Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
СССР на пике своего могущества производил всю возможную номенклатуру военной техники и активно поставлял ее на экспорт в дружественные страны. Найти среди продукции советского ВПК какие-то серийные образцы, которые никогда до 1991 года не поставлялись за рубеж, очень сложно, но все же можно.
На эту тему у меня вышли ранее две статьи, положительно оцененные читателями, поэтому я решил поднапрячься и подготовить третью. Как и ранее, в мой список «невыездных» попадает только серийная техника, не относящаяся к РВСН и стратегической авиации.
Ка-15
Первый серийный палубный вертолет в истории ВМФ СССР. Ка-15 имел максимальную взлетную массу чуть менее 1,5 тонны и минимально возможными габаритами.
Они были обусловлены отсутствием штатных вертолетных площадок на имевшихся у советского ВМФ на тот момент кораблях. Импровизированные же площадки были совсем небольшими.
Поскольку грузоподъемность вертолета составляла всего 346 кг, да и внутренние объемы были более чем скромные, противолодочное оборудование и вооружение пришлось разделить между трех вертолетов, работавших в поисково-ударной группе. Первая машина несла два гидроакустических буя, вторая — аппаратуру для работы с ними, а третья — глубинную бомбу. Поскольку все три вертолета нельзя было запустить с одного корабля, удобной такую конфигурацию назвать очень сложно.
Ка-15 производился серийно с 1956 года. Машина была проблемной: уже после начала выпуска пришлось бороться с сильной тряской, флаттером винта и другими проблемами. Тряску удалось победить укорачиванием вала верхнего винта, но из-за этого на скоростях свыше 100 км/ч возникал риск перехлеста винтов.
В итоге уже в 1963 году эксплуатация Ка-15 в ВМФ была запрещена. Оставшиеся вертолеты служили до 1970-х в ДОСААФ, сельхозавиации, на ледоколах, рыболовецких и китобойных судах.
Всего выпустили 354 вертолета. За границу Ка-15 не поставлялся.
БТР-Д и БМД-2
Советские Воздушно-десантные войска были единственными в мире, кто обладал целой линейкой бронетехники, десантируемой парашютным способом.
К данным машинам предъявлялись особые требования по массе и нагрузкам, переносимым при десантировании, поэтому в их конструкции применялись алюминиевые сплавы а ходовая часть имела механизм изменения клиренса. Все это приводило к увеличению стоимости, при этом по защищенности броня «крылатой пехоты» уступала полностью сухопутным аналогам. В связи со своей специфичностью, техника для ВДВ почти не поставлялась за рубеж во времена СССР, а БТР-Д и БМД-2 вовсе служили только в Советской армии.
БТР-Д
Бронетранспортер на базе БМД-1 создан в первой половине 1970-х в КБ Волгоградского тракторного завода. У исходной машины убрали башню с вооружением, добавили одну пару катков в ходовую. Экипаж состоит из трех человек: мехвода и двух пулеметчиков. Десант — 10 человек.
Также выпускались модификации. БТР-РД «Робот» предназначался для борьбы с танками и вооружался ПТРК «Конкурс».
БТР-ЗД «Скрежет» создавался для борьбы с воздушными целями. Вооружался штатно либо ПЗРК «Стрела-3», для хранения которых имелись штатные места в десантном отделении, либо установкой ЗУ-23-2, располагавшейся на крыше.
Всего выпущено более тысячи машин. На 1990 год в составе ВС СССР насчитывалось 769 БТР-Д. После 1991 года их разделили среди образовавшихся после распада Советского Союза государств. Часть из них служат до сих пор.
БМД-2
БМД-2 стала результатом усилий, направленных на повышение огневой мощи БМД-1 без кардинальной переделки конструкции, существенных финансовых и трудозатрат.
Как и в случае с БМП-2, машина получила новую башню с 30-мм автоматической пушкой 2А42 со стабилизатором, пулеметом ПКТ и установкой для запуска ПТУР «Фагот» или «Конкурс». При этом башня осталась одноместной: командир по-прежнему располагался рядом с мехводом.
Всего внутри помещается 7 человек: спереди в корпусе располагаются командир (слева), мехвод (в центре) и пулеметчик (справа). На машинах первых серий у командира тоже был свой пулемет, но потом от него отказались. В башне сидит только наводчик-оператор, а в корпусе за ней размещаются трое десантников.
Можно сказать, что БМД-2 была временным решением. На момент ее создания уже шли работы над более совершенной БМД-3, но ее производство удалось наладить уже после 1991 года и до 1997-го получилось выпустить только 137 машин. А БМД-2 собрали в количестве 928 экземпляров. После распада СССР они достались образовавшимся государствам, но больше всего осталось в России.
Як-28
Удивительный самолет. Примечателен не только весьма долгой службой и крупной серией, но и тем, что официально так не был принят на вооружение. Правда это не помешало выпустить с 1960 года 1180 самолетов разных модификаций. Як-28 выпускался в версиях истребителя-перехватчика (самая массовая), фронтового бомбардировщика, разведчика, постановщика помех.
На первых порах строевые летчики столкнулись с рядом проблем при эксплуатации. Например уже спустя непродолжительное время стали появляться трещины, в том числе на силовых элементах конструкции.
На бомбардировщиках подводила система управления вооружением, из-за чего экипажи не могли попасть не то, что в цель, а хотя бы в полигон. Также доставляли проблем двигатели, у которых после отключения форсажа возникал значительный разнотяг. Для парирования этого эффекта на самолет установили автомат курса, который компенсировал перекос от разной тяги двигателей поворотом стабилизатора. Но и это не всегда помогало, поскольку аппарат запаздывал. Кроме того, для экипажей Як-28 был запрещен сложный пилотаж.
Со временем с большинством трудностей удалось справиться и самолеты семейства Як-28 прослужили в ВВС до 1990-х годов, что о чем-то да говорит. В частности, в России последние Як-28Р (разведчик) и Як-28ПП (постановщик помех) списали в 1993-м.
К слову, после этого в ВВС не осталось тактических самолетов РЭБ, поскольку создававшийся ему на замену Су-24МП так и не довели до серийного производства.
Як-28 применялись в Афганистане. Это были разведчики Як-28Р и бомбардировщики Як-28И (с БРЛС «Инициатива-2»).
За рубеж ни один Як-28, как следует из темы статьи, не поставлялся.
Ту-141 «Стриж»
Трансзвуковой реактивный БПЛА для разведки на глубину в несколько сотен километров создан в ОКБ Туполева в 1970-х. Первый полет состоялся в 1974-м, а эксплуатация стартовала в 1979-м.
Максимальная дальность полета составляла порядка 1000 км, практический потолок — 6000 м, максимальная скорость — 1110 км/ч.
Аппарат запускался с буксируемой пусковой установки при помощи стартового твердотопливного ускорителя, после чего набирал высоту и совершал полет по заданным маршрутным точкам. Разведка осуществлялась при помощи фотоаппаратов и инфракрасной разведывательной системы (для работы ночью). По возвращении «Стриж» садился рядом с заданной точкой при помощи парашюта и мог затем использоваться повторно.
Если «младший брат» в лице Ту-143 «Рейс» поставлялся союзникам по ОВД и на Ближний Восток, то Ту-141 СССР никому не продавал и не передавал.