Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Государственный долг США неуклонно растет на протяжении многих лет. С 2000 по 2023 год он вырос с 5,7 трлн до $31,4 трлн, что составляет более 100% ВВП США.
Наиболее активный рост госдолга США пришелся на период пандемии COVID-19 — $4,7 трлн. Эта цифра включает в себя расходы вследствие принятия Закона о помощи и экономической безопасности в связи с коронавирусом (CARES), Закона о реагировании на коронавирус для семей (FFCRA), Закона о консолидированных ассигнованиях и Закона о плане спасения Америки 2021 года.
Эти пакеты предусматривали ряд мер экономической поддержки, включая прямые выплаты физическим лицам, повышенные пособия по безработице, кредиты и гранты для предприятий, а также финансирование медицинских учреждений и распространение вакцин. Это именно те самые «вертолетные деньги», которые обеспечили относительную стабильность финансовой системы в тот период.
🔻Обсуждение потолка госдолга
Предстоящие в июне дебаты о потолке долга скорее всего создадут лишь видимость дискуссии перед принятием неизбежного решения.
- Министр финансов Джанет Йеллен регулярно призывает законодателей поднять потолок долга. По ее мнению отказ от повышения может иметь катастрофические последствия для экономики США. Йеллен отметила, что в прошлом потолок долга повышался много раз, и отказ повысить его сейчас будет беспрецедентным и приведет к дефолту.
- В США есть конечно и противники таких мер, например конгрессмен от Аризоны Энди Биггс. По его мнению потолок долга не должен быть поднят без значительного сокращения государственных расходов.
- Структурный дефицит бюджета США десятилетиями покрывается за счет выпуска казначейских облигаций, которые по сути навязываются инвесторам по всему миру как безальтернативное вложение средств.
Если какая-либо страна не проявляет достаточного интереса к долговым инструментам США, то там быстро возникают проблемы с финансированием локальных проектов со стороны МВФ, Всемирного банка и крупных банковских групп.
В отдельных случаях финансовые структуры США прибегают к прямому давлению, организуют локальные финансовые кризисы и беспорядки. Все это очень напоминает рэкет на межгосударственном уровне.
🔻Есть ли чисто экономические причины не поднимать госдолг США?
Рост задолженности может иметь негативные последствия для экономики в долгосрочной перспективе.
- Если учетная ставка останется высокой, правительству придется тратить больше денег на выплату процентов по проданным облигациям. Это уменьшит объем средств на другие государственные программы.
- Bысокий уровень долга может привести к потере доверия к экономике США со стороны иностранных инвесторов, и как следствие к снижению стоимости доллара.
Но на фоне возможности получить неограниченное финансирование, эти аргументы скорее всего не будут приняты во внимание.
🔻Как оценивает перспективы увеличения госдолга США Бюджетное управление Конгресса?
Согласно долгосрочному прогнозу Бюджетного управления Конгресса, ожидается, что в ближайшие десятилетия потолок долга будет превышен в 2033 и 2050 годах.
➖ При условии неизменности действующего законодательства, в 2033 году государственный долг составит около $39,4 трлн. Это около 118% от ВВП США.
➖ На 2050 государственный долг составит около $95,0 трлн. Это будет значительным увеличением по сравнению с текущим уровнем, и, по прогнозам, долг будет составлять около 195% от ВВП на тот момент.
Средние темпы увеличения госдолга с 2023 по 2033 составят около 2% в год, а в период до 2050 года составят около 4,4% в год.
Прогноз по госдолгу может быть скорректирован в зависимости от будущих экономических и политических событий. Расчеты основаны на допущении, что законодатели США будут продолжать повышать потолок долга в случае необходимости, не допуская дефолт.
- В сухом остатке мы имеем общее увеличение госдолга на $63,5 трлн до 2050 года, что в среднем составляет ежегодное увеличение примерно на $2.3 трлн в год.
Это около половины объема средств, потраченных на компенсацию последствий пандемии. При текущей учетной ставке ФРС в 5% увеличение госдолга теоретически способно обеспечить достаточную ликвидность в экономике, при относительном контроле над инфляцией. Основной целью ФРС и Минфина США сейчас является сохранение темпов роста и недопущение резкого скачка инфляции.
- Исходя из этих данных представляется очень вероятным не просто разовое повышение потолка госдолга, а принятие программы его повышения, что позволит планировать долгосрочные инвестиции со сроком окупаемости более 5 лет.
А это все высокотехнологичные области, имеющие стратегическое значение для развития экономики США.
🔻Какие последствия для США и мировой экономики будет иметь повышение госдолга?
- В США это позволит сохранить объемы бюджетного финансирования многочисленных государственных программ и оказать помощь бизнесу в конкурентной борьбе за мировые рынки.
Например программа по релокации высокотехнологичного производства из ЕС в США в рамках Закона о снижении инфляции (IRA) показала свою эффективность. Аналогичные программы мы сможем увидеть и в других секторах экономики США.
- В социальном плане, повышение потолка госдолга позволит продолжить в полном объеме финансировать программы соцобеспечения, что может гарантировать достаточную внутреннюю политическую стабильность. Значительная часть госдолга может быть поглощена на внутреннем рынке США паевыми инвестфондами, пенсионными фондами, банками и домохозяйствами.
- Огромный военный бюджет США также в значительной степени будет финансироваться из новых объемов госдолга.
- Для мировой экономики это будет означать формирование новой экономической системы. Страны, утратившие свой политический и экономический суверенитет фактически станут финансовыми донорами США и потребителями новых объемов госдолга.
- Сейчас банковский кризис в ЕС вынуждает центробанки этих стран привлекать огромные объемы именно долларов для недопущения коллапса финансовой системы.
Простое включение печатного станка может разогнать инфляцию и подорвать доверие инвесторов к евро. Естественно, доллары привлекаются по текущей учетной ставке и выше.
Для частных инвесторов долговые инструменты США с фиксированной доходностью также становятся более привлекательными, на фоне более низкой учетной ставки в Еврозоне. Это способствует перетоку частного капитала из ЕС в США.
🔻Для стран, не желающих становиться донорами, еще большую актуальность приобретет создание альтернативной финансовой и платежной системы. Это позволит не нагружать свой бюджет новыми долговыми обязательствами США, о реальном обеспечении которых и Минфин и Бюджетное управление Конгресса предпочитают скромно умалчивать.
тг канал Рыбарь