Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
«Михаил Кутузов» — двенадцатый из четырнадцати построенных крейсеров серии 68-бис и единственный сохранившийся. Заложен 22 февраля 1951 году в Николаеве, спущен на воду в 29 ноября 1952 года, зачислен в состав Краснознаменного Черноморского флота приказом от 21 января 1955 года. Базировался в главной базе ЧФ в Севастополе, в 1987 году выведен в резерв ВМФ. В 1999 году было принято решение открыть на борту музей, а в августе 2001 года крейсер был отбуксирован в Новороссийск.
Летом 2023 года я добрался таки до Новороссийска и конечно посетил музей на борту. Предлагаю фотоэкскурсию по крейсеру, комментировать буду минимально, так как совсем не специалист в этой области. Габариты крейсера впечатляют — длина 210 метров, высота над водой 52 метра. Говорят сейчас на мачте установлена базовая станция сотовой связи. Не забываем листать галереи.
Доступ на корабль только в составе организованной экскурсии, которые проводятся по расписанию. Поднимаемся на борт. Якорь на корме.
Главный калибр крейсера — 12 орудий 152-мм Б-38, расположенных в 4 башнях МК-5бис. Две башни на носу и две на корме, размещались по линейно-возвышенной схеме. На фото ниже кормовые башни.
Судовой колокол.
Герб СССР — кстати, еще с шестнадцатью республиками. Табличка с исторической справкой о крейсере.
Множество люков на палубе.
Бронзовые таблички.
Кормовая минная установка.
Идем дальше. Зенитные установки дальнего радиуса — четыре спаренные установки СМ-5-1С со 100-мм орудиями В-54, расположены парно по бортам.
Внутри башни СМ-1-1С №5129 1951 год..
Зенитная установка ближнего радиуса действия — кормовая и носовая группа зенитных автоматов. Каждая группа включает в себя 8 спаренных щитовых установок В-11 с 37-мм зенитными автоматами 70-К с водяным охлаждением.
В 70-х годах было установлено восемь зенитных автоматов АК-230 со спаренными 30-мм пушками НН-30. Система имела скорострельность 2000 выстрелов в минуту и досягаемость по высоте до 4800 метров.
Стабилизированный пост наводки «СНП-500»
Знатоки подскажут что это за орудие?
На носу расположено якорное устройство с двумя якорями Холла, каждый из которых весит 7 тонн.
Носовые башни главного калибра.
Идем в «стальные джунгли» крейсера.
Оригинальная деревянная решетка на входе в отсек.
По коридорам, лестницам проходим в кают-компанию
Кают-компания просторная, уютная, имеется даже фортепьяно.
Офицерская каюта.
Какая-то агрегатная или БЧ.
Медблок — изолятор, приемная врача, ординаторская.
Сигнализация из лазарета.
Снова коридоры.
Кубрик №10 для матросов. Условия — спартанские.
Камбуз команды. Раздаточное окно и помещение.
Звонок корабельный.
Телефонный аппарат внутрисудовой связи.
Снова коридоры, коридоры и выходим на палубу. Экскурсия закончена. Конечно хотелось бы посетить не только бытовые помещения, но и рубку, машинное отделение, БЧ. Возможно со временем откроют доступ и туда.
Спускаемся на причал. Общее впечатление от экскурсии хорошее, много информации и новых ощущений, но есть куда развиваться.
Несколько ночных фото крейсера.
Поделись видео: