Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Ленд-лиз — тема, по которой споры едва ли когда-то прекратятся в обозримом будущем. Ибо вызваны они чаще всего не какой-то исторической основной, а политикой — то есть глупостью. Ибо одни упорно хотя доказать, что без Ленд-лиза не было бы вообще победы над Германией, другие же утверждают, что помощь была не столь уж велика, чтобы о ней всерьёз говорить.
Что делать историкам? Собирать факты и доносить до широких масс. Убеждать же кого-то обычно бесполезно, ибо в таких спорах нужны не факты, а умение кричать громче собеседника.
Ключевым приёмом со стороны тех, кто заверяет о ненужности Ленд-лиза является обычно выдёргивание отдельных поставок и на их примере «доказывание», что обошлись бы без них. Самый характерный пример — танки. А вот о том, что в поставках были отдельные позиции, которые бы оказались для Красной Армии критичными, они не замечают.
Как знают те, кто читал мои статьи, я не стою на стороне хоть одних, хоть других, в этом сложном и неоднозначном вопросе. В данном же случае, один из моих читателей поднял в комментариях тему, ответить на которую в двух словах не получалось и надо было начать с азов. Речь шла о поставках, которые были для РККА весьма критичными — про автомобили. И вот на эту тему я подробно изложу то, что не стал писать в комментариях. Полагаю, интересно будет многим.
Итак, говорим про моторизацию РККА. Вся огромная советская бронированная армада в два десятка танков была бессмысленна, если не снабдить её достаточным количеством мотопехоты, моторизованной артиллерий (раз уж нет самоходной), моторизованными тылами. Кстати, вот штат довоенной танковой дивизии, можно посмотреть на количество автомобилей, которых, как показал опыт, оказалось крайне мало:
Однако после начала войны у нас уровень моторизации существенно уменьшается. В штате стрелковой дивизии вместо 558 автомобилей их уже в июле становится 203, а к марту 1942 года остаётся всего 154. Но хуже всего с подвижными войсками. Танковых бригад и отдельных частей ещё хватает, но в них практически нет мотопехоты. Вместо моторизованных частей и соединений формируются десятки кавалерийских дивизий — вообще без тылов. Зимой роль подвижных войск играю и многочисленные лыжные части.
Вся мотопехота танковых бригад передвигается на броне — в виде танкового десанта. Автомобилей хронически не хватает. Причём ещё и проблемы с качеством. Практически весь автопарк РККА — это ГАЗ-АА и ЗИЛ-5, двухосные неполноприводные грузовики, давным-давно разработанные американским инженерами и не очень качественно скопированные у нас. Для тыловых частей они ещё как-то годятся, но для подвижных войск нужны более проходимые машины, тем более в России, где вместо дорог направления. У нас же даже трёхосные грузовики даются с трудом, а полноприводных машин нет в серии от слова вообще.
Не меньшие проблемы с тракторами. Их просто некогда делать, ибо все мощности пошли на производство танков. С мотоциклами у нас же проблемы были ещё до войны такие, что штаты формируемых мотоциклетных полков уменьшались по числу мотоциклов прямо на глазах.
Весь 1942 год картина в основном остаётся прежняя. Мотопехоты у нас минимум в танковых войсках, вместо неё используется кавалерия, а когда есть снег, то лыжники.
Реальное изменение картины происходит лишь в 1943 году, когда поставки по Ленд-лизу грузовиков дали о себе знать в значительных масштабах (в 1943 году грузовиков поставлено втрое больше, чем в 1942-м). Я пересмотрел множество штатов танковых и механизированных бригад, но не нашёл то, что искал. Так бывает — в памяти осталось, а потом не отыскать.
А осталось два момента. Во-первых, то, что для перевозки мотострелковых подразделений и лёгкой артиллерии (а другой не было в танковых и механизированных корпусах) использовались только полноприводные грузовики. А второе то, что основным транспортом были двух с половиной тонные грузовики.
Напомню, что полноприводные грузовые автомобили в СССР не выпускались. Так же, как не было и автомобилей грузоподъёмностью две с половиной тонны. Такие мы получали только из США. То есть наши подвижные войска обеспечивались за счёт Ленд-лиза. И это вполне понятно, поскольку, во-первых, советская промышленность произвела примерно в два раза меньше машин, чем получила по Ленд-лизу, а во-вторых, как уже указано выше, наши автомобили мало годились под требования Второй Мировой войны.
Конечно, очень хочется найти документы, подтверждающие, что наши танковые и механизированные корпуса получали именно лендлизовский транспорт на постоянной основе, во всяком случае мотопехота, истребительно-противотанковые части и другие боевые подразделения. Но возможно это было лишь негласное распоряжение.
В любом случае мне кажется, что ситуация с автомобилями, поставляемыми по Ленд-лизу весьма показательна. По этой позиции и количества огромные, в сравнении с нашим производством, а главное — качество. Поскольку в СССР просто не производили машины аналогичные «Студебекерам» и «Доджам». Напомню, что для шасси под знаменитые «Катюши» у нас просто не было подходящего автомобиля и вся реактивная артиллерия использовала лендлизовские грузовики.
Поделись видео:
