Основной танк — понятийно-исторические аспекты, опыт применения, перспективы

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Основной танк - понятийно-исторические аспекты, опыт применения, перспективы

Определение «Основной танк» закреплено практикой танкостроения и международных отношений в обрасти контроля над вооружениями современной Европы. Пункт (с) статьи 11 Договора об обычных вооруженных силах в Европе.1990г. гласит: «Термин «боевой танк» означает самоходную бронированную боевую машину, обладающую высокой огневой мощью, главным образом за счет основной пушки с высокой начальной скоростью снаряда для ведения огня прямой наводкой, необходимой для поражения бронированных и других целей, высокой мобильностью на пересеченной местности, высоким уровнем защищенности и которая не сконструирована и не оборудована, главным образом, для транспортировки боевых войск. Такие бронированные машины служат основной системой оружия танковых и других бронетанковых формирований сухопутных войск».

Приведенная формулировка включает «боевой танк» вместо принятого «основной танк», что отразило стремление договаривающихся сторон  внести в категорию сокращаемых вооружений как можно больше машин военного назначения, имеющихся у оппонента.
Вооружения государств — лидеров танкостроения насчитывают более  73 тыс. боевых танков: Россия — 41 тыс.; США — 19 тыс.; Китай — 1800; Великобритания —  1568; Германии 3858; Белоруссии 1778; Украины 4200 танков.

В российских вооруженных сила на долю так называемых основных танков приходится более 53% всех боевых танков. Это по западной терминологии танки третьего и четвертого поколения Т-64, Т-72, Т-80, Т-90, «Черная акула».

Уместно остановиться на принятых в мировой практике танкостроения понятиях»Основной танк», «Поколение».
После войны в мировом танкостроении произошла смена нескольких поколений танков. Под собирательным названием «первое послевоенное поколение» обычно понимают танки, выпущенные на основе использования непосредственного боевого опыта. К ним относятся средние танки Т-54/55 и Т-62, тяжелый танк Т-10 (все — СССР), американские средние танки М46, М47, М48 и тяжелый М103, английские «Центурион» (средний) и «Конкэрор» (тяжелый). По английской терминологии последние назывались среднепушечными и тяжелопушечными. Перечисленные страны реализовали «двухтанковую» политику, когда основу танковых парков составляют средние танки, усиливаемые небольшим числом тяжелых машин. Кстати, подобный подход внешне похож, но на самом деле не имеет ничего общего с доктриной «пехотных» и «крейсерских» танков, которые никогда существенно не отличались по вооружению.

Применительно к первому поколению понятия «средний» и «тяжелый» характеризовали не только массу танка, но, в известной степени, уровень его боевых свойств и, соответственно, круг боевых задач. Поэтому средние танки очень сильно различались по массе. Так, советские Т-54/55 имели массу 36—37 т, английский «Центурион» и американские М46, М47, М48 — около 50 тонн. В Советском Союзе была принята следующая классификация по массе: легкие танки — до 20 т, средние — до 40 т, тяжелые — свыше 40 т.

Тяжелые танки отличались более высокими огневой мощью и защищенностью, но были менее подвижными, чем средние. Однако развитие конструкторской мысли и достижения технологии танкостроения привели к тому, что разница во всех показателях средних и тяжелых танков стала заметно уменьшаться и постепенно сошла на нет. Произошло это при создании танков второго послевоенного поколения, которые стали называть «основными».

Основной танк - понятийно-исторические аспекты, опыт применения, перспективыПеревооружение армий танками этого поколения прошло в 60-е годы. В войска поступили танки М60А1 (США), «Леопард-1» (ФРГ), «Чифтен» (Великобритания), АМХ-30 (Франция). В эти же годы танки начали выпускать в Швеции, Швейцарии, Японии, Китае и Израиле. В конце 60-х — начале 70-х годов танки второго поколения стали поступать в Советскую Армию (Т-64.Т-72).

В образцах основных танков был достигнут значительный прогресс как в развитии отдельных боевых свойств, так и боевой эффективности в целом, Они создавались на основе новой технологии конца 50-х, начала 60-х годов. В частности, были приняты специальные меры по защите от ядерного и химического оружия, от кумулятивных средств. Каждый из танков разрабатывался как единый для армии данной страны. Основные танки синтезировали в себе лучшие черты тяжелых (огневая мощь, защищенность) и средних (высокая подвижность и, главное, рациональное сочетание боевых свойств). Именно эти танки стали материальной основой танковых (бронетанковых) войск. Прежняя классификация танков на тяжелые и средние утратила смысл.

На практике создание единого танка, при его безусловной привлекательности, представляло собой трудную задачу. Сошлемся на опыт французской армии. Уже в 1945 году началась разработка единого танка АМХ-50, а в 1949 году был собран первый опытный образец. На его концепцию и конструкцию большое влияние оказало немецкое танкостроение. На АМХ-50 попытались скомбинировать подвижность «Пантеры» с вооружением, которое считалось перспективным для «Тигра». Образец весил 50 тонн, имел 90-мм пушку и двигатель мощностью 1014 л. с. (746 кВт). В течение года пушка была заменена на 100-мм, а в 1952 году — на 120-мм. Ни один из вариантов АМХ-50 не выпускался серийно. В конце концов, работы были прекращены, так как среди специалистов возобладало мнение, что преимущества, обеспечиваемые тяжелым бронированием, не компенсируют недостатков, вызванных большим весом. Считалось, что броня любой реальной толщины может быть пробита боевыми частями управляемых ракет и другого противотанкового оружия.

На смену АМХ-50 пришел проект 40-тонного танка АМХ-38, а затем — еще более легкого танка АМХ-30. Последний разрабатывался на основе общих тактико-технических требований по соглашению между Францией, ФРГ и Италией. Танк с 1966 года выпускался серийно только для французской армии, а позднее продавался в другие страны.

В начале 80-х годов на вооружение армий развитых стран приняты танки третьего послевоенного поколения — «Леопард-2» (ФРГ), М1 «Абраме» (США), «Челленджер» (Великобритания). Несколько позже начали национальное производство танков, называющихся основными, Япония, Южная Корея, Бразилия, Израиль. Продолжаются работы по созданию таких машин в Индии и Китае.      Основной танк занимает особое место в системе тактического вооружения. Он обладают наибольшей по сравнению с другими средствами борьбы стойкостью к воздействию обычного, химического и ядерного оружия. Высокая подвижность танков позволяет быстро использовать результаты огневых и ядерных ударов, своевременно сосредоточивать войска для создания решающего перевеса в силах на главных направлениях, а при необходимости рассредоточивать группировки для снижения эффективности воздействия ядерного и высокоточного оружия противника.

Указанные свойства определили современное значение основного танка отечественной разработки и производства как массового эффективного средства ведения активных, решительных и динамичных боевых действий в различных регионах мира.

Основной танк - понятийно-исторические аспекты, опыт применения, перспективыИзменение динамики вооруженной борьбы, придание ей трехмерного, воздушно-наземного, ударно-огневого характера повлияло на роль и место танковых войск в основных видах боевых действий в Корее (1950-1953 г.г.), арабо-израильская война (1956 г.), Вьетнам (60-е), зона Персидского залива (1991 г.) и др.

В наступлении на труднодоступной местности танки чаще всего применялись мелкими группами во взаимодействии с пехотой (мотопехотой) в качестве средств ее непосредственной поддержки. В условиях горной местности в Корее танки применялись вдоль дорог или в долинах. В зависимости от обстановки они действовали впереди или за ней. Во Вьетнаме бронетанковые войска помимо обычных выполняли и некоторые специфические задачи: участвовали в прочесывании местности, сопровождали колонны на марше, вели разведку и патрулирование, привлекались для проделывания проходов в качестве тягачей для подготовки колонных путей в джунглевых зарослях и вытаскивания застрявшей техники. Обычно танки использовались небольшими подразделениями (взвод, рота). В поисково-карательных операциях танки находились в резерве общевойскового командира и вводились в бой, когда пехотные подразделения встречали упорное сопротивление подразделений НВСО Южного Вьетнама.

В обороне в сложных условиях ТВД танки применялись для борьбы с наступающими танками противника для усиления огня артиллерии с закрытых огневых позиций (война в Корее), прикрывали отход своих войск при отступлении и были главной силой при проведении контратак. Во Вьетнаме танки, БТР и бронемашины использовались также для перевозки пехоты подразделений, эвакуации раненных и больных, подвоза предметов снабжения. При обороне важных объектов (баз снабжения, аэродромов) или, входя в состав узлов сопротивления и отдельных опорных пунктов, танки составляли их подвижный резерв.
В войне в Ливане в 1982 году израильское командование использовало бронетанковые части в качестве главной ударной силы наступающей группировки. В ходе боев широкое распространение получил маневр танков с целью выхода во фланг и тыл опорных пунктов противника Отказ от лобовых атак объясняется высокими боевыми возможностями танков Т-72, находящихся на вооружении сирийских войск.

Основной танк - понятийно-исторические аспекты, опыт применения, перспективыВ ирано-иракской войне бронетанковые войска продолжали оставаться главной ударной силой сухопутных войск. Противоборствующие стороны применяли бронетанковые соединения и части на главных направлениях для выполнения оперативно-тактических и тактических задач. Бронетанковые дивизии использовались, как правило, в составе первых эшелонов корпусов. Нередко они действовали без сопровождения пехоты, что повышало потери танков от ручных противотанковых гранатометов. В ходе наступления танки перемещались скачкообразно, от одного рубежа или узла сопротивления к другому, по мере их подавления. Темпы наступления составляли 10-15 км в сутки.

Потребность в более мощном воздействии по глубоким объектам противника, скорейшем, эффективном использовании результатов огневых ударов, действий воздушных десантов обусловила необходимость быстрого переноса усилий танковых формирований в глубину. Это определило их место в первых эшелонах наступающих группировок, а также в составе специальных оперативно-тактических, подвижных групп.

Существенное влияние на действия танковых войск в локальных войнах оказали противотанковые средства. Значительное отставание прироста боевой эффективности танков (80-100%) от противотанковых средств (180-240%) поступление последних в массовом количестве на вооружение, начиная с 70-х годов, привело к глубокому кризису танка на поле боя. Танковые группировки стали эффективно поражаться как в непосредственной близости от линии боевого соприкосновения, так и в период выдвижения из глубины. А как показал опыт боевых действий, при наличии мощной ракетно-авиационной группировки, при отсутствии соответствующей ПВО и ПРО у противника, крупные танковые формирования, находившиеся на значительном удалении от района боевых действий, надежно блокировались и уничтожались до вступления в сражение.

Анализ применения танков в составе передовых и рейдовых отрядов, по опыту локальных войн, позволил выявить тенденцию использования танковых формирований для совместных действий с десантами и аэромобильными группами в тылу противника. С этой целью создавались подвижные отряды из танковых подразделений и пехоты, которые быстро выдвигались в направлении высадки десанта. Совместными действиями они нарушали устойчивость системы обороны и обеспечивали высокие темпы наступления.     Опыт боевого применения основного танка, наряду с новыми технологиями, формируют облик современного основного танка. Возможности бронетанковых подразделений могут быть повышены при автоматизации всех рабочих процессов в танке и управленческих процессов в подразделении, обеспечении необходимой информацией экипажей танков и командиров подразделений и создании им комфортных условий.
Наряду с совершенствованием компоновочных схем , управляемости и надежности, подвижность — одно из важнейших боевых свойств, совершенствование которого повышает боевую эффективность танков. В первой четверти XXI века можно ожидать лишь некоторого увеличения удельной мощности до 35-40 лс/т (1750-2000 лс — для  50-тонного танка), ибо большее ее значение уже не может быть реализовано ни при движении в колоннах по дорогам, ни в боевых порядках на поле боя. Средние скорости движения в колоннах могут достигнуть 35-40 км/ч. Запас хода, видимо, останется на современном уровне — порядка 350-400 км по совокупности дорожно-грунтовых условий. Танки смогут совершать длительные марши на большие расстояния в 1500-2000 км с суточными переходами 350-400 км.

В части управляемости перспективный танк все больше полагается на  бортовой компьютер, автоматизирующий процессы управления огнем, движением и защитой. Экипаж должен получать в удобной и наглядной форме информацию об обстановке (местность, средства противника) и о возможностях и состоянии собственной машины и ее положении на местности. Командир должен получить возможность уверенно визуально ориентироваться на местности без того, чтобы высовываться из люка. Все рутинные операции управления должны быть исключены. За членами экипажа будут оставлены минимально необходимые действия, непосредственно вытекающие из логики выполнения задачи.

Автоматизация также раскрывает реальные пути по созданию танков-роботов, которые в обозримом будущем можно было бы использовать для решения ряда специальных задач — вскрытие системы огня противника, уничтожение подрывом отдельных весьма важных объектов, действия на местности с высоким уровнем радиации и т.п.

Автономность танков должна обеспечить эффективность их боевого функционирования в течение суток напряженных боевых действий или в течение трех суток боевых действий с кратковременными перерывами. Экипажам необходимо создать надлежащие эргономические условия (сиденья, органы управления, кондиционер, возможность отдыха).

Усложнение конструкции перспективных танков (насыщение электроникой, автоматикой, гидравликой и др.), стремление к компактности их основных агрегатов и механизмов, с одной стороны, и ужесточение условий боевого применения (напряженное функционирование, отсутствие пауз для технического обслуживания) — с другой сделали весьма острой проблему обеспечения требуемой надежности. Представляется, что при ожидаемом уровне танкостроения эта проблема вполне разрешима. Тщательная отработка конструкции (новые материалы и технологии, современные методы расчета, испытания) позволит получить достаточно высокие основные показатели надежности (интенсивность потока отказов 0,6-0,7 на 1000 км пробега, ресурс 16000-18000 км). Это позволит обеспечить боевую подготовку в мирное время, последующее участие в 2-3 глубоких операциях и поддержание в ходе операций коэффициента готовности на уровне 0,9-0,95.
Предупреждению отказов и их быстрому устранению будет способствовать применение автоматизированной информационно-диагностической системы и использование в конструкции блочно-модульного принципа.

Существенный скачок в повышении эффективности танка и его живучести может дать принципиально новая компоновка, ибо классическая схема (пушка с вращающейся башней, в которой размещены командир и наводчик, — в центре машины, впереди — отделение управления с водителем и в корме — моторно-трансмиссионное отделение) исчерпала свои возможности. Использование автоматики, электроники и дистанционного управления позволяют весь экипаж из 3 человек компактно разместить в носовой части корпуса в специальной бронированной капсуле, оснащенной удобными сиденьями автомобильного типа и кондиционером. Весьма заманчиво выглядит расположение низкого двигателя в носовой части (перед обитаемым отделением), что даст экипажу дополнительную защиту. Такая схема при массе порядка 50 т позволит значительно повысить защищенность танка и экипажа, увеличить боекомплект и запас хода по топливу, создать отличные эргономические условия, установить пушку калибра более 125 мм.

Рассмотренные конструктивные особенности и требования, включающие опыт локальных войн,  заложены в проекты новых и модернизируемых танков.

Основной танк - понятийно-исторические аспекты, опыт применения, перспективы

Основной чертой радикально нового танка Т-95 (Объект 775) является изменение компоновки. Экипаж расположен в специальной бронированной капсуле, отделенный от башни и автомата заряжения бронированием. Орудие располагается в небольшой башне без экипажа. Данная концепция позволяет значительно уменьшить силуэт танка, делая его менее заметным на поле боя. Также значительно улучшается безопасность экипажа, отделенного от боевого отделения бронестенкой.

Вооружение танка предположительно будет состоять из 135-152мм орудия с новым автоматом заряжения. Система управления огнем включает термовизор и радар. Специалисты полагают, что для достижения необходимой в современном бою подвижности танк необходимо оснастить газотурбинным двигателем мощностью более 1250 лошадиных сил, которую развивает серийный ГТД-1250.

Средств, выделенных правительством в 2000 г. на разработку и запуск производства, оказалось недостаточно для запуска серийного производства. Также в ходе испытаний и разработки выявились конструктивные недоработки, в частности, плохой обзор экипажа, низкая осведомленность о ситуации на поле боя. Отработка Т-95 продолжается.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Юрий Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии