Не тот, что писали по паспорту: какой в реальности был расход у советских легковых авто? Рассказываю

Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Как ни старались иностранные спецслужбы определить реальное количество автомобилей по общему потреблению бензина в стране, ничего не получалось. И всё потому, что в Советском Союзе существовало три нормы расхода.

Официальная — та, которую установил завод-производитель. Учётная, или рабочая, по которой топливо списывалось на предприятии: в таксопарках и по служебным авто различных контор и учреждений. Третья норма расхода — реальная, которую знал только водитель или хозяин машины.

Заводские нормы и реальность

Естественно, заводская норма нужна была для отчётности самого завода-производителя. Никто из руководителей того же АЗЛК, выпускавшего «Москвич», или Горьковского автозавода никогда не допустил бы, чтобы в документах и отчётах на выпускаемую технику стоял реальный расход топлива.

Не тот, что писали по паспорту: какой в реальности был расход у советских легковых авто? Рассказываю

Все равнялись на иностранные легковые авто, вот и писали в паспортах на «Волги» и «Москвичи» «чуть заниженные» данные по расходу бензина. В несколько более привилегированном положении находился Волжский автозавод. Всё-таки итальянская техника. У них паспортные данные были ближе к реальным.

Судите сами. Расход по «Москвич-412», как по базовой модели, так и по всевозможным модификациям, был заявлен на уровне 10 л. По Волжскому автозаводу: «копеечные» ВАЗ-2101 — ВАЗ-21013 официально расходовали 8 л, «троечные» модели — 8,5 л, «пятёрка» и её модификации — 8,5 л на сто километров.

Самая прожорливая — «Нива» ВАЗ-2121: у неё официальный расход был на уровне 12 л. Чемпионом по прожорливости была «Волга». Та же ГАЗ-24 во всех ипостасях официально потребляла 13,5 л, ГАЗ-3105 — 13,7 л на 100 км.

Советские внедорожники УАЗ-469 и ЛуАЗ-969А брали соответственно 16 л и 12 л на «сотню». Известные представительские автомобили ЗИЛ-114 и ЗИЛ-41047 потребляли 24 л и 26,5 л на сто километров пробега.

Причины повышенного расхода

Но это всё были «бумажные» данные. В реальности расход топлива был выше. Причин для этого было несколько. Во-первых, карбюраторная система впрыска топлива. Любой советский карбюратор более-менее сносно работал только первые 4-5 лет. Его можно было регулировать по качеству бензина, но в определённых пределах.

-2

Обычно на станциях техобслуживания просто выставляли средние положения всех регулировочных винтов — главное, чтобы машина не глохла, и возвращали автомобиль владельцу.

Многие водители пытались сами регулировать карбюраторы, но советские «Солексы» и «Веберы» были настолько низкого качества, что добиться более-менее приемлемого расхода было сложно. Хотя в каждом гаражном кооперативе был свой неофициальный мастер-самоучка, который, если что, мог за небольшую оплату помочь с регулировкой или ремонтом карбюратора.

Вторая причина — низкое качество бензина, который производили по устаревшим технологиям. В топливе было огромное количество всякого мусора, отложений тетраэтилсвинца и просто масляных плёнок. Не говоря уже о том, что топливо разбавляли на заправках газовым конденсатом.

Горел такой бензин плохо, водителю приходилось то и дело добавлять «газку», чтобы хоть как-то ездить. Естественно, жиклёры забивались мусором. Бензин старались не заливать сразу в бак, а брать в канистру, чтобы отстоялся. Ещё на бензонасос цепляли по нескольку фильтров, чтобы убрать грязь и микрочастички ржавчины.

-3

Интересно, что многие смекалистые водители придумывали массу приспособлений и даже изобретений для карбюратора — всё только ради того, чтобы снизить расход бензина. И в некоторых случаях на «Жигулях» удавалось снизить расход до нереальных, как тогда казалось, 5-6 литров.

Учётный расход на предприятиях

Но это у частного владельца советского автомобиля. В таксопарках и государственных учреждениях повышенный паспортный расход становился настоящей проблемой. Поэтому, где возможно, через министерства и ведомства протягивали свой расход бензина, утверждали его у вышестоящего руководства и списывали топливо уже по новым ставкам.

Добиться такого «подарка» от московского начальства было крайне сложно, нужны были веские основания. Например, неблагоприятные климатические условия, низкие температуры, особенности местности и эксплуатации.

Тем, кому не удавалось «протянуть» ведомственные нормы по расходу бензина, просто завышали пробег машин. Естественно, подавали заявку на большее количество бензина и тем самым как-то компенсировали перерасход топлива. Правда, водителям приходилось регулярно «накручивать» счётчики одометра, но это уже другая тема.

Уже в середине 80-х бензин стал регулярно исчезать с заправок. А если появлялся, то очень плохого качества. Советский автолюбитель ответил на дефицит собственной смекалкой. Преимуществом карбюраторных моторов было то, что сжигать в двигателе можно было всё, что горит.

Иногда самодельные коктейли даже повышали мощность мотора, но всё равно всё заканчивалось капитальным ремонтом двигателя.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии