17 октября 2024 года были введены новые санкции против 18 российских нефтяных танкеров и 4 танкеров для перевозки СПГ. Напомним, теневой флот РФ, по оценочным данным, превышает 1000 судов, и постоянно растет. Для избежания контроля применяются нестандартные методы доставки, включая перевалку в открытом море.
Поэтому санкции в отношении российских судов пока не выглядят критичными. Происходящее нужно воспринимать в контексте текущего выборного цикла в Британии и состояния ее экономики.
Но нужно четко понимать системный подход британских властей к решению проблемы. На саммите Европейского политического сообщества в июле 2024 года премьер-министр Британии объявил о призыве к действию против теневого флота. На сегодня к этой инициативе присоединились 47 стран. Конечно, основное число стран – это вассалы из ЕС, но налицо попытка масштабировать британскую инициативу за счет сторонних ресурсов, что является визитной карточкой Британии.
Цели британцев
1. Борьба за экологию. Якобы разливы нефти, к которым может привести использование судов теневого флота, на побережьях стран-участников несут риски для безопасности мировой торговли. При этом британцы делают оговорку, что мировая торговля – жизненная сила экономического роста. И соответственно речь идет о контроле экономического развития, а не об экологии.
2. Сокращение валютных поступлений в бюджет РФ. Нефтяные танкеры, только за последний год перевезли примерно $4,9 млрд. Эта сумма очень беспокоит британские власти.
3. Давление на газовую отрасль. Сюда относятся санкции в отношении еще 4 танкеров СПГ и российской газовой компании АО «Русгаздобыча». В заявлении британских властей отдельно приведен оценочный объем убытков компании «Газпром» в 2023 году в размере $6,9 млрд, что британцы записали себе в актив.
4. Пропаганда для населения Британии. Министр иностранных дел Дэвид Лэмми, ориентируясь на внутреннюю аудиторию, дополнительно обосновал санкции необходимостью реагировать на кибератаки и военные действия РФ. Причем даже попытался обвинить российскую сторону в использовании химоружия. Очень удобная тактика – обвинять оппонента в своих преступлениях.
И все это делается, якобы исключительно для безопасности окружающей среды, мореплавания в Европе и за ее пределами, целостности международной морской торговли и уважения международного морского права.
Применение санкций
Интерес представляет практическая часть зачисления в санкционный список, где прописаны конкретные меры в отношении российских и/или аффилированных судов.
Министерство транспорта совместно с Объединенным центром безопасности на море (JMSC) и Агентством морской и береговой охраны (MCA) требует от судов с сомнительной страховкой предоставить подробную информацию об их страховом статусе при прохождении через Ла-Манш.
Судам, указанным в Положении о санкциях в отношении России, запрещено заходить в порт Великобритании, им может быть выдано предписание о движении или входе в порт, они могут быть задержаны, им может быть отказано в регистрации в Судовом реестре Великобритании или прекращено действие существующей регистрации. Кроме того, исключение, связанное с ограничением цены на нефть, не распространяется на услуги в отношении указанных судов, а также на поставку или доставку российской нефти или нефтепродуктов на указанных судах.
Напугать несогласных
Любой субъект, содействующий и поддерживающий деятельность России, может подвергнуть себя санкциям.
Оставить лазейку для своих компаний
Управление по применению финансовых санкций опубликовало руководство по запрету на российские услуги в сфере нефтеперевозок. В соответствии с частью 7 Положения о России действуют ограниченные исключения и могут быть выданы лицензии для определенных судов.
Перед правительством Британии сейчас стоят две взаимоисключающие задачи: – удержать экономику от коллапса, прежде всего в промышленности и социальной сфере. – сохранить и возглавить санкционное давление на одного из крупнейших игроков на рынке энергоносителей.
Их линейное выполнение Британией с большой вероятностью нанесет местной экономике серьезный ущерб. Поэтому мы видим попытки мобилизовать «группу потерпевших стран ЕС», которые по замыслу англосаксов должны стойко переносить все тяготы санкций и одновременно минимизировать издержки главных организаторов и проводников санкционной политики.