Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Невероятно, но прижизненный облик одного из самых знаменитых русских монархов долгое время оставался величайшей загадкой нашей истории.
- Ибо никаких прижизненных портретов толковых Иоанн Васильевич после себя не оставил. Хотя многие его европейские современники-монархи уже имели при себе сонмы придворных художников, написавших довольно яркие изображения августейших шефов.
Почему так? Все очень просто: в XVI-м столетии изображения монарших особ на православной Руси не особо любили делать. У нас считалось тогда: писать иконы нужно, а не портреты живых людей. Портретная живопись — большой грех.
Царь без художников
Потому все изображения царя создавались либо по рассказам очевидцев, либо уже после ухода Ивана Грозного (при Романовых). Чаще всего за границей, других странах и намного позднее — потому их подлинность сомнения зело большие вызывает.
Например, вот такой прижизненный единственный портрет Ивана Грозного, 1549-го, работа немца Ганса Вейгеля-старшего. Явно художник никогда не видывал в лицо Иоанна IV — вряд ли тот в 19 лет от роду мог подобную окладистую бородищу отрастить. Скорее всего, пред нами лишь навеянный молвою стереотип о «брадатых московитах».
Имеется и вот такое смутное прижизненное изображение Ивана Васильевича . Сканированная при помощи современных технологий гравюра крышки книги — Апостола 1564 года первопечатника Ивана Фёдорова. насчет его подлинности сомнений точно нет. Вот он — в короне, на медальоне, на груди венценосного орла. Но много ли тут скажешь точного о внешности Грозного царя?
Есть и вот такая парсуна, изображающая Ивана Грозного якобы в начале 1570-х годов. Впрочем, возможно нарисованная либо уже после смерти царя, либо вообще в XVIII-XIX вв.
Более того, скажу я вам, и детальных описаний внешности Иоанна Васильевича от современников практически не сохранилось! Даже иностранцы, видимо в страхе, характеризовали Ивана IV, крайне скупо, абстрактно. Как например, венецианский посол Марко Фоскарино, бросивший лишь краткое:
- E bello — красив собою!
Как же выглядел Иван Грозный?
А потому лишь в XX-XXI удалось более-менее загадку прояснить: уже с помощью антропологов, восстановивших облик Ивана Грозного по его черепу и костям.
Итак, если основываться на работе антрополога Михаила Герасимова, сделанных на основе вскрытой в 1963-м году гробницы царя, подкрепляя их краткими письменными описаниями современников, то пред нами следующая картина предстает:
- Довольно высокий мужик — тем более для своего низкорослого времени. Целых 180 сантиметров же!
- Худощавый, но крепкий. Жилистый, выражаясь современным языком. Высокие плечи, крепкая грудь.
- Глаза голубые (по другим данным, серые) — явное наследие северных предков Рюриковичей. Как описывали современники царские очи: большие, проницательные, огня исполненные. Все вокруг видят да замечают.
- Густая рыжеватая борода, с годами поседевшая. Большие усищи.
- В юности — четкие «греческие черты» приятного лица, крючковатый «орлиный» эллинский нос. Явно средиземноморский тип, привет от византийской бабки-гречанки Софьи Палеолог.
- К закату лет — глаза глубоко запали, пролегли сквозь лицо глубокие морщины. Пришло облысение, появился угасший свирепый взор — явно намного старше своих 53 лет Иван Васильевич пред смертью выглядел. Уставшим, изнеможденным, настороженным от постоянных заговоров, бунтов да войн… Не иначе народ довел монарха, вот беда!
- На позвоночнике — отложения солей, остеофиты, причинявшие мучительные боли при каждом движении. Возрастной артрит, остеохондроз, сдавленный позвоночник. Скорее всего, царь страдал и диабетом, возможно даже циррозом печени и сифилисом. Не воздержан был в еде и питье, вел малоподвижный образ жизни, словно современный офисный клерк. А в костях имел повышенное содержание ртути и мышьяка — скорее всего, лечился мазями на ртутной основе
Что особо удивило исследователей?
Некоторые особенности внешности царя особо удивили исследователей. В частности, явная асимметрия глаз — правый заметно меньше левого. И выдающаяся вперед челюсть — не как у Габсбургов конечно, но тоже силу характера, так скажем, подчеркивала.
В 2023-м году бразильский художник-графи Сисеро Мораис еще раз свел все описания и исследования прижизненной внешности Ивана IV во едино.
Вот так, облик Ивана Васильевича — словно тонкая ночная тень брошенная на красную стену древнего Кремля: очертания угадываешь, но подлинные яркие детали растворились во мраке веков.
- Лицо Ивана Грозного словно бы таинственная «мозаика из множества костей, воспоминаний и догадок», соединённая заново лишь спустя многие века. Когда ее величество наука, словно искусный старик-реставратор, кряхтя, взялась наконец за дело. И сняла с августейшего лика упавшие на него безжалостные завесы величественного времени. Мы, наконец-то увидели пред собою живого человека: со своими болями, страхами, горестями…
Поделись видео: