Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
- 1. Яковлев Як-3 (СССР)
- 2. Яковлев Як-9 (СССР)
- 3. Messerschmitt Me 262 Schwalbe (Германия)
- 4. Grumman F6F Hellcat (США)
- 5. Лавочкин Ла-7 (СССР)
- 6. Focke-Wulf Fw 190 Würger (Германия)
- 7. Messerschmitt Bf 109 (Германия)
- 8. P-51 Mustang (США)
- 9. Supermarine Spitfire (Великобритания)
- 10. Mitsubishi A6M Zero (Япония)
- 11. P-47 Thunderbolt (США)
- 12. P-38 Lightning (США)
- Итог
За 6-лет глобального конфликта — с 1939-го по 1945-й — авиация совершила такой технологический рывок, на который в мирное время ушли бы десятилетия. Если вторую мировую войну (ВМВ) начинали неуклюжие бипланы, то точку в ней ставили уже реактивные машины и стратегические бомбардировщики.
Самолёт перестал быть просто разведчиком, превратившись в самый весомый аргумент на поле боя. Ниже — 12 машин, которые были в небе лучше всех.Танковый прорыв – 5 машин XX-века, изменивших тактику боя
1. Яковлев Як-3 (СССР)
Хотя к разработке этого истребителя приступили в 41-м, до фронтовых частей он добрался лишь 3 года спустя.
И ожидание того стоило. Як-3 получился на редкость неприхотливым и надёжным — механики его буквально боготворили за простоту обслуживания. Но главное волшебство начиналось после взлёта.
Благодаря сумасшедшей тяговооружённости это был, пожалуй, самый лёгкий и юркий истребитель 3 лет, особенно эффективный в ближних боях на малых высотах (до 4000 м).
Показательно мнение французского аса Марселя Альбера из полка «Нормандия — Неман». Повоевав в советском небе, он открыто ставил Як-3 выше британского Spitfire, и американского P-51 Mustang.
Интересно, что карьера самолёта не закончилась с победой: даже в Польше и Югославии эти машины стояли на вооружении вплоть до 1952 года.
2. Яковлев Як-9 (СССР)
Если Як-3 был изящной «рапирой» для дуэлей, то Як-9 стал настоящим «боевым молотом» Красной Армии.
Это самый массовый советский истребитель Великой Отечественной, который брал не столько филигранной управляемостью, сколько универсальностью и убийственной огневой мощью.
Конструкторы постоянно модифицировали планер, создавая на его базе то истребитель сопровождения с огромной дальностью полёта, то фронтовой бомбардировщик.
Но настоящий ужас на немцев наводила модификация Як-9Т с 37-мм пушкой. Попадание всего одного снаряда гарантированно разрывало вражеский самолёт на части.
К концу войны именно эти «рабочие лошадки» расчищали небо над Берлином, доказав, что советская авиация способна доминировать не только над своей территорией.
3. Messerschmitt Me 262 Schwalbe (Германия)
Немцы начали проектировать эту реактивную машину ещё до первых выстрелов войны.
Но, как часто бывает с прорывными технологиями, подвели «детские болячки» двигателей и бесконечные административные проволочки. В итоге «Швальбе» (Ласточка) взлетела, когда Рейх уже агонизировал — в 1944-м.
Скорость у Me 262 была по тем временам запредельная, и любой поршневой истребитель союзников, включая британский Meteor, безнадёжно отставал. Пилотам реактивных «Мессершмиттов» приписывают более полутысячи воздушных побед, хотя цифры эти историки оспаривают до сих пор.
Впрочем, «вундерваффе» самолёт не стал. Союзники быстро раскусили его слабину: ловить немцев нужно было не в небе, а на взлёте или посадке, когда те были совершенно беспомощны. Поздний старт, малое количество машин и перебои с топливом свели эффект от новинки к нулю.
4. Grumman F6F Hellcat (США)
Именно этот палубник, по сути, вынес на своих крыльях всю тяжесть войны на Тихом океане, проложив ВМС США дорогу к Токио.
Появившись в 43-м, как прямой ответ японскому Zero, F6F Hellcat оказался на удивление послушным и живучим. Пилоты особенно ценили его за предсказуемость при посадке на зыбкую палубу авианосца — качество, которое спасало жизни не реже, чем броня.
F4U Corsair, к примеру, чаще использовали с наземных аэродромов морской пехоты, а вот «Хеллкэт» стал королём моря. Статистика говорит сама за себя: более 5000 сбитых врагов, абсолютный рекорд среди истребителей союзников.
Любопытно, что даже после войны эти трудяги не сразу ушли на покой, работая ночными истребителями до середины 50-х.
5. Лавочкин Ла-7 (СССР)
Вершина эволюции советских истребителей с двигателем воздушного охлаждения и, возможно, лучший поршневой самолёт западного фронта.
Появившись в 1944 году, Ла-7 стал крайне неприятным сюрпризом для Люфтваффе: он не только догнал хвалёные «Фокке-Вульфы» в скорости, но и начал превосходить их в манёвре на вертикалях.
Именно на этой машине ковал победу самый результативный ас антигитлеровской коалиции Иван Кожедуб (62 сбитых).
Ла-7 отличался невероятной для деревянно-композитной конструкции живучестью: звездообразный мотор продолжал работать и тянуть машину на базу даже после прямых попаданий, которые заглушили бы любой двигатель с водяной системой охлаждения. Это был самолёт победителей.
6. Focke-Wulf Fw 190 Würger (Германия)
Когда «Фокке-Вульф» в 41-м году появился в небе над Европой, для тех же Британских ВВС это стало, как обкат ушатом холодной воды.
Новый немецкий истребитель превосходил буквально всё, что британцы могли поднять в воздух. Детище конструктора Курта Танка быстро стало становым хребтом Люфтваффе, удачно дополняя более лёгкие Bf 109.
Благодаря мощному мотору BMW, «Вюргер» (Сорокопут) таскал внушительные бомбы, работая и штурмовиком, и ночным охотником, и истребителем танков. Немецкий ас Отто Киттель, к слову, почти все свои 267 побед одержал именно в кабине этой машины, доказав её универсальность.
7. Messerschmitt Bf 109 (Германия)
Самый массовый истребитель в истории авиации — почти 34 тысячи построенных бортов.
В середине 30-х конструкция Вилли Мессершмитта и Роберта Люссера выглядела пришельцем из будущего: цельнометаллический монокок, закрытая кабина, убирающиеся шасси. Bf 109 прошёл войну от звонка до звонка, получив боевое крещение ещё в Испании.
Изначально его задумывали как чистый перехватчик, но суровая реальность заставила переучиваться: он возил бомбы, вёл разведку и прикрывал ударные группы. Правда, в Битве за Британию вскрылся нюанс: «худой» (как его прозвали советские лётчики) любил высоту, а прикрывать бомбардировщики приходилось у самой земли, где он терял преимущество.
Тем не менее он оставался опасным противником до самого конца, пока его окончательно не затмил более совершенный Fw 190.
8. P-51 Mustang (США)
Первые версии «Мустанга» с американским двигателем Allison звёзд с неба не хватали, будучи не особо выдающимися машинами.
Всё изменилось, когда под капот поставили британский Rolls-Royce Merlin (в лицензионной версии Packard). Самолёт словно подменили: на больших высотах, где другие моторы «задыхались», он начал выдавать невероятные результаты.
Модификация P-51D, вооружённая шестью крупнокалиберными пулемётами, могла висеть в воздухе часами, сопровождая бомбардировщики в самое сердце Германии. «Мустанги» также расчищали небо над Берлином в 44-м, уничтожив почти 5000 самолётов противника.
Воевали они везде: от Италии и Северной Африки до Тихого океана.
9. Supermarine Spitfire (Великобритания)
«Спитфайр» стал символом надежды для англичан и главным героем Битвы за Британию.
Это был король малых и средних высот, где он закручивал в виражах немецкие Bf 109, заставляя Люфтваффе менять тактику и прижиматься к земле. Эффективность была отличной: лучшее соотношение побед и потерь среди всех британских машин.
Примечательно, что это единственный истребитель союзников, который непрерывно стоял на конвейере с первого до последнего дня войны, постоянно эволюционируя и улучшаясь.
10. Mitsubishi A6M Zero (Япония)
В начале войны «Зеро» был настоящим призраком для военных сил США.
Высокая дальность полёта в сочетании с эталонной манёвренностью позволяли ему творить чудеса — в первые годы конфликта соотношение потерь в боях с ним доходило до 12 к 1 в пользу японцев.
Однако Япония упустила момент гонки вооружений. К 43-му году лёгкая конструкция без брони и протектированных баков превратилась в смертельную ловушку: новые мощные «американцы» научились использовать преимущество в скорости и огневой мощи.
Финал карьеры A6M печален: из грозного охотника он превратился в устаревшую мишень, закончив войну как основное оружие камикадзе.
11. P-47 Thunderbolt (США)
На фоне других изящных машин, самолёт P-47 Thunderbolt казался летающим танком.
Самый тяжёлый и крупный одномоторный истребитель той войны: с полной боевой загрузкой он весил под 8 тонн. Восемь пулемётов 50-го калибра (по четыре в крыле) разносили в щепки любую цель, а бомб и ракет он мог поднять столько, сколько не каждый бомбардировщик осилит — нагрузка сравнима с половиной бомбоотсека B-17 при дальнем вылете.
В начале 44-го P-47 даже обгонял «Мустанг» по числу сбитых, но его истинным призванием стала штурмовка. Американские пилоты любили «Тандерболт» за прочность и просторную кабину с отличным обзором. Он не раз возвращался на базу с такими повреждениями, от которых другие рассыпались бы в воздухе.
12. P-38 Lightning (США)
Выглядел P-38 Lightning, конечно, экзотично: два хвоста, кабина пилота в центральной гондоле и батарея пушек в носу, для кучности огня.
Немцы прозвали его «дьяволом с раздвоенным хвостом», а японцы безошибочно узнавали характерный силуэт за километры. P-38 обладал двумя мощными турбированными моторами, высокой дальностью и живучестью.
Самолёт был и пикирующим бомбардировщиком, разведчиком, наводчиком и даже эвакуатором. И хотя в Европе он себя не особо проявил, на бескрайних просторах Тихого океана раскрылся куда лучше.
Итог
Вторая мировая война перевернула саму философию воздушного боя, превратив его из манёвренных «рыцарских дуэлей» на виражах в стремительные вертикальные битвы энергий и скоростей.
Всего за 6-лет поршневая авиация достигла своего физического предела: моторы удвоили мощность, пулемёты винтовочного калибра уступили место разрывным авиапушкам, а потолок высоты ушёл в стратосферу.
Самолёт перестал быть просто «летающей платформой» для оружия, трансформировавшись в сложный инженерный комплекс. Исход схватки решали уже не столько голые рефлексы пилота, сколько аэродинамика, появление радиолокации и грамотное тактическое взаимодействие.
Эти легендарные машины стали мостом в новую эпоху, подготовив почву для реактивной тяги.
Любопытно, что технические решения тех лет — от стреловидного крыла и высотного оборудования до самой концепции универсального истребителя-бомбардировщика — сформировали облик ВВС на десятилетия вперёд.
Они не просто ушли в историю, уступив небо сверхзвуковым перехватчикам, а передали им свою «ДНК», окончательно закрепив аксиому: господство в воздухе — главный ключ к победе в любой современной войне.
Высказанное мнение автора, является личным и может не совпадать с вашим, это не значит, что неверно или не имеет права существовать.
Поделись видео:


