Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Боевая машина поддержки танков (БМПТ) «Терминатор» не нуждается в особом представлении. Несмотря на совсем небольшое количество серийных экземпляров, БМПТ в свое время так хорошо разрекламировали, что известность машина получила широкую.
При этом Объект 199 «Рамка», переименованный в маркетинговых целях в «Терминатора», был далеко не первой попыткой отечественных конструкторов по созданию хорошо бронированной машины для поддержки танков.
В этой статье я расскажу о четырех опытных БМПТ, созданных в СССР и России до широко известного «Терминатора», но не принятых на вооружение.
Объект 781
Предыстория
Разные проекты БМПТ начали прорабатываться в СССР в первой половине 1980-х и на тот момент эта аббревиатура еще расшифровывалась как Боевая Машина Пехоты Тяжелая. Она должна была бороться с танкоопасной живой силой, то есть с операторами ПТРК, расчетами безоткатных орудий и гранатометчиками.
В Афганистане эту роль выполняли БМП-2 со своими 30-мм автоматическими пушками, «Шилки» с демонтированными РЛС и дополнительным боекомплектом, а также ЗУ-23-2, которую устанавливали везде, куда можно и нельзя. Но у всех перечисленных выше вариантов был важный недостаток — слабая защищенность от противотанковых средств. В БМПТ этот вопрос должны были решить. Также первоначально предполагалось не только поддерживать огнем танки, но и перевозить пехоту.
Первые чертежи будущей машины в 1984 году представила Военная академия бронетанковых войск. В следующем году тему одобрил Главком Сухопутных войск маршал Василий Петров, после чего БМПТ включили в план НИОКР на 1985-1990 годы. При этом есть информация, что именно Петров установил новую расшифровку аббревиатуры, которая уже привычна нам — Боевая Машина Поддержки Танков.
Разработку и дальнейшее изготовление машины нового типа поручили ГСКБ-2 Челябинского тракторного завода. В 1987 году были готовы опытные образцы БМПТ под обозначением Объект 781 в двух исполнениях. Они создавались на основе танка Т-72Б и отличались преимущественно комплексами вооружения.
Объект 781 вариант А
Первая машина получила целый ассортимент разных «стволов». В двух независимых боевых модулях разместили по 30-мм пушке 2А72 и спаренному 7,62-мм пулемету ПКТ. Кроме того, на правой «башенке» разместили установку для двух ракет ПТРК «Конкурс» или «Корнет», готовых к выстрелу. Пусковая была закрыта противопульной броней.
Но это было еще не все: за основными модулями на люке командира расположили установку под пулемет (7,62 или 12,7 мм), в надгусеничных полках — по автоматическому гранатомету или пулемету.
Информация про экипаж, которая есть в сети, довольно странная. Он якобы состоял из семи человек: мехвода, двух стрелков курсовых гранатометов (пулеметов), командира (он же наводчик модуля с ПТРК) и наводчика второго боевого модуля. Получается пять, а где еще два? Их называют кормовыми пулеметчиками. При этом «пулеметить» им неоткуда: амбразур никаких нет, разве что управлять пулеметной башенкой над люком командира, но зачем это делать вдвоем?
Еще в одном источнике эти двое вообще причисляются к перевозимому десанту. Правда безопасного выхода для спешивания все равно нет: все через люки на крыше. Скорее всего, экипаж у Объекта 781 вариант А все же состоял из пяти человек, а число семь взято у второй машины — Объекта 781 в варианте Б.
В варианте А построено две машины и обе сохранились. Одну можно увидеть в Кубинке в техническом центре парка «Патриот», вторую — в музее УВЗ в Нижнем Тагиле. Интересно, что у них разное курсовое вооружение: у одной (Кубинка) гранатометы, у другой (УВЗ) — пулеметы.
Объект 781 вариант Б (в некоторых источниках — Объект 782)
Второй вариант БМПТ получил принципиально другой боевой модуль, напоминающий башню БМП-3. Однако башня была своя, с низким профилем и противоснарядным бронированием. Комплекс вооружения — как у «тройки» (100-мм пушка 2А70, 30-мм пушка 2А42 и 7,62 мм пулемет ПКТ) с добавлением автоматического гранатомета.
Как и в случае с первой версией, у второй в надгусеничных полках разместили курсовые гранатометы, при этом задней пулеметной башенки не было, зато имелись амбразуры для пулеметов в бортах за башней.
Вот тут уже экипаж точно состоял из семи человек: мехвода, командира, наводчика, двух стрелков курсовых гранатометов и двух «задних» пулеметчиков.
Объект 781 в варианте Б создан в единственном экземпляре, он сохранился и выставлен в Техническом музее парка «Патриот» в подмосковной «Кубинке».
Испытания и внезапный финал
Обе опытные машины в 1987 году продемонстрировали руководству армии на полигоне Алабино в Подмосковье, где привлекла внимание всех, в том числе Министра обороны и Начальника Генштаба. Затем начались испытания на полигоне Чебаркульского учебного центра в Челябинской области.
По итогу испытаний выбор пал на вариант А с двумя боевыми модулями. В 1990 году коллектив ГСКБ-2 завершил опытно-конструкторские работы и начал готовить чертежи для серийного производства. Но в том же году ЧТЗ получил приказ из Москвы о сворачивании всех работ по военной тематике в рамках конверсии, после чего проект был закрыт, а документация по указанию свыше передана УВЗ.
БМПТ на базе танка Объект 934 «Судья»
Если о прошлых двух машинах известно немного, то про БМПТ на базе легкого танка Объект 934 (ОКР «Судья») сведений еще меньше. Над машиной в 1980-х работал ЦНИИТОЧМАШ.
Использование шасси не ставшего серийным легкого танка может вызвать вопросы, но на его основе примерно в те же годы в Волгограде шли работы по БМД-3, а позднее и по СПТП «Спрут-СД», так что все логично.
Интересен подбор вооружения. Тут у нас не традиционная 2А42, а две 30-мм зенитных автоматических пушки 2А38 (как на «Тунгуске» или «Панцире»). И если на ЗРПК они разнесены по сторонам от башен, то тут спарены.
Для борьбы с танками предусматривалась пусковая с двумя ПТУР, готовыми к пуску, для пехоты — пулемет ПКТ и АГС.
А больше информации и нет. Разве что можно по эмблеме на борту определить, что машина, скорее всего, предназначалась для ВДВ. А еще боевой модуль напоминает тот, который устанавливался на ранний прототип БМП-3 — Объект 688.
Объект 787 «Гадюка»
И закончим статью машиной, созданной уже в России 1990-х. Это была инициативная разработка того же ГСКБ-2 ЧТЗ. Стартовала она в 1995 году на средства предприятия, а готова опытная машина была уже в 1996-м.
В этот раз опять взяли за основу Т-72, но не стали перекраивать корпус: изменения коснулись башни, из которой демонтировали орудие с автоматом заряжания. По бокам установили две 30-мм пушки 2А72 со спаренными ПКТ и два блока по шесть направляющих для неуправляемых авиационных ракет. Корпус и башня были максимально прикрыты блоками динамической защиты «Контакт-1».
Экипаж оставался стандартным: мехвод, командир и наводчик, при этом управлять вооружением могли и командир и наводчик.
Предполагалось, что за счет переделки уже имевшихся Т-72 можно будет быстро насытить армию машиной для поддержки танков, об актуальности которой стали говорить после начала боевых действий в Чечне.
На испытаниях в апреле и июле 1997 года машина хорошо показала себя при стрельбе как из пушек, так и ракетами. По итогам испытаний «Гадюка» была положительно оценена рядом высокопоставленных военных, что могло положительно сказаться в будущем. Но дальше произошла какая-то весьма странная история.
Предприятие начало рекламную кампанию БМПТ, в том числе в прессе, что компетентные органы расценили как разглашение военной тайны. В итоге руководству завода хорошенько досталось, программа разработки была закрыта, а единственный экземпляр отправился в Кубинку, где до недавнего времени ржавел в запасниках. Несколько лет назад машину восстановили до приличного состояния и теперь ее можно увидеть в парке «Патриот».
Больше ЧТЗ военными разработками не занимался. А уже известная всем БМПТ «Терминатор», она же Объект 199 «Рамка», разрабатывалась на другом предприятии — в КБ Уралвагонзавода. Но это уже совсем другая история, о которой я как-нибудь позже обязательно расскажу.