Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В новой статье собрал для вас подборку из необычных подводных лодок, служивших когда-то в ВМФ СССР. Уверен, вам будет интересно.
Это уже вторая такая подборка. С первой можете ознакомиться по ссылке.
Л-55
Начнем с подводной лодки с очень необычной судьбой. Дело в том, что Л-55 изначально называлась L55 и служила в военно-морском флоте Великобритании. А как же она оказалась в СССР? Скажу так: очень оригинальным способом.
В 1919 году лодка участвовала в интервенции, действовала в Балтийском море против РККФ. 4 июня L55 атаковала торпедами советские эсминцы «Азард» и «Гавриил». Корабли смогли увернуться и в ответ обстреляли ПЛ, после чего над ней поднялся столб огня и дыма. Сначала считалось, что L55 пошла на дно, получив попадание от «Азарда», но позднее выяснилось, что британские моряки напоролись на немецкое минное заграждение.
В 1926 году лодка была обнаружена на дне советскими моряками, затем после двух лет подготовки, летом 1928-го была поднята при помощи спасательного катамарана «Коммуна». Да, того самого, который до сих пор находится в составе Черноморского флота.
После поднятия советская сторона передала Великобритании останки погибшего экипажа и их личные вещи, а лодку оставили. В 1931 году ее полностью отремонтировали и включили в состав Балтийского флота под именем Л-55. Да, особо переименовывать не стали, чтобы не усложнять документооборот.
Трофейная подводная лодка прослужит до 1950 года: сначала в боевом составе, с 1940-го — в качестве опытового судна, а с 1943-го — в роли плавучей зарядной станции. Из состава флота Л-55 исключат в 1950-м, а в 1960-м разделают на металл.
Вот так в составе Балтфлота почти 20 лет прослужила ПЛ, до этого 9 лет пролежавшая на дне.
Проект 640
Подводные лодки проекта 640 необычны своим назначением: это были единственные в советском флоте ПЛ радиолокационного дозора. Создавались они, чтобы увеличить дальность обнаружения воздушных целей в морских секторах.
Лодки проекта 640 не строились с нуля: за основу брались уже имевшиеся в наличии дизельные ПЛ проекта 613. При переоборудовании на них размещали РЛС обнаружения воздушных целей «Касатка». Чтобы освободить место под новое оборудование, с лодок снимали одну группу аккумуляторных батарей, устройство РДП (шнорхель), кормовые торпедные аппараты и часть запаса торпед. Внутренние пространства подвергались перекомпоновке, в частности, перенесли камбуз и 25 спальных мест.
Антенное устройство РЛС размещалось в отдельной прочной рубке, имеющей общее ограждение с боевой рубкой лодки.
Всего с 1958 по 1961 год по проекту 640 переоборудовали четыре подводные лодки. Позднее, в 1967 году, две из них переоборудовали по проекту 640Ц, установив вместо РЛС станцию спутниковой связи. После этого обе ПЛ перевели в опытовые.
О службе лодок проекта 640 информации в сети почти нет, но столь ограниченная серия явно свидетельствует о том, что идея строительства ПЛ радиолокационного дозора для советского флота развития не получила.
Все подлодки проектов 640 и 640Ц были утилизированы до 1990-х годов.
Проект 629Р
Еще один нестандартный проект модернизации уже построенных ПЛ. В 1970-х годах флот получил три подводные лодки проекта 629Р, созданные для обеспечения радиосвязи надводными кораблями и субмаринами. Строились они на базе дизельных подводных с крылатыми ракетами проекта 629.
В процессе модернизации с них снималось ракетное вооружение, кормовые торпедные аппараты, средства связи и навигационный комплекс. Освободившиеся объемы занимало новое оборудование для обеспечения связи на всех частотах: более 50 комплектов оборудования и 12 антенно-фидерных устройств.
Чтобы обеспечить бесперебойную и одномоментную работу на прием и на передачу, приемную и передающую антенны развели друг от друга на расстояние в 40 метров. Для этого в кормовой части сформировали отдельную прочную рубку под установку антенны. Средства связи, установленные на лодках проекта 629Р обеспечивали до 18 одновременно действующих каналов связи.
Информации о службе лодок-ретрансляторов совсем немного. Известно, что вторая по счету, БС-107, была выведена из состава флота в 1990 году. Остальные, скорее всего, списали примерно в те же годы.
Проект 651Э
Единственная подводная лодка проекта 651Э стала результатом смелого эксперимента. В 1980-е годы на вооружении у ВМФ СССР состояли многочисленные дизель-электрические подводные лодки разных проектов.
Их боевую эффективность можно было существенно поднять за счет повышения автономности. А как этого добиться? Создать вспомогательную ядерную энергетическую установку! Авторы идеи считали, что в случае обострения международной обстановки можно будет в короткие сроки модернизировать самые современные из ДЭПЛ, подтянув их возможности к уровню «чистокровных» АПЛ.
Опробовать концепцию решили на проекте 651. Изначально подлодки этого проекта оснащались серебряно-цинковыми аккумуляторными батареями, но из-за дефицита серебра после третьего построенного корабля вернулись к свинцово-кислотным. Они были менее эффективны, из-за чего лодки существенно потеряли в максимальной скорости подводного хода. Компенсировать это решили как раз установкой компактной ЯСУ.
Эксперимент ограничился одной лодкой Б-68, на которую во время капремонта в 1985 году смонтировали вспомогательную атомную силовую установку ВАУ-6. Установили ее вне прочного корпуса, в нише под кормовым отсеком. За вытянутую форму ее прозвали на флоте «яйцо Доллежаля»*. Такой способ размещения подразумевал небольшие изменения в конструкции субмарины, а значит много времени на переоснащение не требовалось.
*Николай Антонович Доллежаль — ученый-атомщик, дважды Герой Социалистического труда, руководитель научно-исследовательского института НИКИЭТ, в котором разрабатывали атомные силовые установки для подводных лодок, в том числе ВАУ-6.
Вспомогательная атомная силовая установка имела тепловую мощность 5 МВт, а ее турбогенератор выдавал 600 кВт электричества. Испытания показали, что благодаря реактору дальность плавания в подводном положении на скорости до 6 узлов составляла до 7000 миль. Но если требовалось кратковременно разогнаться до большей скорости, то использовались аккумуляторные батареи.
Единственная советская ДЭПЛ со вспомогательной ядерной силовой установкой была списана в 1993 году. При этом на тот момент ВАУ-6 еще не выработала свой ресурс и находилась в рабочем состоянии. Ядерное топливо из установки выгрузят только в 2005 году, после чего передадут на утилизацию.
Серийными вспомогательные ЯСУ так и не станут. А подводные лодки, для которых они предназначались, порежут в 1990-х.
633РВ
Ну а закончить статью хочу лодкой, чье фото мне не раз присылали в комментарии под прошлым материалом про необычные советские подводные лодки.
Это дизель-электрическая подводная лодка С-49. Первоначально построена по проекту 633 и вступила в строй в далеком 1961 году. Свой характерный внешний вид получила в 1972 году, когда получила два дополнительных 650-мм торпедных аппарата, размещенных в районе носовой части корпуса. Помимо этого, были модернизированы и 533-мм торпедные аппараты, находящиеся на более привычном месте.
Таким образом лодку переоборудовали под испытания ракетно-торпедных противолодочных комплексов «Ветер» (650-мм) и «Водопад» (533-мм), чьи ракеты стартуют из-под воды.
В 1970-х и 1980-х годах С-49 приняла участие в испытании всех ракетно-торпедных комплексов, стоящих на вооружении флота. В отличие от многих других ДЭПЛ, включая однотипную С-11 (переоборудована по проекту 633РВ в 1982-м), наша героиня в 1990-х не была разделана на металл, а вместо этого в 1995-м ее переоборудовали в плавучую зарядную станцию и переименовали в ПЗС-50.
Вплоть до 2017 года С-49 участвовала в обеспечении боевой подготовки, а сейчас ее можно увидеть в знаменитом музее в Балаклаве, созданном внутри бывшей секретной базы советских подводных лодок.
На этом всё. Спасибо, что дочитали статью, надеюсь, было интересно. Если да, то подписывайтесь на канал и канал в Telegram, чтобы не пропустить новые материалы.
Поделись видео: