Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Нельзя сказать, что 130-й водители обожали или любили так же, как, например, в свое время ГАЗ-51. Но машину уважали и ценили — это однозначно. А после появления на дорогах ГАЗ-53, так и вовсе шоферы старалась обойти Газон стороной, и при первой же возможности пересесть на 130-й.
Грузовой ЗИЛ-130 появился в 1960 г, и проектировали его максимально добросовестно
По крайней мере, старались сделать лучше, чем его предшественники — ЗИЛ-160 и тем более ЗИЛ-150 (ЗИС-150, до 1956 года). Это был шанс завода имени Лихачева вернуть себе имя главного производителя советских грузовиков. Новую машину делали-переделывали в разных прототипах еще начиная с 1954 г. Несколько раз возвращали в КБ на доработку, и наконец-то в 1961 г 130-й пошел в серию.
Основной грузовик получился достаточно компактным – всего 6,6 м в длину, и 2,5 м в ширину. С приличной грузоподъемностью 6 тонн, и достаточно надежной трансмиссией. А еще 130-й получил пневматический привод тормозов и комфортабельную кабину с удивительно мягким диваном. Чтобы понять, в чем секрет притягательности ЗИЛ-130, нужно хотя бы пару месяцев откататься на продавленных скамейках ГАЗ-53. Только тогда начинаешь ценить просторную и теплую кабину с мягким диваном и, главное, «баранку» с гидроусилителем. А без него управление тяжелым грузовиком превращалось в большой труд.
Но самое важное преимущество 130-го было под капотом
Машина получила двухрядный шестицилиндровый мотор на 5,5 л и 100 л.с. Его сделали на базе американского мотора еще 20-х годов, скопировали очень грамотно, так как двигатель выпускался вплоть до конца 70-х. И все из-за огромного ресурса и выносливости. Мотор выдерживал большие перегрузки и кустарный ремонт, чуть ли не допиливание коленвала напильником.
Короткий блок цилиндров и очень удобная компоновка давала возможность вытащить мотор буквально бригадой в 4–5 человек, без крана, просто в обычном гараже. За пару дней перебрать двигатель — и можно было опять выходить на линию. Кстати, появившийся позже более высокооборотный V8 на 120 л.с. и 4,25 л. не понравился ни слесарям, ни шоферам. Уже в 80-х начали ставить V8 на 150 л.с. от лимузина ЗИЛ-111. Но этот мотор был гораздо сложнее в ремонте, и не давал экспериментировать с бензином.
А еще ЗИЛ-130 был выносливее Газона
Но только в умелых руках. Обычно новые машины с завода приходили на автобазу недоработанные, в прямом смысле слова. В СССР была плановая экономика, по плану партии, заводу нужно было любой ценой собрать определенное количество ЗИЛов. И выработка очень контролировалась, то есть, все узлы и агрегаты должны были быть поставлены и собраны на автомобиле. Машина должна быть укомплектована и отгружена получателю. То есть, все гайки должны быть на месте и закручены. Ну, или почти все, и почти закручены.
В итоге бывалые водители выставлялись перед завгаром и получали возможность до официального получения самим съездить на ж/д станцию и выбрать свой ЗИЛ, из нескольких стоящих на платформах. А заодно закрутить все гайки. Правда, иногда приходилось кое-какие детали по двигателю покупать за свой счет, и даже ездить за ними на завод. Но ЗИЛ-130 возвращал все сторицей.
При умении и определенном навыке на машине можно было неплохо заработать
Особенно на самосвале. Доставка песка, гравия, иногда собранного урожая из колхоза, угля с ближайшей шахты и даже пиломатериалов на дачу. Главное — ЗИЛ-130 позволял быстро выгрузиться и уехать раньше. И, кстати, компактные габариты грузовика позволяли заехать в любой двор, протиснуться через переулки и улочки пригородов. Так что стоящий у дома ЗИЛ-130 в советские времена был в порядке вещей.
Из недостатков ЗИЛ-130 можно было вспомнить только странную конструкцию рамы. Прочности несущих балок не хватало, особенно у самосвалов, но это не было недочетом конструкторов. Просто изначально машину делали для перевозки 4 тонн груза, а затем в паспорт записали грузоподъемность 6 тонн. Мотор заменили на более мощный, а шасси не усилили. Обычные бортовые «130-е» ездили без проблем, а у самосвалов из-за перегрузки частенько приходилось доваривать и усиливать раму, заодно и крепление кузова менять.
А еще Зил-130 стал самым массовым грузовиком, за 40 лет эксплуатации собрали почти 3,5 млн. экземпляров. И лишь окончательное устаревание конструкции вынудило снять машину с конвейера.