Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
С появлением первых американских разработок атомного оружия, правительство Советского Союза поставило перед инженерами-атомщиками новую, чрезвычайно сложную задачу.
Ученые Советского Союза должны были доказать всему миру, что атомная энергия может применяться не только при создании различного типа оружия, но и в мирных разработках.
Новые проекты с применением ядреного реактора в мирных целях сравняло бы баланс успеваемости двух супер держав. Другими словами это изобретение имело еще и политический оттенок, при этом, весьма важный.
В 1954 году советские атомщики сумели спроектировать первую в мире атомную электростанцию.
Несмотря на то, что немного раньше американцами была построена первая атомная подводная лодка, советский народ на шаг оказался впереди США в применении атомной энергии в мирных целях.
Партийное руководство решило создать нечто такое, где атомным реактором мог управлять обычный человек.
Решение создать автомобиль, где бы ядерный реактор являлся энергоносителем, казалось весьма фантастическим, но американцы к тому времени уже начали подобные разработки, полностью засекретив ход работы над проектом.
Проект «Волга-атом»
Руководителю отдела инженеру-физику Камневу было поручено подготовить атомный двигатель, который можно было бы установить на легковой автомобиль марки «Волга-21».
Это распоряжение поступило лично от Хрущева, который побывав в Америке по приглашению президента США, ознакомился с экономическими и техническими достижениями американских ученых.
До этого советские инженеры уже имели опыт применения ядерного реактора в мирных целях. В 1953 году было дано специальное указанию по разработке первого в мире атомного ледохода.
Строительство атомного ледохода «Ленин» было поручено коллективу ленинградского судостроительного завода.
В 1959 году ледокол «Ленин» был передан Министерству морского флота страны.
Важным обстоятельством являлось то, что впервые ядерная энергетика была использована в гражданских целях, что сразу же вызвало одобрение со стороны мировой общественности.
Теперь требовалось закрепить лидерство СССР по использованию Советским Союзом ядерной энергетикой в мирных целях.
Транспорт, разработанный советскими учеными-ядерщиками, где вместо обычного двигателя использовался бы атомный, был бы идеальным решением сложной задачи.
Первой проблемой, с которой столкнулись учеными, являлся вес двигателя. Он был намного тяжелее обычного.
Пришлось искать путь, который бы помог укрепить раму, кузов автомобиля и при этом машина могла развивать нужную скорость.
Советские ученые решили использовать в качестве транспортной платформы для автомобиля кузов Ford Seattle-ite XXI, который был выпущен в 1962 году.
Особенностью концепт-кары являлось наличие двух передних управляемых осей. Это позволяло удлинить отсек капота, чтобы разместить в нем систему биоохлаждения и элементы защиты.
Даже это не смогло решить проблему полностью, поэтому разработчики решили сместить салон, разместив водительское место максимально сзади.
Ранее предоставленный американцами в 1957 году проект Ford Nucleon впечатлял новизной технического решения сделать автомобили подобного типа.
Необычный дизайн автомобиля, принципиально новый тип ядерного двигателя, который предполагалось на нем установить, вызвал восхищение и недоверие.
Мини-ядерный реактор, который предполагали установить, пока не был изготовлен, но сама идея компании Ford была абсолютно новаторской. Как бы там не было, идея была слишком фантастической, при этом весьма сложной в реальности.
Советские инженеры опробовали множество вариантов для изготовления ядерного двигателя. Только к концу 1961 года научной комиссии был предоставлен двигатель А21 напоминавший внешним видом 4-х цилиндровый ДВС.
В 1965 году на засекреченном полигоне было произведено первое испытание автомобиля. Несмотря на солидный вес, мощный двигатель обеспечивал бодрый и уверенный разгон.
Технических проблем было много, и одной из самых главных являлась сильная жара в салоне.
Общий пробег в период испытаний составил 60 000 км, после которого потребовалась смена силового агрегата. В целом проект был рабочим, но хлопотным и требующий колоссальных затрат.
Вторая попытка инженеров создать двигатель на газофазном типе топлива требовала не столь масштабных затрат, но проблем с его сборкой было еще больше.
Новый двигатель получился не столь мощный и даже планировали изготовить несколько экземпляров авто, но смена партийного руководства страны повлияла в дальнейшем на развитие проекта.
Брежнев посчитал, что не стоит быть настолько амбициозным, чтобы осуществлять фантастические идеи в реальную жизнь.
Страна находилась в стадии восстановления после победы над Германией, и требовалось множество простой и недорогой техники.
Учитывая, что разработка требовала колоссальных средств, ее попросту заморозили.