Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Испытания первых Т-34 стали легендарной историей, хотя бы потому что именно тогда Сталин сказал свою известную фразу про это машину…
История создания танка Т-34 — это настоящая драма в декорациях предвоенной советской реальности. Здесь есть всё: риск, недоверие, саботаж, борьба за идею и, наконец, трагическая цена победы. Несмотря на то, что сегодня Т-34 воспринимается как один из символов победы, путь к его появлению был отнюдь не торжественным маршем.
Идея создать новый гусеничный танк возникла на фоне явной приверженности военного командования концепции колесно-гусеничных машин. Михаил Кошкин, главный инициатор проекта, буквально продавил идею альтернативного прототипа. Осенью было получено разрешение на параллельную разработку обеих схем, и только спустя несколько месяцев, в результате активного лоббирования и вмешательства Сталина, А-32 получил шанс на продолжение.
Испытания двух опытных образцов летом не дали однозначного ответа, и только в сентябре при демонстрации А-32 военным удалось добиться признания. Командованию был рекомендован вариант с усиленной броней — А-34. Заводу поручили срочно изготовить два опытных экземпляра с бронёй толщиной до 45 мм.
Сборка шла трудно. Стремление к идеальной подгонке каждой детали осложняло сроки. Качественные подшипники поставлялись из-за рубежа, чем были крайне недовольны военные представители. Даже внешний облик машины вызывал повышенное внимание — сварные швы зачищали, корпус и башня полировались. Планировали закончить работы к ноябрьским торжествам, но реальные сроки сдвинулись на декабрь.
Тогда же было принято неожиданное решение: танк, ещё не готовый полностью, всё же утверждают к принятию на вооружение постановлением Комитета обороны. Осталось только продемонстрировать его в Кремле — событие, запланированное на март.
Но к февралю ни один из образцов не смог преодолеть требуемые 2000 км испытательного пробега. Один прошёл только 650 км, другой — чуть больше 300. Испытания вскрыли множество слабых мест. Например, двигатель у одной из машин отказал уже через 15 моточасов. Заводу оставался один вариант — перегнать танки в Москву своим ходом, в условиях суровой зимы, тем самым докатав недостающие километры.
Командировка началась 5 марта. Два опытных Т-34, в сопровождении тягачей «Ворошиловец» и группы техников, двинулись по заснеженному маршруту, проложенному вдали от населённых пунктов. Переправы через реки осуществлялись по льду или вброд, движение по мостам — только ночью и в крайних случаях. График учитывал всё: погодные условия, расписание поездов, потенциальные риски.
Однако всё предусмотреть не удалось. Под Белгородом представитель ГАБТУ, самовольно сев за рычаги, умудрился при развороте в глубоком снегу вывести из строя фрикцион. Ситуация требовала срочного вмешательства, и Кошкин оставляет машину ремонтникам, а сам продолжает путь с оставшимся танком.
Далее маршрут пролегал через Серпухов, где к колонне присоединился восстановленный танк. Времени на отдых не дали — чиновники из ГАБТУ, ВАММ и Генштаба РККА буквально осаждали машины. Осмотры сменяли друг друга. Кошкин, несмотря на сильнейшую простуду, не отходил от машин ни на шаг.
В ночь на 17 марта оба танка, под прикрытием темноты, были доставлены в Кремль. Только троим заводчанам — Кошкину и двум мехводам — позволили присутствовать при показе. Служба безопасности разместила в башнях представителей органов, чтобы избежать непредвиденных инцидентов.
Утром на осмотр прибыли высшие лица государства: Сталин, Берия, Калинин, Ворошилов и другие. Кошкин, задыхаясь от кашля, всё же лично представил машины. «Ласточка наших бронетанковых войск» — с такой метафорой, глядя на танк, обратился Сталин к своим соратникам.
Краткая демонстрация манёвренности и проходимости произвела положительное впечатление, несмотря на попытки замнаркома Кулика и главы ГАБТУ Павлова указать на недостатки. Последний даже бросил резкую фразу: «Мы дорого заплатим за выпуск неготовой к бою техники». Почти дословно это повторит Гудериан три года спустя, комментируя поспешный запуск немецкой «Пантеры».
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
На следующий день танки прибыли на Кубинский НИИБТ-полигон. Здесь их проверяли по полной программе: проезд по пересечённой местности, огневые испытания, атаки бутылками с зажигательной смесью. Броня выдержала, герметичность тоже. Комиссия признала — машина не просто соответствует требованиям, но и превосходит всё, что есть в РККА.
Тем не менее Кулик и Павлов не ушли без реванша — оформили список из 86 замечаний, обязательных к устранению до запуска в производство.
Заключительным этапом стало обратное возвращение в Харьков. Кошкин, вместо того чтобы ехать поездом, вновь сопровождает колонну. Под Орлом один из танков уходит в воду. Конструктор лично руководит операцией по его извлечению, промокает до нитки и подхватывает тяжёлую форму воспаления лёгких.
Он так и не оправился. За свою настойчивость, за решимость довести проект до конца, Кошкин заплатил жизнью. Но именно благодаря его упрямству, Т-34 появился тогда, когда он был жизненно необходим стране. И стал не просто бронемашиной — символом Победы.
Поделись видео:
