Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
В новой статье собрал для вас подборку из четырех образцов военной техники, на чью судьбу серьезно повлиял распад СССР: какие-то вообще не производились серийно, другие же были выпущены совсем небольшой серией.
Это уже четвертая и, скорее всего, последняя статья на данную тему. Ссылки на три прошлых материала вы найдете в конце статьи.
БМПТ объект 781 (вариант А)
В середине 1980-х годов ГСКБ-2 Челябинского тракторного завода разработало два варианта боевой машины поддержки танков. В ее задачи входила борьба с танкоопасной живой силой, то есть с операторами противотанковых ракетных комплексов, гранатометчиками и расчетами безоткаток. Концепция такого нового класса бронетехники сформировалась на фоне войны в Афганистане.
Обе машины разрабатывались под индексом объект 781 на базе танка Т-72Б. Основное отличие заключалось в комплексе вооружения.
Вариант А получил две башни с 30-мм автоматическими пушками 2А42, пусковую установку для ПТРК «Конкурс» или «Корнет», пулеметы или 30-мм автоматические гранатометы в надгусеничных полках и небольшую пулеметную башенку сзади, над люком командира.
Вариант Б (также известен как объект 782) получил комплекс вооружения от БМП-3: 100-мм пушка 2А70, 30-мм пушка 2А42 и 7,62 мм пулемет ПКТ. К нему добавлялись 30-мм гранатометы в надгусеничных полках и амбразуры для стрельбы из пулеметов по бокам корпуса за башней.
По итогам испытаний обоих модификаций выбор пал на вариант А (с двумя 30-мм пушками). В 1990 году коллектив ГСКБ-2 завершил опытно-конструкторские работы, после чего началась подготовка к серийному производству. Однако вскоре из Москвы пришла директива о прекращении на ЧТЗ всех работ по военной тематике. Проект БМПТ в результате был закрыт, а все документы по указанию свыше были переданы УВЗ.
Можно, конечно, сказать, что до распада СССР оставался еще год, но я не соглашусь: машина стала жертвой тех самых процессов в политике и экономике страны, которые в итоге привели к событиям декабря 1991 года.
Ту-22М4
Разработка новой модификации дальнего бомбардировщика-ракетоносца стартовала в 1984 году. Возможности самолета под индексом Ту-22М4 планировали существенно расширить путем установки двигателей НК-32 и РЛС «Обзор» с Ту-160, расширения номенклатуры вооружения (включающей, например, корректируемую бомбу УПАБ-1500 с телевизионной системой наведения), обновления прицельно-навигационного комплекса и комплекса РЭП, а также других систем.
Единственный прототип был построен в 1990 году и до ноября 1991 года проходил испытания. При этом, вероятнее всего, двигатели НК-32 он не получил и летал с НК-25.
После программа была закрыта, а единственный самолет в настоящее время находится в Музее дальней авиации на аэродроме Дягилево в Рязани.
P.S. Борт из музея в Дягилево в ряде источников называют не Ту-22М4, а Ту-22М3 с элементами М4, то есть полноценный Ту-22М4 так и не был построен. В пользу такой трактовки говорит то, что на обозначенный самолет установлены двигатели НК-25, а не НК-32.
Су-24МП
Самолет РЭБ на базе фронтового бомбардировщика Су-24 был создан в начале 1980-х для замены Як-28ПП. Производство стартовало в 1983 году на авиазаводе в Новосибирске одновременно с разведывательной модификацией Су-24МР.
Самолет получил комплекс радиоэлектронной борьбы «Ландыш», в который входили станции активных помех, предназначенных для борьбы с современными ЗРК. Точный состав комплекса и характеристики до сих пор не раскрыты.
Для размещения нового оборудования пришлось пожертвовать поисковой РЛС «Орион», при этом станция «Рельеф» (для полетов с огибанием рельефа местности) была сохранена. Из вооружения Су-24МП получил только две ракеты «ближнего боя» Р-60 для самообороны, которые размещались под левым крылом (под правым подвешивался спецконтейнер с аппаратурой РЭБ).
Всего было выпущено 10 самолетов, из которых два получил Центр боевого применения в Липецке, а остальные восемь поступили на вооружение 118-й отдельный авиаполк самолетов РЭП, который базировался в городе Чертков Тернопольской области УССР.
Почему так мало? Дело в том, что новый комплекс РЭБ, установленный на самолете, долгое время не могли довести до ума. Можно не сомневаться, что если бы это удалось сделать до 1991 года, Су-24МП начали бы массово поступать в части ВВС, заменяя Як-28ПП. Но этого не случилось. Когда же Яки в 1990-е сняли с вооружения, ВВС остались без постановщиков помех, которые могли бы сопровождать бомбардировщики.
А-50М
В СССР обычной практикой было начинать разработку модернизированных версий техники, которая только недавно была принята на вооружение, или вообще еще проходит испытания.
Так и с самолетом дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50: официально он был принят на вооружение в 1989 году, а еще в 1984-м начались работы по созданию А-50М (изделие «2А»). Модернизированный самолет должен был получить новый радиотехнический комплекс «Шмель-2» и новые двигатели ПС-90А.
Для испытаний РТК в 1987 году была переоборудована летающая лаборатория на базе Ту-126, а в Ташкенте строился опытный А-50М. Но ничего не получилось: из-за нехватки средств постановлением Совмина от 22 октября 1990 года работы были остановлены. Ни один «полноценный» А-50М так и не был построен, а летающую лабораторию отправили на задворки ЛИИ имени Громова в Жуковском, где она простояла до середины 1990-х, а после была утилизирована.
Поделись видео: