Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Среди спорных эпизодов довоенного периода особое место занимает тема советско-германского военно-технического сотрудничества. Несмотря на её значимость, в печати она освещена крайне скупо.
Особенно это касается командировок советских специалистов в Германию, начавшихся после заключения торгово-кредитного соглашения между двумя странами в 1939 году. В советскую эпоху эта тема считалась настолько чувствительной, что была фактически табуирована. И лишь позже, в воспоминаниях некоторых участников, начали появляться фрагменты этой закрытой истории.
Один из первых, кто приоткрыл завесу молчания, был выдающийся авиаконструктор Александр Яковлев. В своей автобиографической книге «Цель жизни» он подробно описал, как проходила работа советской авиационной группы, входившей в состав торговой делегации в Германию. Эти эпизоды стали уникальным свидетельством скрытых аспектов взаимодействия двух держав накануне войны.
Всё началось в августе 1939 года, когда Германия стремилась ускорить подписание политических договоров с СССР. Советская сторона, в свою очередь, настаивала на первоочередном подписании торгово-кредитного соглашения. И уже через несколько дней после его заключения советская делегация, возглавляемая И.Ф. Тевосяном, была отправлена в Германию.
Авиационную группу возглавил комбриг Гусев. В составе были такие специалисты, как Яковлев и Поликарпов, директор московского авиазавода Дементьев, а также несколько ведущих инженеров. Их целью было ознакомиться с образцами новейшей немецкой техники и отобрать подходящие модели для закупки.
Немецкая сторона, со своей стороны, сделала шаг навстречу. Заместитель Геринга, генерал-полковник Удет, предложил гостям посетить аэродром под Берлином и затем — заводы и КБ ведущих фирм: «Юнкерс», «Хейнкель», «Фокке-Вульф», «Мессершмитт», «Дорнье».
Первоначально впечатление было сильным, но уже после демонстрации возникли сомнения. У Гусева, имевшего боевой опыт в Испании и на Халхин-Голе, появилась уверенность, что им показали технику устаревших моделей. По словам Яковлева, комбриг с иронией заметил: «Похоже, нас держат за простаков — показывают только то, что пора списывать».
Некоторые участники делегации, напротив, были убеждены, что уровень производства и конструкций — действительно отражает состояние люфтваффе на тот момент. Однако военные, особенно командный состав, настаивали:
«Это всё хлам. То, что они действительно применяют сейчас — скрыли».
Итогом этих разногласий стал напряжённый разговор на второй встрече с Удетом. Гусев в резкой форме заявил, что делегации демонстрируют устаревшие образцы. Немецкий генерал воспринял это как оскорбление и, сохраняя внешнюю вежливость, дал понять, что не намерен переубеждать: «Мы показали всё, что планировали. А уж покупать или нет — решать вам». Таким образом, первое посещение Германии завершилось безрезультатно. Делегация вернулась домой в январе 1940 года.
Сталин, всегда проявлявший живой интерес к авиации, встретился с делегацией сразу по её возвращении. Он внимательно выслушал доклады, сравнивал характеристики, задавал вопросы о вооружении и технических особенностях немецкой техники. Яковлев вспоминал, что не стал скрывать от вождя существовавшие в группе противоречия.
В марте того же года было решено направить вторую группу, но уже под руководством Яковлева. Причем, изначально его в состав не включили. Однако, изучив список, Сталин не только настоял на его участии, но и назначил его главой делегации, предоставив право пересматривать состав по своему усмотрению.
«Я посчитал логичным, что, раз уж мне предстоит отвечать за выполнение заданий, я должен иметь возможность определить, с кем их выполнять. Сталин сразу же это поддержал», — отмечал Яковлев в мемуарах.
На этот раз миссия была организована более тщательно. Делегация посетила предприятия авиастроения, моторостроения и смежников. Были отобраны: два пикирующих J-88K1, несколько Do-215 и J-87, пять Не-100, два Fw-58, а также Ме-110С-2 и Ме-109Е. Это был впечатляющий по объёму и составу заказ.
Однако не обошлось без новых препятствий. Торговое представительство выступило против срочной закупки, предлагая действовать строго по бюрократической цепочке: запрос — Внешторг — Наркомат авиационной промышленности — обратно к торгпредству. Такой механизм мог растянуть дело на месяцы.
Но Яковлев был готов к подобному развитию событий. Он имел прямой канал связи, санкционированный лично Сталиным.
«Я направил шифровку по адресу «Москва, Иванову», как договорились заранее. Руководство торгпредства пыталось заблокировать передачу, но Тевосян, выслушав объяснение, дал добро», — вспоминал он.
Ответ из Москвы пришёл молниеносно. Настолько убедительный, что торгпредство резко изменило тон и ускорило процедуру. Покупка была оформлена в кратчайшие сроки.
Кроме того, была выделена крупная сумма — один миллион марок — для оперативных закупок вне официальных рамок. Потратили около половины: на оборудование, литературу, техпроцессы и материалы для аэродромов.
Оставался вопрос доставки. Генерал Иван Петров, оформленный как инженер ЦАГИ, сумел договориться с Удетом: немецкие пилоты перегонят технику в СССР в обмен на возможность посетить советские заводы. Это позволило избежать сложной процедуры переучивания и оформления наших лётчиков.
Именно авиационная группа Яковлева стала единственной частью делегации Тевосяна, которая полностью справилась с правительственным заданием. Однако это имело последствия и для немецкой стороны. Уже осенью 1940 года Удета, ставшего козлом отпущения за провал битвы за Британию, начали активно отстранять от реальной власти. А после начала войны с СССР его обвинили в том, что он передал советским специалистам технические секреты. Это стало последней каплей: в ноябре 1941 года Удет покончил с собой.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Результаты же работы группы были неоспоримы. По мнению Петрова, удалось не просто изучить немецкие образцы, но и предугадать вектор развития авиации Германии на несколько лет вперёд. Эти знания сыграли значительную роль в модернизации советской техники, в понимании слабых мест и в повышении уровня отечественного авиапрома.
Поделись видео:
