Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Вот уже который десяток лет старички «Абрамсы» модернизируются, получают новую броню, обновлённое оружие и современную электронику. Правда, их базовая конструкция и сама концепция за это время не претерпели никаких серьёзных изменений, и с новым обновлением в Штатах собираются это изменить. Впрочем, это не самое удивительное. Как заявило американское военное командование, этап от прототипов до серийных образцов танки пройдут буквально на ходу. Их будут доделывать прямо в сборочном цехе, а собранные прототипы сразу пойдут в эксплуатацию.
1. Последняя модернизация
Танк M1A2 SEPv3, или, как его часто называют в американской армии, M1A2C, сегодня остаётся главной модификацией «Абрамса» в строю. Он появился в конце 2010-х, а создавался на основе опыта боевого применения и десятков локальных обновлений, которые проводились ещё со времён Ирака и Афганистана. Внешне танк почти не изменился, но внутри это уже машина другого уровня. Главное в нём – это адаптация к реалиям XXI века, где бой ведётся с активным использованием цифровой техники. В SEPv3 полностью переработана система управления огнём: появились тепловизоры нового поколения, обновлённый прицельный комплекс и интеллектуальный интерфейс, позволяющий экипажу быстрее находить и сопровождать цели. Для повышения точности добавили систему Ammunition DataLink, которая связывает тип боеприпаса с электроникой прицела, автоматически подбирая оптимальные параметры стрельбы.
Серьёзно усилили и защиту. Новый набор броневых модулей прикрывает уязвимые зоны корпуса и башни, а днище укрепили против подрывов на минах. В танк добавили средства противодействия радиоуправляемым фугасам и обновлённую систему радиоэлектронной защиты. Немало внимания уделили энергетике и эргономике. Впервые на «Абрамсе» установили вспомогательную силовую установку (APU), которая позволяет питать бортовые системы без включения основного газотурбинного двигателя. Внутри танка — новые дисплеи, цифровые панели и унифицированные разъёмы, рассчитанные на подключение дополнительных модулей. Правда, даже столь глубокая модернизация не решила главной проблемы платформы — её возраста. Конструкция «Абрамса» восходит к семидесятым, и возможности обновления корпуса и башни почти исчерпаны. Именно эту проблему и должен решить Abrams M1E3.
2. Причины для модернизации
M1A2 SEPv3 по-прежнему считается одним из самых защищённых и технологичных танков мира, но даже его потенциал уже подходит к пределу. Конструкция «Абрамса» за десятилетия превратилась в тяжеловеса — не только по массе, но и по возможностям модернизации. Вес боевой машины вплотную приблизился к 74 тоннам, а значит, каждое новое улучшение буквально ложится на танк дополнительной плитой. К тому же современная тактика больше не строится вокруг дуэлей бронетехники, как во времена холодной войны. Сегодня танк должен не только выдерживать удар, но и работать в тесной связке с беспилотниками, средствами радиоэлектронной борьбы и сетевыми системами разведки, но «Абрамс» последних серий оказался на это не способен. Его архитектура устарела и не позволяет добавлять столь новую технику.
К тому же у «Абрамса» старый газотурбинный двигатель, прожорливый и капризный. Он обеспечивает отличную динамику, но требует колоссальных затрат топлива и сложного обслуживания. И, пожалуй, главное — это опыт современных боевых действий. Как показала практика, даже тяжёлая броня не спасает от беспилотников без продвинутых сенсоров, обзорных камер и систем защиты. Танку теперь нужна не только крепкая броня, но и способность видеть, реагировать и обмениваться данными в едином цифровом поле. SEPv3 уже не может это обеспечить.
3. Новая модификация M1E3
Проект M1E3 Abrams — это фактически попытка перезапустить саму концепцию танка, сохранив при этом его наследственность. Армия США официально объявила о программе в 2023 году, а в 2024-м General Dynamics Land Systems представила её как следующий шаг после SEPv3 и SEPv4. Новый танк должен объединить в себе идеи, испытанные на демонстраторе AbramsX, но в более практичном и серийном исполнении. Главная цель создания M1E3 — избавиться от всего лишнего. Конструкция корпуса перерабатывается почти с нуля: вместо громоздкого набора броневых слоёв использовали более лёгкие композитные материалы и модульную защиту. Это позволит снизить массу танка примерно до 60 тонн — то есть к нему вернётся подвижность. При этом уровень защиты обещают сохранить на уровне лучших мировых образцов, включая возможность установки активных комплексов перехвата.
Электроника здесь – половина танка. SEPv3 был оцифрованным стариком, а M1E3 проектируется как полностью цифровая платформа. В основе — открытая архитектура, совместимая с любыми современными датчиками, вычислительными модулями и системами связи. Поэтому танк можно будет приспособить к чему угодно.
Внешне и внутренне M1E3 будет ближе к AbramsX, но без его экспериментальных излишеств. Например, гибридной силовой установки, о которой говорили в контексте AbramsX, в новом танке пока нет. Зато рассматривается обновлённый двигатель с повышенной экономичностью и новым генератором. От AbramsX также унаследованы системы ситуационной осведомлённости — обзорные камеры по периметру, панорамные дисплеи и продвинутая автоматика. Командир и наводчик получат улучшенные средства управления и прицеливания с цифровым интерфейсом, напоминающем современные боевые симуляторы.
M1E3 – это переходная ступень к танку будущего. Армия США называет его «танком для будущей войны», но при этом подчёркивает, что это не прототип, а реальный танк, рассчитанный на длительную эксплуатацию и модернизацию. В нём хотят объединить всё лучшее из многолетнего опыта использования «Абрамсов» с новыми возможностями.
4. Странный принцип производства
Самое необычное в истории M1E3 — это то, как его собираются выпускать. Армия США решила отказаться от привычного сценария, когда новая техника сначала годами проходит цикл прототипов, а уже потом доходит до сборочной линии. Теперь всё будет наоборот: танки начнут производить параллельно с доработкой конструкции. Такой подход назвали «экспериментальным серийным производством», и он должен сократить время от чертежей до готовых машин почти вдвое.
Согласно последним заявлениям представителей Пентагона и General Dynamics, первые опытные экземпляры M1E3 должны быть собраны до конца текущего года. И это не окончательные версии. Инженеры планируют использовать их как лаборатории для отработки компоновки, материалов и электронной архитектуры. По сути, войска получат рабочие машины ещё до того, как проект будет завершён, чтобы на практике найти все ошибки. Производственная база останется прежней — легендарный завод Joint Systems Manufacturing Center в Лиме, штат Огайо, где собирают все «Абрамсы» с 1980-х годов. Но сам процесс кардинально изменится. Если раньше каждый этап утверждался и фиксировался на годы вперёд, то теперь новые модули и узлы будут внедрять по мере готовности. Ко всему прочему, это снизит риск устаревания, и установленная на танк техника будет вполне актуальна к моменту выпуска боевой машины.
Одним из главных недостатков американского «Абрамса» считается его газотурбинный двигатель, который ест слишком много топлива и чрезвычайно требователен к обслуживанию.
Поделись видео:
