Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Разработанный английским конструктором Томасом Паркером в 1901 году автомобиль, в котором использовался газогенераторный двигатель, нашел свое продолжение в Советском Союзе.
Идея использовать древесный газ в качестве топлива особенно пригодилась в период ВОВ.
В архивах Министерства обороны имеется множество сохранившихся доказательств, как в военное время использовались автомобили, работающие на отходах древесины.
Зис-13
Прозванный в народе ласковым именем «Захар», модель автомобиля с использованием газогенератора ЗИС-13 считается одним из первых советских грузовиков, который работал на твердом топливе.
Хотя было довольно много минусов в недоработке, в целом автомобиль неплохо справлялся с возложенной на него задачей.
На момент создания автомобиля работающего на «газогене» в стране наблюдался острый дефицит нефтепродуктов.
Сконструированная под руководством профессора Наумова модель грузовика не требовала для организации перевозок столь дорогостоящего продукта.
Газогенератор работал на угле и дровах, хотя в некоторых моделях на нем дополнительно были установлены баки для бензина.
ГАЗ-42
Разработка ГАЗ-42 была доверена в 1936 году КБ Горьковского автозавода, под руководством талантливого конструктора и инженера Косова.
До этого коллектив предприятия уже был известен тем, что на заводе производился выпуск модели знаменитой «полуторки» ГАЗ-АА.
Никто из руководства не сомневался, что с поставленной задачей конструкторы справятся в самые короткие сроки, тем более что базовой моделью при разработке стала вся та же «полуторка».
Основные агрегаты и узлы, исключая систему подачи топлива и сам двигатель, были позаимствованы с базовой модели.
Для организации работы двигателя была разработан и установлен газогенератор Г-14, работающий за счет сгорания древесных отходов.
Первая модель газогенератора была разработана советскими конструкторами еще в 1927 году, под руководством профессора Наумова. В этом же году ее впервые испытали на автомобиле марки ЗИС.
Очищенный продукт сгорания смешивался с воздухом и под воздействием вспомогательного вентилятора перенаправлялся в камеры сгорания мотора.
Автомобиль обладал грузоподъемностью в 1,5 тонны и развивал скорость до 55 км/час.
В качестве топлива можно было использовать не только дрова, но и соломенные брикеты, торф, кору и шишки деревьев.
ЗИС-150-015 АСН
Исходя из опыта использования автомобилей на твердом топливе в период войны в 1953 году советские авто-конструкторы предоставили новую модель грузовика работающего на дровяных отходах.
ЗИС-150-015 АСН предназначался для эксплуатации в районах, где производились лесозаготовки. Взятую за основу кабину ЗИС-150 разделили для установки в правой ее части газогенератора.
На протяжении 1954 года собранные испытательные образцы лесовозов проходили испытания, где каждый из автомобилей должен был сделать пробег в 20000 тыс. километров.
В эксперименте участвовали два опытных образца, которые посменно обслуживало несколько шоферов.
По окончанию испытаний специальная комиссия сочла грузовик пригодным для эксплуатации его в условиях лесозаготовок.
Паровой грузовик НАМИ‑012
Еще одной послевоенной разработкой советских конструкторов моделей грузовиков работающих на дровах стал НАМИ-012, автомобиль, предназначавшийся для эксплуатации в условиях крайнего Севера.
Главным предназначением грузовика являлось использование машины в леспромхозах и на участках лесоразработок.
Конструкторы использовали в грузовике шасси ЯАЗ‑200 для обеспечения грузоподъемности в 6 т. без прицепа и 12 т. с подвесным приспособлением.
Испытательный образец прошел успешно все поставленные перед конструкторами задачи в условиях температуры до -400 градусов, что позволяло эксплуатировать грузовик в условиях крайнего севера.
УралЗИС-352
Последней моделью грузовика, которая была создана в Советском Союзе, стал автомобиль УралЗИС-352.
Руководство партии при обсуждении послевоенных проблем в стране приняло решение прекратить выпуск грузовиков, работающих на твердом топливе.
Основной причиной такого решения стало то, что транспорт на бензине и дизельном топливе более выгодно отличался от моделей, работающих на «газогене».
Для перевозок требовалась техника мощная, при этом особое внимание уделялось скорости перевозок.
Последняя партия грузовиков УралЗИС-352 была выпущена в 1957году, после чего советская автомобильная отрасль занялась изготовлением техники работающей исключительно на жидком топливе.