Одиссея «Адмирала Горшкова». Как советский ТАВКР стал индийским авианосцем

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
2
+1
0
+1
1
+1
1
+1
0
+1
0
ТАВКР «Баку» в 1988 году
ТАВКР «Баку» в 1988 году

Рад приветствовать вас на моем канале. Я уже не раз поднимал тему советских тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143: рассуждал, почему они стали именно такими, рассказывал про непростую судьбу.

Из новой статьи вы узнаете о том, как ТАВКР «Баку» (позднее — «Адмирал Флота Советского Союза Горшков»), ставший последним введенным в эксплуатацию при СССР авианесущим крейсером, 10 лет ждал своей участи, почти не выходя в море, был продан Индии и получил вторую жизнь уже в роли авианосца.

Строительство и служба

История создания

«Баку» стал последним из «классических» советских авианесущих крейсеров проекта 1143 «Кречет», на которых базировались вертолеты и самолеты вертикального взлета и посадки.

Их строительство предполагалось завершить на третьем корабле — «Новороссийске», а дальше уже перейти к постройке полноценного авианосца проекта 1153 «Орел» с ядерной силовой установкой и самолетами, взлетающими горизонтально с помощью катапульты.

ТАВКР «Новороссийск» в 1986 году
ТАВКР «Новороссийск» в 1986 году

Однако планы перечеркнул уход из жизни в 1976 году министра обороны маршала Андрея Гречко и министра судостроительной промышленности Бориса Бутомы. Возглавивший Минобороны маршал Дмитрий Устинов настоял на продолжении строительства авианесущих крейсеров проекта 1143.

Сначала четвертый «Кречет» собирались назвать «Харьковом», но в списки флота он был зачислен в 1978 году уже как «Баку». И нет, не в честь столицы Азербайджанской СССР, а в память о лидере эсминцев проекта 38 времен Великой Отечественной войны.

Лидер эсминцев «Баку».
Лидер эсминцев «Баку».

Строился новый авианесущий крейсер на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве по модифицированному проект 1143.4 и имел множество отличий от предшественников, которые внешне практически незаметны.

ТАВКР «Баку» в доке Севморзавода в Севастополе в 1987 году
ТАВКР «Баку» в доке Севморзавода в Севастополе в 1987 году

Значительные изменения претерпело ракетное и артиллерийское вооружение. В частности число пусковых установок для сверхзвуковых противокорабельных ракет П-500 «Базальт» увеличили с 8 до 12 (6 сдвоенных ПУ). При этом от возможности перезаряжать установку после залпа отказались: на предыдущих авианесущих крейсерах помимо 8 ракет в ПУ еще столько же хранились в ракетном погребе, но опыт показал, что перезарядка в море слишком затруднительна.

Все 12 пусковых установок ПКР П-500 «Базальт». Фото 1988 года
Все 12 пусковых установок ПКР П-500 «Базальт». Фото 1988 года

Вместо двух установок спаренных 76-мм пушек АК-726 «Баку» получил две 100-мм установки АК-100, а устаревшие ЗРК М-11 «Шторм» уступили место новейшим ЗРК «Кинжал». Обновили и противолодочное вооружение: отказались от хтоничного противолодочного ракетного комплекса с ядерными боеголовками РПК-1 «Вихрь», а вместо реактивных бомбометов РБУ-6000 установили новые РБУ-12000.

«Баку» в 1988 году. Хорошо видны пусковые установки «Базальтов», артустановки АК-100 и реактивные бомбометы РБУ-12000
«Баку» в 1988 году. Хорошо видны пусковые установки «Базальтов», артустановки АК-100 и реактивные бомбометы РБУ-12000

Также была переработана архитектура надстройки, погреба для боеприпасов и ангар впервые получили бронирование. Для обеспечения взлета с коротким разбегом перспективных СВВП Як-41 (141) на полетной палубе разместили газоотбойный щиток и удерживающий механизм.

Полетная палуба «Баку» с вертолетами Ка-27ПЛ и штурмовиками Як-38. Также хорошо виден один из подъемников и крышки вертикальных пусковых установок ЗРК «Кинжал»
Полетная палуба «Баку» с вертолетами Ка-27ПЛ и штурмовиками Як-38. Также хорошо виден один из подъемников и крышки вертикальных пусковых установок ЗРК «Кинжал»

Да, планировалось, что в авиагруппу войдут новые сверхзвуковые СВВП Як-41 (141), которые должны были серьезно повысить возможности корабля. Но этого, как известно, не произошло.

Як-141 на авиасалоне Фарнборо в 1992 году
Як-141 на авиасалоне Фарнборо в 1992 году

Действительно важным нововведением стало первое в советском флоте использование РЛС с активной фазированной решеткой. Неподвижные полотна антенн станции обнаружения воздушных целей «Марс-Пассат» разместили по разным сторонам надстройки. Согласно проекту, комплекс должен был одновременно сопровождать до 120 воздушных целей, но на испытаниях добиться этих цифр не удалось.

В целом можно сказать, что «Баку» был буквально напичкан новыми электронными системами, автоматизировавшими разные аспекты боевой работы. Ключевой являлась боевая информационно-управляющая система «Лесоруб-434», которая обеспечивала управление ударным вооружением и наведением вертолетов.

Надстройка ТАВКР «Баку». Хорошо видны полотна ФАР радиолокационного комплекса обнаружения воздушных целей
Надстройка ТАВКР «Баку». Хорошо видны полотна ФАР радиолокационного комплекса обнаружения воздушных целей

Корабль спустили на воду для достройки в марте 1982 года, а на испытания он вышел только в январе 1987-го, что во многом было связано со сложностями в доводке многочисленных новых систем. 30 декабря 1987 года «Баку» официально был принят в состав Северного флота и начал готовиться к переходу из Черного моря к месту базирования, совмещенному с первой боевой службой.

При этом корабль приняли не полностью боеспособным: БИУС «Лесоруб-434», РЛС «Марс-Пассат» и радиотехнический комплекс управления полетами «Резистор К-4» не показали заданных характеристик, но эти недочеты планировали исправить уже в ходе эксплуатации.

Недолгая служба

В свою первую и, как потом оказалось, единственную боевую службу в Средиземном море «Баку» отправился 7 июня 1988 года. В ходе нее ТАВКР отрабатывал задачи по противолодочной обороне, осуществлял слежение за американским авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр» и другими кораблями НАТО, совершал деловые заходы в сирийские порты Латакия и Тартус.

ТАВКР «Баку» во время своей единственной боевой службы в Средиземном море в 1988 году
ТАВКР «Баку» во время своей единственной боевой службы в Средиземном море в 1988 году

За время похода были потеряны самолет Як-38У и вертолет Ка-27ПЛ, никто из летчиков не пострадал. Также в надстройке случился небольшой пожар (загорелись запасы краски), но его удалось оперативно потушить.

Боевая служба завершилась 17 декабря 1988-го, когда «Баку» прибыл в Североморск. В следующие два года ТАВКР отрабатывал задачи по боевой подготовке, регулярно выполнялись полеты вертолетов и самолетов. Правда, последних было в разы меньше, а в 1990-м вообще Як-38М и Як-38У летали всего 47 раз, а вертолеты — 1211.

ТАВКР «Баку» во время своей единственной боевой службы в 1988 году
ТАВКР «Баку» во время своей единственной боевой службы в 1988 году

1 октября 1990 года корабль вошел в состав 44-й дивизии противолодочных кораблей Северного флота, а через три дня, 4 октября, на фоне происходивших в стране событий тяжелый авианесущий крейсер «Баку» переименовали в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» в честь командующего ВМФ СССР в 1956-1985 годах адмирала Сергея Георгиевича Горшкова.

Сергей Георгиевич Горшков. Дважды Герой Советского Союза, создатель советского ракетно-ядерного флота. Именно при нем ВМФ СССР достиг пика своего могущества.
Сергей Георгиевич Горшков. Дважды Герой Советского Союза, создатель советского ракетно-ядерного флота. Именно при нем ВМФ СССР достиг пика своего могущества.

В июле 1991 года после катастрофы Як-38М в Крыму эксплуатация всего парка самолетов семейства Як-38 была приостановлена, но фактически уже никогда не возобновится. Можно с натяжкой сделать вывод, что с этой поры «Адмирал Горшков» стал вертолетоносцем.

При этом в сентябре самолет снова сел на палубу крейсера. Речь об испытаниях Як-141, которые продлились совсем недолго: 26 сентября — первая посадка, 30 сентября — первый взлет, а 5 октября один из двух бортов из-за ошибки летчика ударился об палубу и загорелся.

Тушение пожара после падения опытного Як-141
Тушение пожара после падения опытного Як-141

Никто не погиб, да и самолет потом восстановили до музейного состояния, но испытания приостановили и уже никогда не возобновляли. Не было ни воли, ни денег, да и к «вертикалкам» после Як-38 на флоте относились с явным скепсисом.

Як-141 на палубе «Адмирала Горшкова» после пожара
Як-141 на палубе «Адмирала Горшкова» после пожара

Забвение

После 1991 года «Адмирал Горшков» наряду с другими ТАВКР проекта 1143 остался не у дел. Наступили новые времена, когда вчерашние враги резко стали друзьями, а значит необходимости охотиться за их подводными лодками, в чем была основная задача авианесущих крейсеров, уже не было.

Впрочем, это было не главным фактором. Разразившийся экономический кризис привел к радикальному сокращению трат на флот, а огромные авианесущие крейсеры с водоизмещением порядка 50 тысяч тонн требовали ремонта. Ситуация усугублялась условиями базирования: «Адмирал Горшков» и другие корабли проекта 1143 не имели собственных подходящих причалов, с которых могли получать электроэнергию и пар. ТАВКРы стояли на рейде с постоянно работающими двумя котлами, что негативно отражалось на их ресурсе.

«Адмирал Горшков» в 1991 году перед заходом в плавучий док ПД-50. Котлы на мазуте дают жару
«Адмирал Горшков» в 1991 году перед заходом в плавучий док ПД-50. Котлы на мазуте дают жару

В 1992 или 1993 году (данные разнятся) бывший «Баку» встал на ремонт в СРЗ в поселке Роста (Мурманская область), правда из-за нехватки средств работы толком не велись. Ситуация усугубилась 2 февраля 1994-го: в тот день на находящемся у стенки СРЗ крейсере возник пожар, в результате которого вышло из строя одно из двух машинных отделений.

Корабль частично отремонтировали, благодаря чему в июле 1995-го «Адмирал Горшков» принял участие в параде ко Дню ВМФ в Североморске. Однако это была уже лебединая песня корабля в его первоначальном облике. В том же году после истечения гарантии безопасной эксплуатации основных механизмов выход в море был запрещен, после чего еще сравнительно новый (всего 8 лет в строю) авианесущий крейсер поставили на долговременное хранение в бухте в поселке Роста.

А что дальше? Четвертый из «Кречетов» мог вполне последовать за предыдущими представителями проекта: стать развлекательным центром в Китае («Киев» и «Минск»), либо отправиться на разделку («Новороссийск»). Но «Адмиралу Горшкову» подвернулась удача.

Перестройка

ВМС Индии во второй половине 1990-х активно искали замену легкому авианосцу «Викрант», который вывели из эксплуатации в 1997 году. Контакты на тему возможной аренды «Адмирала Горшкова» начались еще в августе 1995 года, а предварительное соглашение заключили в 1998-м. Правда уже подразумевалась покупка с модернизацией.

ТАВКР «Адмирал Горшков» во время буксировки в Северодвинск. Источник фото: http://kuleshovoleg.livejournal.com/
ТАВКР «Адмирал Горшков» во время буксировки в Северодвинск. Источник фото: http://kuleshovoleg.livejournal.com/

В 1999 году в ожидании подписания договора и начала его реализации корабль перевели на СРЗ в Северодвинск, однако еще несколько лет шло согласование технических деталей и цены контракта.

В 2004 году сделку заключили: сошлись в итоге на 1,6 млрд долларов, из которых 875 млн шли на модернизацию корабля по проекту 11430. Остальная сумма выплачивалась за поставку 16 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ и другие цели. Авианосец, который должен был получиться в результате модернизации крейсера, получил имя «Викрамадитья» («Всемогущий» в переводе с хинди).

МиГ-29К
МиГ-29К

Работы стартовали в том же году. Сразу скажу, что их объем серьезно недооценили, примерно на 60-70%. По оценке бывшего генерального директора Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, авианосец фактически был построен заново.

«На самом же деле мы его строили заново. Когда корабль поставили к причальной стенке „Севмаша“, вычерпали несколько десятков тонн мазута из трюма и разобрали хлам, то поняли: ничего, кроме частичной обшивки корпуса, в этом пароходе не осталось», — заявлял позднее Рахманов.

Перестройке подверглась большая часть конструкций выше ватерлинии, были заменены все системы, включая котлы двигательной установки (новые котлы работают на мазуте вместо дизеля), демонтировано вооружение. В носовой части, где раньше располагались ПУ ракет и артиллерийские установки, теперь размещалась часть полетной палубы и трамплин.

«Викрамадитья» и Sea Harrier после перехода к месту базирования в Индии
«Викрамадитья» и Sea Harrier после перехода к месту базирования в Индии

Также для обеспечения взлета и посадки на палубе разместили два газоотбойных щитка и аэрофинишер. Один из двух подъемников расширили, увеличив также его грузоподъемность до 30 тонн. Ангар был переделан под базирование новых типов самолетов и вертолетов, изменениям подверглась и надстройка. Например, исчезли полотна антенн с ФАР РЛС обнаружения воздушных целей.

Авианосец проекта 11430 в схематичном виде
Авианосец проекта 11430 в схематичном виде

Если не вдаваться в детали, то авианосец для Индии внешне схож с нашим ТАВКР «Адмирал Кузнецов», но все же это разные корабли. Например, у «Кузнецова» на одну стартовую позицию для самолетов больше, несколько другая форма полетной палубы, надстройка смещена ближе к корме, сохранено ракетное вооружение в виде 24-х ПУ противокорабельных ракет «Гранит».

«Викрамадитья» и «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в порту Североморска в 2012 году
«Викрамадитья» и «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в порту Североморска в 2012 году

Это лишь ряд отличий, на деле их гораздо больше. Да и к тому же можно вспомнить про разницу в полном водоизмещении в 16 тысяч тонн (61 тысяча у «Кузнецова» против 45 тысяч у «Викрамадитьи»).

Из вооружения обновленный авианосец получил только средства ПВО ближнего радиуса: два шестиствольных 30-мм «автомата» АК-630 и три ЗРК «Барак» израильского производства (по восемь ракет в каждом).

АК-630
АК-630

Первоначально планировалось передать корабль индийской стороне в 2008 году, но сроки были сорваны: в 2007 году было объявлено, что передача переносится на 2011-2012 годы. При этом из-за недооценки объемов работ российская сторона хотела повысить стоимость контракта до 2,7 млрд долларов, на что индийцы, заплатившие к тому моменту уже 500 млн, не соглашались. В итоге в 2010 году получилось сторговаться на сумме в 2,33 млрд.

Монтаж трамплина в наливном бассейне «Севмаша»
Монтаж трамплина в наливном бассейне «Севмаша»

Корабль вывели из наливного бассейна «Севмаша» в декабре 2008 года, далее достройка шла у причальной стенки. 1 марта 2011 года стартовали швартовые испытания, а ходовые были намечены на конец того же года, но в сроки не уложились.

Вывод «Викрамадитьи» из наливного бассейна ПО «Севмаш» 4 декабря 2008 года. Источник фото: http://www.nashflot.ru/
Вывод «Викрамадитьи» из наливного бассейна ПО «Севмаш» 4 декабря 2008 года. Источник фото: http://www.nashflot.ru/

Ходовые испытания стартовали лишь 8 июня 2012 года, а 29 июля первую посадку на палубу и взлет совершил МиГ-29КУБ. В сентябре испытания приостановили из-за выхода из строя трех из восьми котлов высокого давления двигательной установки: не выдержала новая теплоизоляция, выполненная по требованиям индийской стороны из керамики вместо асбеста.

«Викрамадитья» во время первых ходовых испытаний 10 августа 2012 года
«Викрамадитья» во время первых ходовых испытаний 10 августа 2012 года

Ремонт двигательной установки удалось завершить в июне 2013-го, а с 3 июля по 20 сентября состоялись повторные ходовые испытания, в ходе которых также прошла практика индийского экипажа в составе 875 человек.

«Викрамадитья» во время ходовых испытаний в Балтийском море в 2013 году
«Викрамадитья» во время ходовых испытаний в Балтийском море в 2013 году

16 ноября 2013 года Россия официально передала авианосец новому владельцу: во время торжественной церемонии в Северодвинске жена нового командира корабля разбила о борт «Викрамадитьи» кокос. Да, обычный кокос, никаких бутылок шампанского.

«Викрамадитья» у причальной стенки «Севмаша» в день официальной передачи индийской стороне
«Викрамадитья» у причальной стенки «Севмаша» в день официальной передачи индийской стороне

26 ноября корабль отправился в Индию, при этом на борту находились 177 специалистов «Севмаша», которые в рамках гарантийных обязательств сопровождали авианосец в течение года после передачи.

Новая жизнь

В порт приписки Карвар «Викрамадитья» прибыла 7 января 2014 года. Переход осуществлялся без авиагруппы: первую посадку на палубу МиГ-29К с индийским летчиком совершил 8 февраля. В мае того же года авианосец был объявлен оперативно развернутым с авиагруппой из МиГ-29К на борту, после чего принял участие в учениях.

Министр обороны Индии наблюдает за МиГ-29К на палубе «Викрамадитьи». Судя по натянутому тросу аэрофинишера, самолет только что совершил посадку
Министр обороны Индии наблюдает за МиГ-29К на палубе «Викрамадитьи». Судя по натянутому тросу аэрофинишера, самолет только что совершил посадку

В настоящее время авиагруппа «Викрамадитьи» состоит из пяти эскадрилий с пафосными названиями:

  • White Tigers («Белые тигры») на МиГ-29КУБ.
  • The Black Panthers («Черные пантеры») на МиГ-29К.
  • The Angels («Ангелы») на HAL Chetak (индийская лицензионная версия допотопных французских SA 316/SA 319 Alouette III).
  • The Guardians («Стражи») на HAL Dhruv (индийский вертолет, разработанный немцами).
  • The Harpoons («Гарпуны») на Westland WS-61 Sea King (британский противолодочный вертолет).
  • The Falcons («Соколы») на Ка-31 (вертолет ДРЛО на базе Ка-29).

Первоначально в состав авиагруппы планировалось включить еще противолодочные Ка-28 (экспортная версия Ка-27), но индийцы брать их не стали.

В состав корабельной группе во главе с авианосцам обычно входят эсминцы типа «Калькутта», фрегаты типа «Тальвар» (российского производства, проект 1135.6), танкер «Дипак» и другие корабли и вспомогательные суда.

«Викрамадитья», второй индийский авианосец «Викрант» (новый, но с тем же именем, что списанный в 1990-х) и корабли сопровождения: два эсминца типа «Калькутта» и один фрегат типа «Тальвар»
«Викрамадитья», второй индийский авианосец «Викрант» (новый, но с тем же именем, что списанный в 1990-х) и корабли сопровождения: два эсминца типа «Калькутта» и один фрегат типа «Тальвар»

«Викрамадитья» ежегодно участвует в различных маневрах и учениях, в том числе совместно с иностранными флотами. Ожидаемый срок службы авианосца составляет 40 лет, из которых позади только 10. При этом каких-то серьезных поломок, которые надолго бы отправили корабль в ремонт, за это время не было.

Остается надеяться, что и наш «Адмирал Кузнецов» наконец-то уже выйдет из ремонта и тоже сможет хотя бы 10 лет прослужить без серьезных проблем.

+1
0
+1
2
+1
0
+1
1
+1
1
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии