Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Летом 2023 года я наконец-то добрался до Головного отраслевого музея истории гражданской авиации в Ульяновске. Про отдельные экспонаты этого музея я уже рассказывал, а сегодня предлагаю обзорную экскурсию по всему музею. В конце статьи будут ссылки на подробные рассказы о самолетах музея.
Начнем с крытого павильона, где представлен самолет У-2 (По-2), на заглавном фото. Это самый массовый биплан в истории, построено более 33000 самолетов. Кстати именно этот самолет был первым «Кукурузником», потом этот народный титул перешел по наследству к самолету Ан-2. На фото ниже самолет Як-12М — универсальный самолет, применялся для перевозки пассажиров, почты и грузов на коротких местных линиях; как санитарный самолет; для сельхозработ; аэропосева, подкормки растений удобрениями, опыления зеленых насаждений; в аэроклубах для буксировки планеров и для обучения прыжкам с парашютом.
Полноразмерный макет одного из первых советских пассажирских самолетов АК-1.
Какая-то неопознанная «Мечта» ….
Выходим на улицу и натыкаемся на «Пчелку», самолет Ан-14. Многофункциональный самолет, помимо пассажирской модификации существовали десантный, санитарный и сельскохозяйственный вариант. Рассматривался как замена Ан-2, но не смог, За годы серийного производства с 1965 по 1972 год было построено всего 333 машины.
Легендарный труженик Ан-24, совершив первый полет в 1959 году, остается в эксплуатации и в наше время.
Еще один неудачный «заменитель» Ан-2 — М-15 «Бельфегор». Самолет является совместной разработкой нашего ОКБ Антонова и польских авиаконструкторов. Производился он в Польше на заводе WSK-Mielec.
Турболёт из Чехословакии L-410 — является первым серийным самолетом иностранного производства, который получил широкое распространение на советских авиалиниях малой протяженности.
Первый советский вертолет — Ми-1, разработан в конце 40-х годов, использовался как связной, санитарный, прокладчик телефонных линий, аэротакси, сельскохозяйственный и так далее. На Ми-1 было установлено порядка 27 мировых рекордов, официально вертолет эксплуатировался до 1983 года.
Вертолет Ми-8 — один из самых популярных вертолетов в мире.
Ми-4 — первый советский военно-транспортный вертолет, разработан в начале 50-х годов и эксплуатировался с 1953 по 1988 год.
Ми-2 — вертолет долгожитель, разработан в начале 60-х годов и до сих пор находится в эксплуатации. Кто помнит — на таком вертолете летал Мимино.
Ми-6 — вертолет гигант, автор множества мировых рекордов, выпускался с 1959 по 1980 год.
Аэродромный пожарный автомобиль АА-60(7310)160.01.
АНТ-4 (ТБ-1) — Первый в мире (1925 год) серийный двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик. После снятия с вооружения ТБ-1 передали в Аэрофлот и Севморпуть, где они использовались до списания последнего самолёта в 1947 году.
Ту-124, в основе машины лежит компоновка и геометрия его «старшего брата» — самолета Ту-104. Можно сказать что это уменьшенный в размере Ту-104.
Як-18Т — учебно-тренировочный самолет, летающая парта пилотов гражданской авиации.
Ту-104 -первый реактивный пассажирский самолет СССР и второй в мире. Создан на базе бомбардировщика Ту-16.
Ту-114 — еще один лайнер Туполева созданный на базе бомбардировщика, в этот раз основой стал Ту-95. Ту-114 самый большой в мире турбовинтовой пассажирский самолёт.
Еще один ЯК-18Т.
А это демилитаризированный бомбардировщик Ту-95, в хвостовой части фюзеляжа размещен пассажирский салон. Самолет получил индекс Ту-116 и создавался для дальних полетов членов правительства СССР.
Ил-18 — легендарная «рабочая лошадка» Аэрофлота СССР 60-70-х годов, отдельные экземпляры эксплуатируются и в настоящее время.
Ил-62 — первый советский турбореактивный дальнемагистральный пассажирский самолёт 1-го класса, которому по плечу межконтинентальные перелеты.
Ил-14 — советский пассажирский самолет находился в эксплуатации с 1954 года. Многие авиаторы считают Ил-14 лучшим самолетом полярной авиации.
Ту-154 — самый массовый реактивный пассажирский самолет в СССР, за годы серийного производства было изготовлено 1026 самолетов .
Ту-134 — дальнейшее развитие самолета Ту-124, самолет появился в результате борьбы за комфорт пассажиров, двигатели были перенесены в хвостовую часть фюзеляжа.
М-101Т «Гжель» — ближнемагистральный пассажирский самолёт, создававшийся в ОКБ Мясищева с 1989 года по 2002 год.
Еще один «Туполь» модификации Ту-154Б-2, эксплуатировался в Ульяновской ШВЛП ГА (Школа высшей летной подготовки гражданской авиации).
Ил-62М — модернизированная версия Ил-62 с увеличенной коммерческой нагрузкой, дальностью и скоростью полета.
Як-42 разрабатывался в середине семидесятых годов на замену Ту-134, но из-за катастрофы в самом начале эксплуатации, самолет не стал массовым, было построено всего 193 самолета.
Як-40 — первый в мире турбореактивный пассажирский самолет для местных авиалиний.
Ан-26 — транспортная модификация пассажирского самолета Ан-24, широко применяется в военно-транспортной авиации.
Ил-86 — революционная машина для советского авиастроения — двухэтажная компоновка, «широкофюзеляжность», встроенные трапы, применение композитных материалов и т.д.
Еще один Як-40.
Еще один Ил-14.
И снова Як-40, третий по счету, но зато в классической ливрее Аэрофлота 70-80-х годов.
Вершина советского самолетостроения — первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Как его еще называли — «Стрела стратосферы».
МИГ-25П — странный экспонат для музея гражданской авиации.
Ил-28 — в первой жизни фронтовой бомбардировщик, после снятия с вооружения использовался в Аэрофлоте для переучивания пилотов с поршневой на реактивную технику.
L-29 «Дельфин» — учебно-тренировочный самолет стран Варшавского договора.
Ну и завершает экспозицию музея, легендарный «Кукурузник» Ан-2.
Поделись видео: