Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Велосипеды для подростков и детей в СССР выпускало несколько заводов страны, поэтому эта техника не являлась дефицитным товаром.
Это был один из лучших подарков для того периода времени и родители знали чем можно угодить ребенку.
Иногда взрослые этим даже шантажировали: плохое поведение или неуспеваемость в школе могли стать причиной, когда ребенку грозило вместо заветного «велика», дарили что-то, на его взгляд, незначительное.
Зато когда долгожданный велосипед покупался, ребячьей радости не было пределов.
Моделей как подростковых, так и детских было много, но самыми популярными считалось 5 велосипедов, которые до сих пор помнит поколение, наездившие на них не один десяток километров.
«Школьник»
Горьковский велосипедный завод возобновил выпуск велосипедов только в 1956 году. До этого времени, во время войны и чуть позже, коллектив предприятия выполнял военные заказы по выпуску необходимых стране боеприпасов и специального оборудования.
Подростковая модель «Школьник» была рассчитана на возраст детей 10-12 лет, и по цене это был отнюдь не дешевый подарок для того времени.
Начав серийно выпускать велосипеды с рамой закрытого типа (модель для мальчиков), буквально сразу завод произвел модификацию.
Раму сделали открытой (модель для девочек), а позже появилась модель 519-021 с «унисекс» рамой, что сразу сделало его популярным и востребованным.
Весом в 9,2 кг, с 20-и дюймовыми колесами, и удобной геометрией рамой, велосипед был довольно удачной разработкой.
Скорее всего, именно поэтому модель выпускалась на протяжении всего послевоенного периода существования СССР и даже немного после распада страны.
«Орленок»
Оборудование, на котором Минский велосипедный завод начал выпускать детские и взрослые послевоенные модели, попало в СССР по репарациям с Германии.
Первая модель подросткового велосипеда В-72 выпускалась с 1949 года сначала в Минске, затем, в 1951 году вся техническая документация и оборудование было передано на Шауляйский велосипедно-мотоциклетный завод.
Модель В-72 «Орленок» была переходным вариантом между детским и подростковым типом велосипеда.
До 1978 года, в период, когда выпускалась модель, было проведено ряд модификаций.
Характерная выгнутая рама была своеобразной визитной карточкой «Орленка». Благодаря использованию тонкостенных стальных труб вес велосипеда составлял всего 12 кг.
Это единственная модель, на которой использовалась задняя втулка системы «торпедо», отличающаяся особым качеством и надежностью в эксплуатации.
Эта особенность делала велосипед крайне популярным среди подростков.
Для примера, обычные задние втулки, которые изготавливались в основном на Горьковском заводе, выдерживали без ремонта максимум пару лет. Заднюю втулку «торпедо» на «Орленке» можно было не менять 5 и больше лет.
«Ласточка»
Одновременно с подростковым велосипедом «Орленок» Минский велосипедный завод начал выпускать аналогичную модель специально для девочек, которую символически назвали «Ласточка».
Этот подростковый велосипед был аналогичен серии В-72 с одним единственным отличием: конструкция рамы была другая.
Для девочек-подростков 10-12 лет специально была разработана модель с открытой рамой.
Вместе с разработкой «Орленка» Минский велосипедный завод, в связи с переходом на выпуск мотоциклов, передал Шауляйскому коллективу и эту модель велосипеда.
Как и «Орленок» модель выпускалась до конца 70-х годов прошлого столетия и была крайне популярной в среде советской детворы.
«Уралец»
Атигский завод машиностроения в 1970 году начал серийный выпуск велосипеда для подросткового возраста под названием «Уралец».
Односкоростная модель была настолько популярной в народе, что некоторое время ее собирали даже после распада СССР, а точнее до 1994 года.
Изготовленная из стали жесткая вилка и рама, отличалась простотой, надежностью и практичностью.
Велосипед одинаково хорошо подходил для активного отдыха, как по шоссейному покрытию, так и для езды по грунтовой дороге.
Это одна из немногих подростковых моделей, где завод устанавливал багажники и тип седла, который использовался при сборке велосипедов для взрослых.
«Зайка»
Эта модель детского велосипеда для деток, которые только учились ездить на веломашинах, была самая популярная в период Советского Союза.
Проектированием и серийным выпуском занимался Львовский завод мопедов, который попутно разрабатывал и собирал несколько моделей велосипедов, в том числе и детских.
«Зайка-2 Люкс» была настолько удачной, что ее выпуск продолжался даже после развала страны.
Модель была рассчитана для детей возрастом от 3 до 7 лет, поэтому конструкторы сразу сделали акцент на возможность регулировки подъема высоты рулевой колонки и седла.
В комплектации имелись поддерживающие колеса, которые закреплялись на оси заднего колеса. Также в список комплектующих деталей входили декоративные задние катафоты, передняя фара, багажник и сигнальный рожок.
Открытый тип рамы, изготовленный из стальных труб, отличался надежностью. Стальные обода колес и бескамерного типа резиновые шины были практически «не убиваемые».
Несмотря на то, что велосипед считался детским, детвора устраивала на нем настоящие дворовые соревнования. За все время серийного выпуска модель дорабатывали и модифицировали несколько раз.
Начиная с 1979 года, это была самая популярная модель велосипеда для деток дошкольного возраста.
Общее количество выпущенных экземпляров стал рекордным: коллектив завода собрал первый миллиона детских велосипедов задолго до развала страны.