладающее высокой подвижностью.
А вот дальше все шло не так гладко. По мере испытаний выявлялись недостатки, на устранение которых требовалось время. Только в 1955 году СУ-100П официально была принята на вооружение, перед этим, в 1953-м была заказана установочная партия из 10 (по другим данным из 24) машин, которые в следующем году передали в войска для опытной эксплуатации. Промышленность готовилась к массовому выпуску, но заказа так и не последовало.
В те годы были урезаны многие программы создания артиллерийских систем в пользу финансирования работ по ракетному вооружению. В том числе отказались от закупок СУ-100П и СУ-152Г.
Несмотря на отмену заказа на производство, работы по теме продолжились. В 1958 году на испытания передали доработанную СУ-100ПМ с новым орудием Д-10М, улучшениями ходовой, позволившими разогнать САУ до 65 км/ч, приборами ночного видения для обзора и ночным прицелом.
Эта машина по итогам испытаний уже не рекомендовалась к принятию на вооружение.
Так почему же СУ-100П устарела еще во время разработки? Концепция легких самоходных артиллерийских установок с мощным орудием в открытой или полуоткрытой рубке для стрельбы прямой наводкой к середине 1950-х уже была неактуальной. Армия массово насыщалась танками Т-54 с аналогичной 100-мм пушкой, при этом обладающих куда более серьезной бронезащитой.
Конечно, можно привести в пример СУ-76М, которые эффективно применялись в Великую Отечественную для поддержки пехоты. В то же время не стоит забывать, какие потери несли эти машины, когда их использовали не в роли самоходной пушки, а именно в качестве танка. Подобная участь вполне могла постигнуть и СУ-100П. Также не стоит забывать, что к началу 1960-х вся новая бронетехника создавалась под работу в условиях применения оружия массового поражения, чему явно не способствовала открытая рубка.
Хоть СУ-100П и не стала массовой, машина все равно оказала большое влияние на развитие отечественной бронетехники. Ее шасси оказалось настолько удачным, что в будущем стало базой для двух с лишним десятков систем. Вот лишь некоторые из них: ЗРК «Круг», САУ 2С3 «Акация» и 2С5 «Гиацинт-С», самоходный миномет 2С4 «Тюльпан» и другие.
СПТП 2С15 «Норов»
И еще одна самоходка. Ее одновременно подвели затянувшиеся опытно-конструкторские работы и рост защищенности танков потенциального противника.
Работы по новой самоходной противотанковой пушке в рамках ОКР «Норов» стартовали в 1976 году. Идея была в том, чтобы получить новую боевую машину на основе уже серийных элементов: шасси и башни от САУ 2С1 «Гвоздика», пушки МТ-12 «Рапира» и автоматического радиолокационного приборного комплекса управления огнем (АРПКУО) «Рута».
Все составляющие требовали определенной модификации, но в целом особых трудностей не ожидалось. Например, проект нового АРПКУО 1А32 на базе «Руты» подготовили всего за несколько месяцев.
С помощью него самоходка могла обнаруживать и эффективно поражать цели в любых погодных условиях днем и ночью. Помимо обнаружения, аппаратура также автоматически готовила данные для стрельбы.
Антенный блок комплекса располагался на лобовом листе башни и не был ничем защищен, из-за чего существовал риск выхода из строя от пары осколков или пуль. Также из недостатков можно отметить возможность обнаружения САУ с включенным АРПКУО средствами радиотехнической разведки противника.
Несмотря на кажущуюся простоту задачи, в сроки уложиться не удалось. Проектные работы выполнили уже в 1977 году, а вот постройка опытного образца затянулась и три опытных «Норова» поступили на испытания на четыре года позже срока — в 1983-м.
К этому моменту в армии стран НАТО уже стали поступать танки нового поколения, для поражения которых 100-мм пушка уже не подходила. По этой причине работы по «Норову» полностью прекратили в 1985 году.
Ил-102
Один из самых странных проектов в истории советской военной авиации. Почему? Судите сами: самолет, впервые взлетевший в 1982 году, с задним стрелком в экипаже, толстым крылом с отсеками под бомбы, и полным отсутствием возможности применять высокоточные средства поражения.
Кто-нибудь наверняка спросит: а в чем разница с Су-25? «Грач» не имел в конструкции таких анахронизмов как задняя пушечная турель и отсеки для бомб в крыле, обладал более высокими летно-техническими характеристиками, и мог применять управляемые ракеты с лазерным наведением. Да, без внешней «подсветки» делать это было непросто, но возможно. Тем более, что уже с 1979 года в КБ Сухого шли работы по будущему Су-25Т, который имел уже широкую номенклатуру высокоточного вооружения.
В описании на разных ресурсах говорится, что Ил-102 мог применять ракеты Х-23, Х-25, Х-29 и Х-58 класса «воздух-поверхность». Утверждение это очень сомнительно, учитывая, что на самолете не было никаких систем для их наведения, например, лазерного дальномера-целеуказателя. А Х-58 вообще является противорадиолокационной ракетой для подавления ПВО. Для ее наведения требуется с подвесной контейнер «Фантасмагория».
Ил-102, конечно, выглядел очень грозно, но фактически был тем же Ил-2, но построенным по технологиям 1970-х годов. Машина являлась инициативной разработкой КБ Ильюшина, к которой в Министерстве обороны относились крайне скептически, считая лишним распылением сил на фоне уже стартовавшего производства Су-25.
Испытания Ил-102 прошли с 1982-го по 1984-й год, за это время было совершено 250 полетов. Затем машина отправилась на консервацию, с которой штурмовик достали в 1992 году для демонстрации на Мосаэрошоу.
Подробнее о наследнике Ил-2 читайте в большом материале по ссылке.
БТР-90
Закончу статью машиной, разработанной уже после распада СССР. Впервые продемонстрированный в 1994 году БТР-90 хоть и получил комплекс вооружения на уровне БМП-2 и интересную трансмиссию, с помощью которой мог по-танковому разворачивать на месте, концептуально остался развитием БТР-60, а не стал новым бронетранспортерам, соответствующим современным вызовам.
Из-за расположения двигателя в кормовой части выход десанта осуществлялся через боковые люки. Проемы, конечно, были больше, чем у предшественников, но для пехотинца в современном даже на середину 1990-х снаряжении все равно уже было тесновато.
Также стоит отметить недостатки комплекса вооружения. Была разработана модификация БТР-90 с боевым модулем «Бережок» с тепловизионным прицелом и ПТРК «Корнет», но на вооружение приняли другую версию — с башней от БМП-2, без тепловизора и с ПТРК «Конкурс», созданным еще в 1970-х. Да, приборы наблюдения обновили, но выпускать серийно в конце 2000-х боевой модуль с ИК-прожектором, чье излучение прекрасно видно всем, у кого есть прибор ночного видения — это явно чересчур.
Масса машины значительно подросла по сравнению с БТР-80: с 13,6 до 22 тонн. Тут сказались новая башня и усиление бронезащиты. В 2008 году главный конструктор Арзамасского машиностроительного завода Александр Масягин утверждал, что в лоб БТР-90 держит бронебойные снаряды 30-мм пушек, а борта — обстрел из тяжелых пулеметов калибром до 12,7 мм. Также Масягин заявлял, что 90-й может спасти экипаж и десант при наезде на противотанковую мину.
Усиление защиты — это, конечно, хорошо. Правда, напрашивалось еще в 1980-х, по опыту Афганистана. При этом еще просятся меры по противодействию РПГ: комплекс динамической защиты или те же решетки, достаточно эффективно показавшие себя на американских «Страйкерах». Но это я уже наверно доматываюсь.
В 2008 году БТР-90 официально приняли на вооружение, но так и не стали закупать. Дальнейшая эпопея с новыми бронетранспортерами для российской армии длится по сей день и требует отдельного рассказа. Ну а узнать больше об истории БТР-90 можете в большом материале, посвященном только ему.
Поделись видео:

