Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Рад приветствовать вас на моем канале в эти праздничные дни. В честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне решил посвятить новый материал семейству тяжелой бронетехники КВ, названного в честь героя гражданской войны, маршала Климента Ефремовича Ворошилова.
Безусловно, можно было бы рассказать о легендарных КВ-1 и КВ-2, опытных КВ-3, оставшихся преимущественно на бумаге КВ-4 и КВ-5, хорошо знакомых многим по играм. Но я решил поведать вам о не таких известных, но не менее интересных машинах из этого семейства. Объединяет их то, что все они были воплощены в металле и проходили испытания.
КВ-7 (объект 227)
Необычная самоходка (или штурмовой танк) сразу с тремя пушками была разработана конструкторским коллективом Челябинского Кировского завода в ноябре 1941 года.
Опыт первых месяцев войны показал, что Красной армии пригодилась бы хорошо защищенная боевая машина для уничтожения укреплений противника, превосходящая по огневой мощи уже имевшиеся Т-34 и КВ.
Добиться этого решили установкой сразу трех орудий (одной 76,2-мм пушки Ф-34 и двух 45-мм 20-К). Предполагалось, что 76-мм пушка сможет бороться с наиболее бронированными танками, а 45-мм орудия помогут в борьбе с полевыми укреплениями и небронированной техникой.
Особо сложные цели предполагалось уничтожать залпом сразу из трех орудий. В целом, ради возможности синхронной стрельбы залпом все и делалось. Разместить всю батарею пушек в башне было невозможно, поэтому на шасси КВ-1 установили неподвижную рубку. Она не была особо просторной, но позволила вместить 93 снаряда для Ф-34 и 200 для 20-К.
Испытания показали, что идея с пушками разных калибров была не самой удачной: из-за серьезно отличающейся баллистики и особенностей размещения для каждой пушки требовался отдельный прицел, что очень усложняло наведение и стрельбу залпом. Например, на испытаниях в январе 1942 года удалось дать залп только с третьей попытки, при этом кучность стрельбы оставляла желать лучшего.
Оказалось, что 45-мм пушки, располагавшиеся на некотором расстоянии от оси поворота установки, при выстреле своей отдачей сбивали наводку других орудий.
Осознав, что просчитались, конструкторы ЧКЗ, поменяли орудийную установку: теперь она состояла из двух 76-мм пушек.
На испытаниях в мае 1942 года новая версия КВ-7 показала себя лучше, но не настолько, чтобы продолжать работы дальше: все же решили, что лучше поставить одно орудие посерьезнее, а не городить батарею.
Есть мнение, что конструкторы и ранее не особо видели перспектив в установке нескольких пушек, но работы шли по личному указанию Сталина. Поэтому еще до начала испытаний были изготовлены 20 бронекорпусов.
Единственный опытный образец КВ-7 предлагали после установки комбашенки от КВ-1С и ряда других доработок отправить на фронт, но этого так и не произошло. В конце 1943 году наряду еще с несколькими прототипами советских танков КВ-7 списали и разрезали на металл.
Тем не менее, работы по необычному штурмовому танку не прошли даром и пригодились уже вскоре при создании САУ КВ-14, принятой позже на вооружение под обозначением СУ-152. Ее сконструировали за рекордные 25 дней.
КВ-9
Опытный тяжелый танк КВ-9 представлял собой КВ-1 с усиленной до 135 мм лобовой броней и 122-мм орудием У-11 на базе гаубицы М-30 в башне.
В большинстве источников утверждается, что танк был создан в рамках работ по повышению огневой мощи КВ-1, однако это не так. Дело в том, что осенью 1941 года на Челябинском Кировском заводе возникла проблема с нехваткой 76-мм орудий ЗиС-5, из-за чего срывался план сдачи танков. При этом в соседнем Свердловске с 1940 года было развернуто производство гаубиц М-30.
Довольно скоро проблемы с ЗиС-5 удалось решить, но опытный КВ-9, на который установили У-11 (адаптированную под установку в башню М-30) все же отправили на испытания. Новое орудие показало себя неплохо. Например, при стрельбе по щиту размером 5×5 метров с километровой дистанции все снаряды попали в цель, а с 600 метров были поражены все щиты размером 1,25×1,25 м. Во время испытаний на бронепробиваемость со 100 метров обстреляли четыре раза литую башню КВ-1: первый и четвертый выстрелы привели к пробитию, а второй и третий снаряды отрикошетили.
Поскольку штатных бронебойных снарядов у М-30 не было, использовались боеприпасы для 122-мм пушки А-19. При этом в каждом выстреле увеличивался заряд пороха (выстрели раздельного заряжания это позволяли).
Конечно, не обошлось без недостатков. Вниз пушка опускалась всего на два градуса. Имелись претензии и к условиям работы заряжающего, в том числе из-за которых максимальная скорострельность не превышала двух выстрелов в минуту.
По итогам испытаний комиссия рекомендовала принять танк на вооружение после ряда устранения недостатков (например, предписывалось переработать бронировку орудия).
Но мы же знаем, что танк не стал серийным. Почему? В конце февраля начались серьезные разбирательства между Главным артиллерийским управлением КА и Народным комиссариатом танковой промышленности. Артиллеристы выяснили, что при испытаниях КВ-9 на бронепробиваемость стреляли усиленными зарядами, при которых давление в стволе достигало 3500–4000 кг/см2 при штатном значении 2350 кг/см2, что могло привести к разрушению поршневого затвора орудия.
При стрельбе нормальным зарядом начальная скорость снаряда падала с 525-573 м/с до 432 м/c, а следовательно резко снижалась и бронепробиваемость.
В апреле были проведены дополнительные испытания: из гаубицы М-30, обладавшей аналогичной баллистикой, обстреляли фугасными снарядами 75-мм бронеплиту. Никаких повреждений она не получила.
После этого вопрос серийного производства КВ-9 больше не поднимался.
Интересно, что под новый танк на выделенном из УЗТМ Заводе №8 еще до окончания испытаний построили установочную партию из 10 гаубиц. В попытках пристроить их прорабатывалась идея установки 122-мм орудий на Т-34.
Но это уже совсем другая история…
КВ-1К
Из-за буквы «К» в обозначении можно подумать, что речь о командирской модификации КВ-1. Но нет.
Дополнительная буква обозначала установку на танк системы КАРСТ-1 (короткая артиллерийская ракетная система танковая) для стрельбы реактивными снарядами РС-132 (использовались на «Катюше» БМ-13).
Всего на танке разместили попарно вдоль надгусеничных полок четыре пусковых устройства, на два РС каждое. Наведение осуществлялось поворотом всего танка, огонь вел мехвод. Чтобы хоть как-то прицелиться, ему установили смотровой прибор с маятниковым угломером, который показывал угол возвышения корпуса танка.
Огонь можно было вести с ходу или с коротких остановок. При этом из задних пусковых получалось стрелять только в случае, если башня не повернута.
В немногочисленных источниках указано, что система КАРСТ-1 на испытаниях в июле-августе 1942 показала удовлетворительные результаты и была рекомендована к принятию на вооружение. Однако серийно оснащать ею танки не стали.
Подозреваю, что дело в низкой реальной эффективности. Попасть куда-то при наводке поворотом всего танка еще и без возможности наводки по вертикали, было очень сложно. Все же РС-132 хорошо показывали себя именно при массированном применении с «Катюш», нивелируя большое рассеивание и не особо большую мощность боевой части отдельного снаряда.
Всего в КВ-1К был переоборудован один серийный танк, до нашего времени он не сохранился.
ЭКВ
Работы по созданию электромеханической трансмиссии для тяжелого танка стартовали в СССР еще в 1941 году, но из-за эвакуации предприятий и ряда других факторов работы затянулись. В итоге первый опытный танк с новой трансмиссией вышел на испытания только весной 1944 года. Создан он был на основе серийного КВ-1С.
Чем отличался такой танк от обычных? В машине с электромеханической трансмиссией крутящий момент от двигателя направлялся не непосредственно на ведущие катки через трансмиссию, а на генератор, который вырабатывал ток и подавал его на два тяговых электродвигателя, которые через бортовые редукторы приводили в движение ведущие катки.
Электромеханическая трансмиссия должна была улучшить тяговые характеристики и управляемость, уменьшить расход топлива. В ее состав входили: постоянно соединенный с дизелем В-2К посредством муфт стартер-генератор ДК-502Б, два тяговых электродвигателя ДК-301В, два бортовых редуктора и аппаратура управления.
Кроме того, для охлаждения электродвигателей в состав оборудования включили два центробежных вентилятора.
Танк прошел испытания на подмосковном НИБТ полигоне в марте 1944 года. Они показали ряд недостатков новой трансмиссии, но направление работ признали верным.
Само собой, никто не собирался в 1944 году принимать на вооружение уже устаревший КВ-1С с принципиально новой дорогой и сложной трансмиссией: машина создавалась именно как экспериментальная. В будущем полученные в процессе создания ЭКВ наработки и опыт пригодились в при создании тяжелых танков ИС-6 и ИС-7.
КВ-122
Напоследок расскажу о танке, по которому не сохранилось почти никаких документов, из-за чего периодически разыгрывается воображение у разных авторов, специализирующихся на бронетехнике и конспирологии.
Поверхностно знакомый с историей отечественных танков человек при взгляде на фото выше может подумать, что перед ним ИС-2. Но это правда лишь отчасти.
Дело в том, что КВ-122 является результатом установки на шасси опытного танка объект 293 (прототип КВ-85) башни от ИС-2.
Доподлинно неизвестно, зачем вообще собрали этот прототип, нет и более-менее точной датировки (вероятнее всего, в конце осени или зимой 1943-1944). По свидетельству конструктора Николая Шамшурина, главный конструктор ЧКЗ и заместитель наркома танковой промышленности Жозеф Котин приказал уничтожить всю документацию, что и было сделано.
Зачем? Скорее всего, связано это было с тем, что осенью 1943 года завод получил нагоняй от наркома танковой промышленности Вячеслава Малышева за предложение продолжить развитие КВ-85 вместо запуска производства ИС-85 (ИС-1). На этом фоне инициативная разработка с использованием базы КВ-85 явно не порадовала бы руководителя танковой промышленности.
Интересно, что позднее появлялись свидетельства боевого применения ИС-122. Появились они из-за неправильного обозначения в войсках танка ИС-2 со 122-мм пушкой по аналогии с КВ-85 и ИС-85 (ИС-1).
Единственный же собранный настоящий ИС-122 сохранился до наших дней, правда по отдельности: башню разместили на шасси одного из ранних прототипов танка ИС-1, а на корпус поставили обратно родную башню от объекта 239. Оба танка установлены в качестве памятников в Санкт-Петербурге: первый как ИС-2 на территории Кировского завода, второй в районе Автово как КВ-85.
Поделись видео: