Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Рад приветствовать вас на моем канале. В этот раз решил собрать для вас совершенно разную советскую военную технику с одинаковыми названиями. Здесь и танки, и самолеты, и даже громадный «атомный» миномет.
Перед началом хочу сразу отметить важный момент. Все известные нам «Гвоздики», «Акации» и «Тюльпаны» — это не названия техники как таковые. Это шифры, по которым опытно-конструкторские работы по созданию этих машин фигурируют в руководящих документах. Ну а если вы откроете какое-нибудь руководство по эксплуатации, то увидите там следующее наименование «122-милиметровая гаубица 2С1».
Что такое 2С1? Это индекс ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление), который присваивается образцам вооружения и военной техники, чьим заказчиком является ГРАУ: артиллерии, ракетному вооружению, стрелковому оружию, средствам индивидуальной бронезащиты и многому другому. Да даже у мультитула из комплекта «Ратник» есть такой индекс — 6Э6.
А вот у танков и БМП такого индекса нет, поскольку им и занимается ГАБТУ (Главное автобронетанковое управление). У авиации и флота тоже свои наименования.
Индекс ГРАУ уникальный и не повторяется. А вот названия ОКР, которые потом становятся нарицательными именами для техники еще как повторяются.
Т-80
Начну с, пожалуй, самого известного примера. В истории отечественной бронетехники было два танка Т-80, между появлением которых прошло более 30 лет.
Легкий Т-80
Первым был легкий танк Т-80, разработанный во второй половине 1942 года на ГАЗе под руководством выдающегося конструктора Николая Астрова. Новая машина представляла собой модернизацию Т-70 с новой двухместной башней, более толстой броней и новым механизмом наводки орудия с максимальным возвышением до 65 градусов.
Такое большое возвышение должно было позволить танкистам обстреливать огневые точки на верхних этажах зданий и вести огонь из пушки по самолетам. Да, это не шутка. Такую идею особенно лоббировал генерал-лейтенант (будущий маршал) Иван Конев, в то время командовавший Калининским фронтом.
Как раз механизм наводки и новая башня с увеличенным погоном вызвали проблемы при развертывании производства. В итоге его удалось наладить только в августе, когда собрали 40 танков. Но тогда же в ГАБТУ решили, что нет смысла продолжать выпуск легких танков, создававшихся когда-то для насыщения хоть какими-то танками в условиях дефицита Т-34. Теперь нехватку средних танков удалось преодолеть, а в условиях появления новых немецких танков 45-мм пушка Т-80 оказывалась уже совсем не актуальной.
Тем не менее, танки Астрова не исчезли бесследно, поскольку их удлиненное шасси использовалось для производства САУ СУ-76М, которая выпускалась до конца войны.
ОБТ Т-80
Основной боевой танк Т-80 создан в 1970-е годы в КБ Ленинградского Кировского завода. Первоначально планировалось просто переделать харьковский Т-64А под установку газотурбинного двигателя. Но в итоге ленинградцы создали новый танк, практически не унифицированный с Т-64. Из общего осталась пушка, механизм заряжания, СУО и еще ряд компонентов.
Т-80 стал первым в мире серийным танком с газотурбинным двигателем, благодаря которому обладал высокими динамическими характеристиками. Вы наверняка слышали байку про заблудившуюся роту «восьмидесяток», которая выехала на автобан и обогнала автобус с иностранными туристами. Насколько это правда, не берусь судить, но до 80 км/ч танк по асфальту точно разгонялся.
Т-80 серийно производился серийно в различных модификациях до 1990-х годов. Машины преимущественно шли в ГСВГ и ближние к западной границе военные округа, во второй половине 1980-х ими активно заменяли Т-64.
В настоящее время Т-80 разных модификаций до сих пор стоят на вооружении ВС РФ. Танки самой массовой модификации Т-80БВ сейчас модернизируют до уровня Т-80БВМ путем установки новой СУО с тепловизором, новой динамической защиты и других улучшений.
Су-7
В истории нашей авиации, особенно у КБ Сухого, много примеров очень разных самолетов с одинаковыми индексами. Им я, пожалуй, посвящу отдельную статью, а сейчас расскажу про не самый известный, но интересный пример.
Реактивный истребитель/истребитель-бомбардировщик
Про Су-7 разработки конца 1950-х многие слышали: он был выпущен небольшой серией как истребитель, но уступил конкуренцию в этой роли легендарному МиГ-21.
От уже освоенной в производстве машины решили не отказываться, поэтому Су-7 перепрофилировали в истребитель-бомбардировщик и выпускали в таком виде до конца 1960-х. Позже самолет стал основой для более совершенного семейства Су-17.
Поршневой истребитель с ракетным двигателем.
А теперь расскажу про малоизвестный самолет под тем же индексом. В 1944 году Александр Яковлев, являвшийся тогда заместителем наркома авиапромышленности, предложил Павлу Сухому сконструировать высотный истребитель с практическим потолком в 15 000 м, способный барражировать на высоте в 14 000 м в течение полутора часов. При этом максимальная скорость у него должна была достигать 670 км/ч. На разработку эскизного проекта выделялся всего один месяц.
Прорабатывался высотный истребитель уже с расчетом на возможный конфликт с еще действующими союзниками, у которых были на вооружении высотные бомбардировщики и истребители.
Сказать, что требования были фантастическими для советской авиапромышленности, значит не сказать ничего. Подобных высотных самолетов у нас тогда вообще не делали. Тем не менее, Павел Осипович взялся за работу.
Итогом стал опытный истребитель на базе штурмовика Су-6 без бронекоробки. На него установили поршневой двигатель АШ-82ФН с двумя турбокомпрессорами ТАК-3 и жидкостный реактивный двигатель конструкции Глушко РД-1-Х3 с максимальной тягой в 300 кгс. В качестве вооружения установили три 20-мм пушки.
Первый полет состоялся в январе 1945 года. В ходе испытаний удалось достичь практического потолка в 12 750 м и максимальной скорости в 705 км/ч с включенным ЖРД на высоте в 12 000 м.
Испытания продемонстрировали ненадежность ЖРД в эксплуатации, также были проблемы с факелением выхлопных патрубков из-за использования турбокомпрессоров. Говоря простыми словами, из выхлопа вырывалось пламя, сжигавшее краску на бортах фюзеляжа.
В итоге все работы по гибридному истребителю прекратили в декабре 1945 года.
«Буран»
Еще один пример двух систем с одинаковым названием, между которыми нет никакой связи, хотя обе относятся к ракетной технике.
Многоразовый космический корабль
Более известным «Бураном», конечно, является многоразовый космический корабль, который по злой иронии судьбы слетал в космос только один раз в беспилотном режиме.
Корабль создавался еще с 1970-х в качестве ответа на создававшуюся в США многоразовую систему Space Shuttle. В СССР небезосновательно считали, что она может использоваться в военных целях для нанесения ядерных ударов по территории Советского Союза из космоса. Также Шаттл позволял проводить инспекцию спутников на околоземной орбите или вовсе спускать их на Землю в грузовом отсеке.
Несмотря на почти неотличимое сходство самих челноков, системы получились разными: если Space Shuttle стартовал при помощи двух пороховых ускорителей и собственных двигателей, питаемых топливом из большого одноразового бака, то «Буран» выводился на орбиту мощнейшим ракетоносителем «Энергия».
Программа пала жертвой распада СССР и экономического кризиса. Единственный летавший на орбиту Буран был уничтожен в 2002 году в результате обрушения крыши монтажно-испытательного комплекса на Байконуре, в котором он хранился.
Межконтинентальная крылатая ракета M-40
Межконтинентальная крылатая ракета «Буран» разрабатывалась в 1950-е годы в КБ Мясищева одновременно с «Бурей», над которой работало КБ Лавочкина.
Обе ракеты стартовали вертикально при помощи жидкостных ракетных ускорителей, затем включался маршевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель, который уже разгонял аппарат в горизонтальном полете до скорости в районе трех Маха.
Для выхода на цель использовалась передовая система астронавигации. При этом полет «Бурана» должен был проходить на высотах в 24-25 км километров, что исключало перехват какими-либо средствами ПВО тех лет.
Внешне обе системы были схожи и создавались для удара по целям на удалении до 8000-8500 км. При этом «Буран» был почти вдвое длиннее, должен был нести более мощную боевую часть весом от 3,5 до 5 тонн против 2,3 у «Бури». Также у него вместо двух предполагалось использовать четыре стартовых ускорителя, а стартовая масса оценивалась в 125 тонн (у «Бури» было чуть больше 40).
Работы по «Бурану» прекратили осенью 1957 года на фоне успешных испытаний королёвской МБР Р-7 и загруженности КБ бомбардировщиком М-50. При этом до летных испытаний дело так и не дошло. Есть информация, что до закрытия темы успели собрать два экземпляра, но ни одного их изображения не сохранилось.
Кстати, более компактную «Бурю» испытывали до 1960 года, но тоже прикрыли из-за отсутствия перспектив и принятия на вооружение МБР.
Ока
Именем реки, впадающей в Волгу, в свое время назвали как минимум две интересные системы вооружения: самый большой миномет в истории, предназначенный для стрельбы ядерными боеприпасами, и лучший в мире на момент появления ОТРК.
420-мм миномет 2Б1
420-мм миномет был представлен на испытания в 1957 году. «Ока» и 406-мм пушка «Конденсатор» создавались в качестве ответа на американские «атомные пушки», развернутые в Европе.
Огромный самоходный миномет должен был забрасывать обычную ядерную мину массой в 670 кг на дальность в 25 км, а активно-реактивную — на все 50 км. Чтобы обеспечить заданные параметры, ствол пришлось сделать длиной в 20 с лишним метров. Установили его на модифицированное шасси танка Т-10.
Предполагалось, что скорострельность установки может составить до пяти выстрелов в минуту, но это только в теории. Дело в том, что из-за отсутствия противооткатных устройств шасси откатывалось на 5 метров, при этом из-за огромной нагрузки при выстреле выходили из строя узлы и агрегаты. Поэтому боекомплект орудия в случае начала конфликта состоял всего из всего одной ядерной мины, которую должны были перевозить на отдельной машине.
В итоге от 2Б1 отказались в 1961 году после непродолжительной опытной эксплуатации. К тому времени приняли на вооружение тактический ракетный комплекс «Луна», который был намного проще в эксплуатации, дешевле и надежнее. При этом без проблем забрасывал ракету с тактическим ядерным боеприпасом на расстояние до 32 км.
Интересно, что хоть от «Оки» отказались уже в 1961 году, 2Б1 наряду с «Компенсатором» продолжали демонстрировать во время парадов на Красной площади вплоть до второй половины 1960-х.
ОТРК 9К714 «Ока»
Уникальный для своего времени оперативно-тактический ракетный комплекс. Его ракеты на дистанции до 400 км могли поражать особо важные цели в тылу противника не только ядерными, но и осколочно-фугасными боевыми частями, что стало возможным благодаря их высокой точности.
На тот момент в Европе не существовало систем ПВО и ПРО, способных перехватить ракеты «Ока», что создавало серьезные проблемы у НАТО в Европе.
Однако в 1987 году между СССР и США был заключен Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. «Ока» не подпадала под его действие, поскольку нижняя граница дальности ракет, подлежащих утилизации составляла 500 км, а предельная дальность пуска у 9К714 не превышала 450 км (в исполнении со специальной БЧ). Тем не менее, американцы настояли на своем и советское руководство согласилось.
К 1989 году все ПУ (порядка 100 единиц) и запас ракет (порядка 200 штук) были сняты с вооружения и ликвидированы.