Loading...
Не своё, но родное: военная техника и оружие СССР с иностранным прошлым - новости Подоляка

Не своё, но родное: военная техника и оружие СССР с иностранным прошлым

Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Не своё, но родное: военная техника и оружие СССР с иностранным прошлым

За долгую историю Советского Союза его армия, флот и ВВС использовали многочисленные вооружения. Правда, честь их создания не всегда принадлежала отечественным инженерам. Часть оружия купили за рубежом, и впоследствии его использование стало достоянием истории, а часть построили на базе разработок из других стран.

1. Пулемёт Максима

Пулемёт Максима./ Фото: osob.store
Пулемёт Максима./ Фото: osob.store

Его узнаваемый силуэт с бронещитом и массивной охлаждающей рубашкой на стволе стал символом революции и гражданской войны, но сам он — гость из другой эпохи и страны. Корни у этой машины — не просто иностранные, а американские, хотя сама идея оказалась близка духу и нуждам российской армии. Конструкция, в своей сути, была технологически проста и удобна для доработки, что и сделало её пригодной для массового производства в условиях налаживающейся советской промышленности. Американский инженер Хайрем Стивенс Максим сконструировал этот пулемёт в конце XIX века. Он искал способ упростить ведение огня, и придумал механизм, где автоматика работала за счёт отдачи. Идея оказалась настолько удачной, что конструкцию сразу подхватили армии по всему миру, включая Российскую империю.

Пулемёт Максима./ Фото: dzen.ru
Пулемёт Максима./ Фото: dzen.ru

Российский вариант пулемёта начал изготавливаться ещё до революции, но массовое применение он получил именно в Советском Союзе. Его конструкция мало менялась: тяжёлый, громоздкий, но надёжный и при правильной эксплуатации практически неубиваемый. Солдаты быстро научились пользоваться им в любых условиях — от песков Средней Азии до снежных полей под Ленинградом. Интересно, что даже спустя десятилетия в СССР не спешили полностью отказываться от «Максима». Он пережил не одно поколение оружия, и местами применялся вплоть до середины ХХ века.

2. Револьвер Нагана

Револьвер Нагана./ Фото: guns.ru
Револьвер Нагана./ Фото: guns.ru

На фоне других образцов огнестрельного оружия конца XIX века револьвер Нагана выделялся необычной конструкцией. Его разработали бельгийские оружейники братья Наган, а Российская империя заинтересовалась моделью для замены устаревшего арсенала. В результате в 1895 году револьвер приняли на вооружение, слегка доработав под местные реалии. При всей своей компактности он имел любопытную особенность: при взводе курка барабан сдвигался вперёд, плотно прижимаясь к стволу, что снижало потери пороховых газов и повышало начальную скорость пули. В те времена это считалось техническим достижением, и для военного оружия подобный подход был довольно редким.

Револьвер Нагана./ Фото: magmer.ru
Револьвер Нагана./ Фото: magmer.ru

В Советском Союзе «Наган» долго сохранялся в строю, особенно среди командного состава и милиции. Его сложно назвать скорострельным или удобным в перезарядке, но он был надёжен и проверен временем. Несмотря на то, что конструкция пришла из Бельгии, именно в России и позже в СССР этот револьвер получил вторую жизнь и особую репутацию. Выпускался он на Тульском оружейном заводе, и с годами превратился в почти культовый символ. За ним тянулся шлейф историй, от дуэлей времён Гражданской войны до кабинетов следователей НКВД, хотя в основе лежала европейская разработка, принятая как своя.

3. Самолёт Ли-2

Самолёт Ли-2./ Фото: war-book.ru
Самолёт Ли-2./ Фото: war-book.ru

История Ли-2 началась вовсе не в советском КБ, а за океаном — с американского Douglas DC-3. Этот надёжный и неприхотливый пассажирский самолёт вызвал интерес в СССР ещё в конце 1930-х, когда авиация только начинала активно развиваться. Советский Союз купил лицензию на производство, и адаптация машины прошла в короткие сроки. Конструкцию переделали под метрическую систему, усилили фюзеляж, заменили двигатели и приспособили под местные условия. Получившийся Ли-2 оказался чуть медленнее оригинала, но отлично справлялся со своими задачами в советских реалиях.

Самолёт Ли-2./ Фото: russianplanes.net
Самолёт Ли-2./ Фото: russianplanes.net

Особенность Ли-2 была в том, что он быстро вышел за рамки гражданской авиации. Во время войны его переоборудовали в военно-транспортный, он перевозил грузы, десант, выполнял ночные рейсы с партизанами, а в некоторых вариантах даже бомбил. Причём всё это делала машина, корни которой лежали в американской гражданской авиации. В годы, когда союзничество с США казалось делом вынужденным, Ли-2 стал напоминанием, как чужая идея может прижиться, измениться и обрести совершенно другую судьбу.

4. Пистолет Маузера

Пистолет Маузера./ Фото: kalashnikov.ru
Пистолет Маузера./ Фото: kalashnikov.ru

Немецкий пистолет Mauser C96 в советской истории занял куда более заметное место, чем можно было ожидать от оружия, разработанного в Германии ещё в 1890-х. В Россию эти пистолеты поступали ещё до революции, причём не только по официальным каналам, но и через частные закупки. Его легко узнаваемая форма с выступающим магазином перед спусковой скобой и деревянной кобурой, превращающейся в приклад, быстро сделала его любимцем офицеров, командиров отрядов и, в особенности, революционеров. В кино и на агитплакатах он стал почти символом эпохи.

Пистолет Маузера./ Фото: smolbattle.ru
Пистолет Маузера./ Фото: smolbattle.ru

В Советском Союзе Mauser активно использовался в Гражданскую войну, и хотя позже уступил место более современным образцам, полностью не исчез. Особенно ценили его за мощный патрон и точность стрельбы. Был период, когда в СССР пытались наладить собственное производство на базе его конструкции, но от серийного выпуска вскоре отказались. Тем не менее, немецкое оружие, разработанное без всякой оглядки на Россию, нашло себе место в переломные моменты её истории и стало частью советского визуального кода, даже если его происхождение было абсолютно чужим.

5. Колёсно-гусеничный танк БТ

БТ-5./ Фото: dogswar.ru
БТ-5./ Фото: dogswar.ru

Быстроходные танки серии БТ стали важной ступенью в развитии советского танкостроения, но их история началась не в СССР, а в США. В начале 1930-х советские военные обратили внимание на экспериментальный американский танк Кристи, отличавшийся необычной подвеской и возможностью двигаться как на гусеницах, так и на колёсах. Заинтересовавшись, СССР через подставные фирмы приобрёл несколько образцов и чертежей, которые легли в основу будущих БТ. Машина не просто вдохновила, а фактически стала основой, которую потом адаптировали и развили на советских заводах.

БТ-5./ Фото: ytimg.com
БТ-5./ Фото: ytimg.com

На тот момент идея быстроходного танка выглядела очень заманчиво — высокая скорость по шоссе могла дать преимущество при манёвренной войне. В серии БТ была реализована концепция, которую американцы так и не довели до полноценного применения. Эти танки активно использовались в конфликтах 1930-х и в начале Великой Отечественной войны. Несмотря на слабую броню, они были манёвренны и стали важной школой для последующих моделей, включая Т-34. Но в их основе лежала идея, родившаяся далеко за пределами СССР — на другом континенте, в другой армии и при других взглядах на войну.

6. Крейсер «Варяг»

Крейсер «Варяг»./ Фото: encyclopedia.mil.ru
Крейсер «Варяг»./ Фото: encyclopedia.mil.ru

Судьба крейсера «Варяг» прочно вплетена в российскую военную историю, но сам он был построен вовсе не на российских верфях. Его заказали в США, и в 1901 году он сошёл со стапелей судоверфи Cramp Shipbuilding в Филадельфии. Тогда Российская империя активно модернизировала флот и обращалась к зарубежным производителям. У американцев корабль получился не без особенностей — с нестандартной машинной установкой и отличиями в конструкции, к которым отечественные моряки привыкали уже в ходе службы. Несмотря на это, «Варяг» стал одним из самых известных кораблей своего времени.

Крейсер «Варяг»./ Фото: culture.ru
Крейсер «Варяг»./ Фото: culture.ru

Особенно громко о крейсере заговорили после боя у Чемульпо, когда он вместе с канонеркой «Кореец» вступил в неравный бой с японской эскадрой в начале Русско-японской войны. Тогда он не был затоплен из-за боязни захвата, а был подорван экипажем, позже поднят японцами, восстановлен, а затем вернулся в Россию. В итоге корабль стал символом самоотверженности и героизма, но изначально его создали в Соединённых Штатах.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии