Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Рад приветствовать вас на моем канале. Я уже не раз поднимал тему советских тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143: рассуждал, почему они стали именно такими, рассказывал про непростую судьбу.
Из новой статьи вы узнаете о том, как ТАВКР «Баку» (позднее — «Адмирал Флота Советского Союза Горшков»), ставший последним введенным в эксплуатацию при СССР авианесущим крейсером, 10 лет ждал своей участи, почти не выходя в море, был продан Индии и получил вторую жизнь уже в роли авианосца.
Строительство и служба
История создания
«Баку» стал последним из «классических» советских авианесущих крейсеров проекта 1143 «Кречет», на которых базировались вертолеты и самолеты вертикального взлета и посадки.
Их строительство предполагалось завершить на третьем корабле — «Новороссийске», а дальше уже перейти к постройке полноценного авианосца проекта 1153 «Орел» с ядерной силовой установкой и самолетами, взлетающими горизонтально с помощью катапульты.
Однако планы перечеркнул уход из жизни в 1976 году министра обороны маршала Андрея Гречко и министра судостроительной промышленности Бориса Бутомы. Возглавивший Минобороны маршал Дмитрий Устинов настоял на продолжении строительства авианесущих крейсеров проекта 1143.
Сначала четвертый «Кречет» собирались назвать «Харьковом», но в списки флота он был зачислен в 1978 году уже как «Баку». И нет, не в честь столицы Азербайджанской СССР, а в память о лидере эсминцев проекта 38 времен Великой Отечественной войны.
Строился новый авианесущий крейсер на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве по модифицированному проект 1143.4 и имел множество отличий от предшественников, которые внешне практически незаметны.
Значительные изменения претерпело ракетное и артиллерийское вооружение. В частности число пусковых установок для сверхзвуковых противокорабельных ракет П-500 «Базальт» увеличили с 8 до 12 (6 сдвоенных ПУ). При этом от возможности перезаряжать установку после залпа отказались: на предыдущих авианесущих крейсерах помимо 8 ракет в ПУ еще столько же хранились в ракетном погребе, но опыт показал, что перезарядка в море слишком затруднительна.
Вместо двух установок спаренных 76-мм пушек АК-726 «Баку» получил две 100-мм установки АК-100, а устаревшие ЗРК М-11 «Шторм» уступили место новейшим ЗРК «Кинжал». Обновили и противолодочное вооружение: отказались от хтоничного противолодочного ракетного комплекса с ядерными боеголовками РПК-1 «Вихрь», а вместо реактивных бомбометов РБУ-6000 установили новые РБУ-12000.
Также была переработана архитектура надстройки, погреба для боеприпасов и ангар впервые получили бронирование. Для обеспечения взлета с коротким разбегом перспективных СВВП Як-41 (141) на полетной палубе разместили газоотбойный щиток и удерживающий механизм.
Да, планировалось, что в авиагруппу войдут новые сверхзвуковые СВВП Як-41 (141), которые должны были серьезно повысить возможности корабля. Но этого, как известно, не произошло.
Действительно важным нововведением стало первое в советском флоте использование РЛС с активной фазированной решеткой. Неподвижные полотна антенн станции обнаружения воздушных целей «Марс-Пассат» разместили по разным сторонам надстройки. Согласно проекту, комплекс должен был одновременно сопровождать до 120 воздушных целей, но на испытаниях добиться этих цифр не удалось.
В целом можно сказать, что «Баку» был буквально напичкан новыми электронными системами, автоматизировавшими разные аспекты боевой работы. Ключевой являлась боевая информационно-управляющая система «Лесоруб-434», которая обеспечивала управление ударным вооружением и наведением вертолетов.
Корабль спустили на воду для достройки в марте 1982 года, а на испытания он вышел только в январе 1987-го, что во многом было связано со сложностями в доводке многочисленных новых систем. 30 декабря 1987 года «Баку» официально был принят в состав Северного флота и начал готовиться к переходу из Черного моря к месту базирования, совмещенному с первой боевой службой.
При этом корабль приняли не полностью боеспособным: БИУС «Лесоруб-434», РЛС «Марс-Пассат» и радиотехнический комплекс управления полетами «Резистор К-4» не показали заданных характеристик, но эти недочеты планировали исправить уже в ходе эксплуатации.
Недолгая служба
В свою первую и, как потом оказалось, единственную боевую службу в Средиземном море «Баку» отправился 7 июня 1988 года. В ходе нее ТАВКР отрабатывал задачи по противолодочной обороне, осуществлял слежение за американским авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр» и другими кораблями НАТО, совершал деловые заходы в сирийские порты Латакия и Тартус.
За время похода были потеряны самолет Як-38У и вертолет Ка-27ПЛ, никто из летчиков не пострадал. Также в надстройке случился небольшой пожар (загорелись запасы краски), но его удалось оперативно потушить.
Боевая служба завершилась 17 декабря 1988-го, когда «Баку» прибыл в Североморск. В следующие два года ТАВКР отрабатывал задачи по боевой подготовке, регулярно выполнялись полеты вертолетов и самолетов. Правда, последних было в разы меньше, а в 1990-м вообще Як-38М и Як-38У летали всего 47 раз, а вертолеты — 1211.
1 октября 1990 года корабль вошел в состав 44-й дивизии противолодочных кораблей Северного флота, а через три дня, 4 октября, на фоне происходивших в стране событий тяжелый авианесущий крейсер «Баку» переименовали в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» в честь командующего ВМФ СССР в 1956-1985 годах адмирала Сергея Георгиевича Горшкова.
В июле 1991 года после катастрофы Як-38М в Крыму эксплуатация всего парка самолетов семейства Як-38 была приостановлена, но фактически уже никогда не возобновится. Можно с натяжкой сделать вывод, что с этой поры «Адмирал Горшков» стал вертолетоносцем.
При этом в сентябре самолет снова сел на палубу крейсера. Речь об испытаниях Як-141, которые продлились совсем недолго: 26 сентября — первая посадка, 30 сентября — первый взлет, а 5 октября один из двух бортов из-за ошибки летчика ударился об палубу и загорелся.
Никто не погиб, да и самолет потом восстановили до музейного состояния, но испытания приостановили и уже никогда не возобновляли. Не было ни воли, ни денег, да и к «вертикалкам» после Як-38 на флоте относились с явным скепсисом.
Забвение
После 1991 года «Адмирал Горшков» наряду с другими ТАВКР проекта 1143 остался не у дел. Наступили новые времена, когда вчерашние враги резко стали друзьями, а значит необходимости охотиться за их подводными лодками, в чем была основная задача авианесущих крейсеров, уже не было.
Впрочем, это было не главным фактором. Разразившийся экономический кризис привел к радикальному сокращению трат на флот, а огромные авианесущие крейсеры с водоизмещением порядка 50 тысяч тонн требовали ремонта. Ситуация усугублялась условиями базирования: «Адмирал Горшков» и другие корабли проекта 1143 не имели собственных подходящих причалов, с которых могли получать электроэнергию и пар. ТАВКРы стояли на рейде с постоянно работающими двумя котлами, что негативно отражалось на их ресурсе.
В 1992 или 1993 году (данные разнятся) бывший «Баку» встал на ремонт в СРЗ в поселке Роста (Мурманская область), правда из-за нехватки средств работы толком не велись. Ситуация усугубилась 2 февраля 1994-го: в тот день на находящемся у стенки СРЗ крейсере возник пожар, в результате которого вышло из строя одно из двух машинных отделений.
Корабль частично отремонтировали, благодаря чему в июле 1995-го «Адмирал Горшков» принял участие в параде ко Дню ВМФ в Североморске. Однако это была уже лебединая песня корабля в его первоначальном облике. В том же году после истечения гарантии безопасной эксплуатации основных механизмов выход в море был запрещен, после чего еще сравнительно новый (всего 8 лет в строю) авианесущий крейсер поставили на долговременное хранение в бухте в поселке Роста.
А что дальше? Четвертый из «Кречетов» мог вполне последовать за предыдущими представителями проекта: стать развлекательным центром в Китае («Киев» и «Минск»), либо отправиться на разделку («Новороссийск»). Но «Адмиралу Горшкову» подвернулась удача.
Перестройка
ВМС Индии во второй половине 1990-х активно искали замену легкому авианосцу «Викрант», который вывели из эксплуатации в 1997 году. Контакты на тему возможной аренды «Адмирала Горшкова» начались еще в августе 1995 года, а предварительное соглашение заключили в 1998-м. Правда уже подразумевалась покупка с модернизацией.
В 1999 году в ожидании подписания договора и начала его реализации корабль перевели на СРЗ в Северодвинск, однако еще несколько лет шло согласование технических деталей и цены контракта.
В 2004 году сделку заключили: сошлись в итоге на 1,6 млрд долларов, из которых 875 млн шли на модернизацию корабля по проекту 11430. Остальная сумма выплачивалась за поставку 16 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ и другие цели. Авианосец, который должен был получиться в результате модернизации крейсера, получил имя «Викрамадитья» («Всемогущий» в переводе с хинди).
Работы стартовали в том же году. Сразу скажу, что их объем серьезно недооценили, примерно на 60-70%. По оценке бывшего генерального директора Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, авианосец фактически был построен заново.
«На самом же деле мы его строили заново. Когда корабль поставили к причальной стенке „Севмаша“, вычерпали несколько десятков тонн мазута из трюма и разобрали хлам, то поняли: ничего, кроме частичной обшивки корпуса, в этом пароходе не осталось», — заявлял позднее Рахманов.
Перестройке подверглась большая часть конструкций выше ватерлинии, были заменены все системы, включая котлы двигательной установки (новые котлы работают на мазуте вместо дизеля), демонтировано вооружение. В носовой части, где раньше располагались ПУ ракет и артиллерийские установки, теперь размещалась часть полетной палубы и трамплин.
Также для обеспечения взлета и посадки на палубе разместили два газоотбойных щитка и аэрофинишер. Один из двух подъемников расширили, увеличив также его грузоподъемность до 30 тонн. Ангар был переделан под базирование новых типов самолетов и вертолетов, изменениям подверглась и надстройка. Например, исчезли полотна антенн с ФАР РЛС обнаружения воздушных целей.
Если не вдаваться в детали, то авианосец для Индии внешне схож с нашим ТАВКР «Адмирал Кузнецов», но все же это разные корабли. Например, у «Кузнецова» на одну стартовую позицию для самолетов больше, несколько другая форма полетной палубы, надстройка смещена ближе к корме, сохранено ракетное вооружение в виде 24-х ПУ противокорабельных ракет «Гранит».
Это лишь ряд отличий, на деле их гораздо больше. Да и к тому же можно вспомнить про разницу в полном водоизмещении в 16 тысяч тонн (61 тысяча у «Кузнецова» против 45 тысяч у «Викрамадитьи»).
Из вооружения обновленный авианосец получил только средства ПВО ближнего радиуса: два шестиствольных 30-мм «автомата» АК-630 и три ЗРК «Барак» израильского производства (по восемь ракет в каждом).
Первоначально планировалось передать корабль индийской стороне в 2008 году, но сроки были сорваны: в 2007 году было объявлено, что передача переносится на 2011-2012 годы. При этом из-за недооценки объемов работ российская сторона хотела повысить стоимость контракта до 2,7 млрд долларов, на что индийцы, заплатившие к тому моменту уже 500 млн, не соглашались. В итоге в 2010 году получилось сторговаться на сумме в 2,33 млрд.
Корабль вывели из наливного бассейна «Севмаша» в декабре 2008 года, далее достройка шла у причальной стенки. 1 марта 2011 года стартовали швартовые испытания, а ходовые были намечены на конец того же года, но в сроки не уложились.
Ходовые испытания стартовали лишь 8 июня 2012 года, а 29 июля первую посадку на палубу и взлет совершил МиГ-29КУБ. В сентябре испытания приостановили из-за выхода из строя трех из восьми котлов высокого давления двигательной установки: не выдержала новая теплоизоляция, выполненная по требованиям индийской стороны из керамики вместо асбеста.
Ремонт двигательной установки удалось завершить в июне 2013-го, а с 3 июля по 20 сентября состоялись повторные ходовые испытания, в ходе которых также прошла практика индийского экипажа в составе 875 человек.
16 ноября 2013 года Россия официально передала авианосец новому владельцу: во время торжественной церемонии в Северодвинске жена нового командира корабля разбила о борт «Викрамадитьи» кокос. Да, обычный кокос, никаких бутылок шампанского.
26 ноября корабль отправился в Индию, при этом на борту находились 177 специалистов «Севмаша», которые в рамках гарантийных обязательств сопровождали авианосец в течение года после передачи.
Новая жизнь
В порт приписки Карвар «Викрамадитья» прибыла 7 января 2014 года. Переход осуществлялся без авиагруппы: первую посадку на палубу МиГ-29К с индийским летчиком совершил 8 февраля. В мае того же года авианосец был объявлен оперативно развернутым с авиагруппой из МиГ-29К на борту, после чего принял участие в учениях.
В настоящее время авиагруппа «Викрамадитьи» состоит из пяти эскадрилий с пафосными названиями:
- White Tigers («Белые тигры») на МиГ-29КУБ.
- The Black Panthers («Черные пантеры») на МиГ-29К.
- The Angels («Ангелы») на HAL Chetak (индийская лицензионная версия допотопных французских SA 316/SA 319 Alouette III).
- The Guardians («Стражи») на HAL Dhruv (индийский вертолет, разработанный немцами).
- The Harpoons («Гарпуны») на Westland WS-61 Sea King (британский противолодочный вертолет).
- The Falcons («Соколы») на Ка-31 (вертолет ДРЛО на базе Ка-29).
Первоначально в состав авиагруппы планировалось включить еще противолодочные Ка-28 (экспортная версия Ка-27), но индийцы брать их не стали.
В состав корабельной группе во главе с авианосцам обычно входят эсминцы типа «Калькутта», фрегаты типа «Тальвар» (российского производства, проект 1135.6), танкер «Дипак» и другие корабли и вспомогательные суда.
«Викрамадитья» ежегодно участвует в различных маневрах и учениях, в том числе совместно с иностранными флотами. Ожидаемый срок службы авианосца составляет 40 лет, из которых позади только 10. При этом каких-то серьезных поломок, которые надолго бы отправили корабль в ремонт, за это время не было.
Остается надеяться, что и наш «Адмирал Кузнецов» наконец-то уже выйдет из ремонта и тоже сможет хотя бы 10 лет прослужить без серьезных проблем.
Поделись видео:


