Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
На судостроительном заводе «Залив» (Керчь) продолжается строительство первого (головного) универсального десантного корабля (УДК) проекта 23900. Фото строящегося нового УДК «Иван Рогов» с западных спутников и неизвестного морского судна распространил российский специализированный канал bmpd 2 апреля 2025 года. Что известно об этом корабле для ВМФ России?
Начнем с того, что до начала работ в 2020 году на заводе «Залив» над новым «Иваном Роговым» для нашего флота УДК на территории бывшего СССР никогда не строили.
Самые большие советские десантные корабли — БДК проекта 1174 «Носорог» были построены в количестве 3 единиц в 1974-1988 годах. Они имели максимальную длину около 158 метров и полное водоизмещение около 14000 тонн. Корабль мог нести на борту до 50 легких плавающих танков ПТ-76, либо 80 БТР и БМП, либо до 120 других военных машин. Также жилые помещения позволяли разместить до 500 десантников. Авиагруппа включала 4 вертолета Ка-29. Для высадки десанта корабль имел выдвижную 32-метровую сходню в носовой части и раздвижные носовые ворота, а также несколько катеров. Бортовое вооружение состояло из одной 76-мм артустановки, 4 шестиствольных 30-мм пушек, палубной версии РСЗО «Град» 40 х 122 мм, а также ЗРК «Оса-М» и ПЗРК. Дальность плавания достигала почти 14000 км. Все три корабля вывели из состава ВМФ в 1990-2000-е годы. Они носили названия «Иван Рогов», «Митрофан Москаленко» и «Александр Николаев».
В российском флоте в 2000-х годах заказали новые БДК проекта 11711 «Иван Грен». Но они еще более компактные. Причем, первые два корабля «Иван Грен» и «Петр Моргунов», вошедшие в состав ВМФ РФ в 2018 и 2020 годах соответственно, — 135-метровые с полным водоизмещением 6600 тонн. А третий и четвертый корабли, строящиеся в Калининграде («Владимир Андреев», «Василий Трушкин») с ориентировочными сроками сдачи флоту в 2027 году, «подросли» до 150 метров и 8000 тонн. Другие характеристики улучшенного проекта (11711М) неоднократно публиковались: дальность чуть более 9000 км, до 40 единиц бронетехники, до 400 десантников, 5 вертолётов Ка-27/Ка-29 или 4 Ка-52К, до 6 десантных катеров «Серна», одна 76-мм артустановка АК-176МА, два российских двухвальных дизель-дизельных агрегата ДДА-12 000 (4 дизеля 16Д49 по 6000 л.с.). Планировалось построить 4 корабля по улучшенному проекту в придачу к 2 имеющимся. Пока строятся два, еще два должны начать в 2025 году.
То, о чем шла речь выше, БДК — большие десантные корабли. А еще есть УДК — универсальные десантные корабли, более мощные и габаритные, обеспечивающие перевозку большего числа техники и десанта, а также обладающие полноценной полетной палубой, за что их иногда называют «десантными вертолетоносцами». Разбирающиеся в военной технике читатели уже догадались, что в России такими кораблями должны были стать 2 УДК проекта «Мистраль», которые заказали во Франции во времена относительной дружбы с Западом в начале 2010-х годов.
Это были два 200-метровых корабля с полным водоизмещением 21300 тонн каждый — «Севастополь» и «Владивосток» с отечественной радиоэлектронной «начинкой», с частями корпусов постройки Балтийского завода (их транспортировали во Францию) и большим количеством западных компонентов, в том числе двигателями. На борту каждого русского «Мистраля» должны были базироваться вертолеты Ка-27/29 и Ка-52К. Но в 2014 году французы отказались передавать первый готовый корабль и разорвали контракт по достройке второго для России. В итоге в 2015 году вернули деньги русским и продали оба корабля в Египет, где они получили на вооружение планировавшиеся для них ударные палубные вертолеты Ка-52К, но уже в экспортном варианте.
И вот теперь мы подошли к проекту 23900. Он появился в результате разрыва контракта по «Мистралям» для ВМФ России. Но появился не сразу. Было много вариантов нового УДК, в том числе более крупные по габаритам. В итоге в 2020 году на заводе «Залив» заложили сразу 2 корабля («Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко») и достаточно в спокойном режиме начали работу над ними — предполагалось сдать ВМФ в 2027-2028 годах. Новые корабли получили 220-метровую полетную палубу (авиагруппа по проекту состоит из боевых и транспортно-десантных вертолетов (до 20 Ка-52К, Ка-27/29/31) и 4 БПЛА). Проектные технические характеристики новых УДК в СМИ публиковались с расхождениями. «Усредненно» это: до 1000 десантников и до 75 единиц боевой техники, 4 десантных катера, российские двигатели и бортовые системы, дальность хода — более 11000 км. Оборону корабля должны были обеспечить установки ЗРАК «Панцирь-М» и 6-ствольные 30-мм пушки. Вполне вероятно, что в связи с опытом, полученным на флоте в ходе специальной военной операции, вооружение будет доработано с учетом необходимости более серьезной антидроновой защиты.
Теперь вернемся в самое начало нашего материала. О строительстве УДК на заводе «Залив» в 2025 году. Оно продолжается, несмотря на СВО. СМИ противника недавно дружно заистерили, узнав об этом. Но нам важно другое: это первые авианесущие корабли океанского типа после долгого перерыва в их строительстве в нашей стране. Готовность «Ивана Рогова», судя по появившимся снимкам (см. ниже), если ничего экстраординарного не произойдет, возможно к 2028 году и позволит начать ходовые испытания первого (головного) корабля проекта 23900.
О втором корабле пока данных нет, хоть он был заложен одновременно с «Роговым». Возникает вопрос о судьбе проекта как такового в нынешних условиях, тем более, что строительство ведется на Черном море, «Рогов» должен уйти на Тихоокеанский флот, а Турция, контролирующая черноморские проливы, его вполне себе пропустит. Другой корабль «Митрофан Москаленко» планировалось использовать на Черноморском флоте.
В заключение отметим, что в июне 2024 года ТАСС сообщал, что «Рогов» выйдет на ходовые испытания в конце 2027 года, а «корабль будет сдан заказчику осенью 2028 года».
Поделись видео: