Loading...
Не путали? Разная советская военная техника с одинаковыми названиями - новости Подоляка

Не путали? Разная советская военная техника с одинаковыми названиями

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0

В истории отечественной военной техники было немало примеров, когда одинаковые индексы со временем получала разная техника. Причины были разные. Например, предыдущий образец с тем же наименованием так и не поступил на вооружение, либо уже давно не эксплуатировался, поэтому спутать было невозможно.

Сегодня я расскажу о четырех таких примерах.

СУ-122

Штурмовая САУ времен Великой Отечественной

Начнем с самоходных артиллерийских орудий. В самом конце 1942 года на вооружение Красной армии стали поступать САУ СУ-122, относящиеся к классу самоходных штурмовых орудий.

СУ-122 во дворе родного Уралмашзавода

Машина представляла собой сочетание корпуса от танка Т-34, специально разработанной броневой рубки и доработанной под установку на САУ 122-мм гаубицы М-30.

Гаубица М-30

СУ-122 теоретически могли вести огонь с закрытых позиций, но все же использовались по-другому, а именно для огневой поддержки танков и пехоты, подавления огневых точек противника. Действовать самоходки должны были, находясь в 300-600 метров за танками, ведя огонь с коротких остановок. Самоходки с мощными 122-мм гаубицами стали хорошим подспорьем для советских войск в наступлении и обороне, хоть и имели определенные недостатки, связанные со сжатыми сроками конструирования.

Батарея СУ-122 в районе Орла, лето 1943 года

Всего с декабря 1942 по август 1943 было выпущено 636 СУ-122. Производство прекратили из-за появления у немцев «Тигра» и «Пантеры». Изначально для борьбы с ними предполагалось использовать кумулятивные снаряды, но во время испытаний с дистанции 500-600 метров за 15 выстрелов не удалось добиться ни одного прямого попадания, поскольку гаубица с низкой баллистикой плохо подходила для ведения огня прямой наводкой.

Экипаж СУ-122 получает боевую задачу. 1943 год

После этого в сжатые сроки на базе проходившей испытания модернизированной СУ-122 была создана СУ-85 с 85-мм орудием Д-5С, которое позволяло бороться с новыми танками немцев. Ее и запустили в производство вместо СУ-122. Но об этом чуть дальше.

Послевоенная штурмовая/противотанковая САУ

Эту самоходку обычно называют СУ-122-54, но это не правильно. В документах она фигурирует как СУ-122, а наименование «СУ-122-54» используется в популярной литературе, чтобы не путать с САУ времен Великой Отечественной.

Страницы из руководства к СУ-122. Как видите, называется САУ именно так.

Разрабатывалась новая САУ с 1948 года. В качестве базы был выбран новейший на тот момент танк Т-54, в роли основного вооружения — 122-мм пушка Д-49, являвшаяся модернизированной версией легендарной Д-25Т.

САУ СУ-122

Работы затянулись и серийное производство стартовало только в 1955 году. На тот момент концепция штурмовой САУ с орудием в неподвижной рубке уже устарела, а в качестве основных ПТ-средств рассматривались уже в первую очередь ПТРК. В итоге до 1957 года включительно произвели порядка 77 машин.

Машина не поставлялась за рубеж и не применялась в качестве САУ в крупномасштабных боевых действиях. Но некоторое число СУ-122 были среди войск, введенных в Чехословакию в 1968-м.

СУ-122 в Чехословакии

Часть СУ-122 приняли участие в Афганской войне, но не в первоначальном виде, а в качестве машин разминирования БМР-1: уже без орудия, но с колейным тралом.

БМР-1 на базе СУ-122 в Афганистане

Также часть СУ-122 подверглись переделке в машины техпомощи МТП-3 и тягачи обеспечения парадов ТОП, которые дежурили на Красной площади на случай поломок у парадной техники.

Тягачи обеспечения парадов на базе СУ-122

Ил-22

ВКП

Ил-22 — это воздушный командный пункт, принятый на вооружение в 1970-е годы. Создан на базе пассажирского лайнера Ил-18. Внешне отличить его от гражданского собрата можно только по характерным обтекателям антенн.

Ил-22 на взлете. Источник фото: Dmitry Terekhov from Odintsovo, Russian Federation, CC BY-SA 2.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0>, via Wikimedia Commons

Самолет оснащен набором радиоэлектронной аппаратуры для управления войсками, а также помимо основных функций нередко используется просто как транспорт для высших офицеров с комфортабельным салоном.

Как вы уже догадались, это не первый ИЛ-22 в истории отечественной авиации.

Бомбардировщик

В 1946 году Владимир Ильюшин в инициативном порядке представил в Министерство авиапромышленности реактивного бомбардировщика с четырьмя двигателями. Он изначально не заявлялся как превосходящий западные образцы, а в качестве аналога указывался немецкий Ju-287.

Но преимущество было. Заключалось оно в использовании отечественных двигателей ТР-1 конструкции Архипа Люльки, а не иностранных (трофейных немецких или купленных британских).

Ил-22 был первым советским тяжелым реактивным самолетом — до этого КБ вели работу только над истребителями. При этом бомбардировщик получил сразу четыре мотора. Нет, он не был «стратегом» как похожие внешне Ту-4 и B-29, просто низкую тягу двигателей тех лет приходилось компенсировать за счет их количества.

Ил-22

Ил-22 получил мощное оборонительное вооружение, состоявшее из курсовой неподвижной 23-мм пушки, башенной установки со спаренными 20-мм пушками и кормовой установки с 23-мм пушкой.

Нормальная бомбовая нагрузка Ил-22 должна была составить 2000 кг, в перегруз — до 3000 кг. Вооружение помещалось во внутреннем отсеке.

Самолет совершил первый полет в июле 1947 года. В 1948 году после двух этапов испытаний проект закрыли. Виной тому были двигатели, которые не удалось довести до расчетных характеристик в 1600 кгс максимальной тяги. Для увеличения тяги на бомбардировщике испытывали стартовые твердотопливные ускорители, которые сокращали разбег на взлете. Но и это не помогло.

Наработки и опыт, полученные в ходе создания Ил-22 позднее пригодились во время работ по Ил-28, который впоследствии приняли на вооружение и строили тысячами.

Су-15

Истребитель-перехватчик

Су-15 не нуждается в особо представлении. Самолет в течение двух с лишним десятилетий был одним из основных в авиации ПВО СССР.

-14

Су-15 никогда не поставлялся за рубеж и не участвовал в боевых действиях. При этом мировую известность машина все же получила после двух эпизодов с перехватами пассажирских самолетов, нарушивших воздушное пространство СССР (в 1978 году над Карелией и в 1983 году над Сахалином).

Прототип Су-15 (Т-58Л) в Центральном музее ВВС в Монино

Но был еще и другой Су-15, куда менее известный, но в чем-то даже более интересный.

Необычный истребитель с двумя двигателями

В марте 1947 года ОКБ Сухого получило задание разработать реактивный истребитель-перехватчик с двумя двигателями и герметичной кабиной, позже к требованиям добавилась и РЛС. Это и был «первый» Су-15.

Самолет интересен расположением двигателей: их разместили по необычной для нашего времени схеме: тандемом. Один мотор располагался в реданной части фюзеляжа (внизу за кабиной под углом), а второй в хвостовой.

СУ-15 в разрезе

Су-15 был не единственной опытной машиной с такой схемой: примерно в то же время КБ МиГ испытывало И-350, а КБ Лавочкина Ла-200.

Изначально Су-15 должен был поступить на государственные испытания в июле 1948 года, то есть на проектирование и изготовление отводилось чуть больше года. Затем первый полет перенесли на ноябрь, а в итоге опытный истребитель впервые взлетел в январе 1949 года.

Не путали? Разная советская военная техника с одинаковыми названиями

Испытания выявили ряд проблем, среди которых была тряска на околозвуковых скоростях. Во время очередного полета, направленного на выявление причины этой самой тряски, самолет был потерян. Как раз после сильной тряски.

Вид спереди

К тому моменту состоялось 42 полета, программа испытаний была выполнена на 90%. Второго самолета не было, а строительство «дублера» остановили на готовности в 42%. В итоге испытания уже не возобновились.

Потеря опытного Су-15 стала одной из причин, вызвавшей закрытие ОКБ Сухого в этом же году (в 1953 году ОКБ воссоздали).

Отмечу, что построенные по той же схеме И-350 и Ла-200 тоже не пошли в серию.

СУ-85

САУ времен Великой Отечественной

И снова вернемся к САУ. Чуть выше я уже упоминал СУ-85 в контексте прекращения производства СУ-122. Теперь остановимся на ней подробнее.

САУ производилась с августа 1943 года, была создана как быстрый ответ на появление у немцев «Тигров» и «Пантер». Безусловно, требовалось усиливать вооружение Т-34, но на это требовалось время, поскольку нельзя просто так взять у установить пушку в старую башню.

СУ-85 на испытаниях

Зато можно было взять за основу САУ СУ-122 на базе Т-34, а точнее проходившую испытания модернизированную версию, и установить в неподвижную рубку 85-мм пушку Д-5С, созданную на базе зенитного орудия 52-К. Так и поступили.

Производство СУ-85 продолжалось с августа 1943 по ноябрь 1944. Всего выпустили 2650 машин, включая модификацию СУ-85М.

СУ-85 в Берлине 8 мая 1945 года

Боевой путь СУ-85 стартовал осенью 1943 года. Применялись они вплоть до конца войны на разных фронтах и сыграли важнейшую роль, особенно до массового насыщения войск танком Т-34 с 85-мм пушкой.

Авидесантная САУ послевоенного периода

Вы наверняка слышали про авиадесантную САУ АСУ-85, состоявшую на вооружении ВДВ СССР с 1958 года.

Открою секрет. Официально она именовалась именно как СУ-85. Букву «А», как и в случае с «СУ-122-54», добавили уже авторы различной литературы на тему военной техники — чтобы не путать. В войсках же с этим проблем не было, поскольку предыдущие СУ-85 давно уже либо порезали, либо переделали в тягачи.

Руководство по эксплуатации СУ-85

Десантная СУ-85 разработана коллективом КБ Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ) под руководством Николая Астрова — создателя танков Т-38, Т-60 и Т-70. В конструкции СУ-85 широко использованы узлы и агрегаты плавающего танка ПТ-76, но при этом САУ не плавает, а только без подготовки преодолевает брод глубиной не более 1,1 метра.

СУ-85 на учениях. На заднем плане АН-12

Десантирование изначально предполагалось только посадочным способом с самолета АН-12. Позднее, в 1970-х, после принятия на вооружение платформы П-16, появилась возможность парашютного десантирования.

На момент появления СУ-85 могла уверенно бороться с танками потенциального противника. Подкалиберный снаряд, выпущенный из 85-мм пушки 2А15 (Д-70) пробивал от 180 до 220 мм брони при угле встречи в 60 градусов.

Погрузка СУ-85 на десантные платформы П-16

Самоходка прослужила до первой половины 1980-х, когда на замену ей пришла «Нона-С». В небольшом количестве СУ-85 применялась в самом начале войны в Афганистане.

СУ-85 в Афганистане
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии