Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
На моем канале за последний год вышло несколько статей, в которых перечислены образцы боевой техники, которые СССР не поставлял за рубеж, в том числе самым важным союзникам.
Недавно же я задался вопросом: а много ли было техники, которую не поставляли за рубеж американцы? Учитывая, что именно США являлись раньше и являются крупнейшим поставщиком техники и вооружения в другие страны НАТО сейчас, оказалось не и так просто их вспомнить. Тем не менее, подборка получилась занимательной.
Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II
Штурмовик Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II не нуждается в особом представлении. Самолет создавался на рубеже 1970-х годов для поражения точечных целей на поле боя, особенно танков. Его главным оружием должна была стать уникальная 30-мм семиствольная пушка GAU-8 Avenger. Это был тот очень редкий случай, когда не пушка создавалась под носитель, а носитель, то есть сам А-10, создавался вокруг этой пушки.
Предполагалось, что с помощью нее можно будет уничтожать колонны советских танков на марше, экономя дорогие и сложные управляемые ракеты, которых в случае большой войны на всех не хватит.
Испытания на переданных Израилем трофейных Т-62 показали, что поражать их можно при стрельбе с дистанции до 1200 метров. В этом случае можно при удачном попадании вывести из строя двигатель, вызвать взрыв боекомплекта или пожар.
Правда производство штурмовика стартовало в 1975 году, когда в СССР уже вовсю выпускали Т-64 и Т-72, обладавшие большей защищенностью. В целом пушка хоть и не была бесполезной, но всех надежд не оправдала. Да, во время операции «Буря в Пустыне» в Ираке в 1991 году летчики заявляли, что GAU-8 без проблем поражала Т-72М*, но особого доверия этим заявлениям нет. Главным же калибром «Бородавочника» стали управляемые ракеты AGM-65 Maverick.
Их головки телевизионные головки самонаведения соответствовали принципу «выстрелил-забыл»: после пуска штурмовик мог сразу отворачивать, уходя из под ответного огня без необходимости, например, подсвечивать цель с помощью лазерного целеуказателя.
А-10 оказался удачным штурмовиком: живучим, надежным и относительно простым в эксплуатации, с широкой номенклатурой управляемого и неуправляемого вооружения. Применялся почти во всех конфликтах, где участвовали США за последние 40 с лишним лет.
И даже в наше время, когда все чаще выдвигаются предложения отправить «старичков» на пенсию, заменив на F-35A, военные не спешат списывать А-10. Почему? При сопоставимой бомбовой нагрузке стоимость летного часа штурмовика в несколько раз меньше. При этом его возможностей более чем хватает для локальных конфликтов, в которых у противника ПВО отсутствует или находится в зачаточном состоянии. Да и возможностей для поражения точечных целей у A-10 больше: те же «Маверики» F-35A не носит.
Всего с 1975 по 1984 год выпущено 715 А-10A. Часть из них позднее модернизировали до уровня А-10С. Несмотря на свои положительные качества, А-10 никогда не поставлялся на экспорт. Австралия, Великобритания, Бельгия, ФРГ, Южная Корея и Япония в разное время проявляли интерес к машине, но в итоге отказались от приобретения в пользу многофункциональных самолетов. Все же держать целый флот узкоспециализированных штурмовиков могут позволить себе лишь немногие.
Почему же в таком случае широко разошелся по миру советский Су-25? Думаю, дело в еще большей простоте эксплуатации и меньшей ее стоимости.
*Экспортная версия Т-72А с гомогенной броней башни вместо комбинированной и рядом других упрощений.
M551 Sheridan
Согласно моим наблюдениям, чаще всего не экспортируется техника, которая не нужна больше никому в силу особой специфики, либо просто откровенно плоха. Легкий авиадесантируемый танк M551 Sheridan, созданный во второй половине 1950-х годов, подходит под оба критерия.
По первому пункту все просто: для использования авиадесантируемой техники нужен флот транспортных самолетов с соответствующей грузоподъемностью. Это удовольствие не из дешевых и обладает им считанное число стран. Остальным же такие боевые машины просто не нужны.
Второй пункт во многом вытекает из первого. Из-за требований по массе Sheridan располагает алюминиевой броней, защищающей по кругу от 7,62-мм бронебойных пуль и осколков. Лишь лобовая проекция держит попадания автоматических пушек калибром до 23 мм. Противоминная защита практически отсутствует. Танк с такими параметрами никому просто не нужен, если преимуществами в авиатранспортабельности воспользоваться не выйдет.
Ну и до кучи машину подвело вооружение. На бедный легкий танк поставили 152-мм нарезную пушку-пусковую установку M81. В первую очередь, она была предназначена для пуска противотанковых ракет MGM-51 Shillelagh («Шилейла»), но их почти не применяли: всего шесть отстрелянных ракет в Ираке в 1991 году.
В остальных конфликтах, начиная с Вьетнама, работали кумулятивно-осколочными выстрелами, с которыми реальная скорострельность не превышала двух выстрелов в минуту. А еще они отлично взрывались при попадании в боеукладку.
В итоге из 1700 выпущенных M551 ни один не был поставлен кому-то из союзников.
Хоть танк в целом и оказался не очень удачным, как минимум, одно достижение за ним есть. В ходе вторжения в Панаму в 1989 году (операция «Правое дело») 17 «Шериданов» сбросили с самолетов. Это был первый и пока единственный случай парашютного десантирования бронетехники в боевой обстановке. Правда стоит отметить, что пережили его не все машины: два танка разбились.
Lockheed AC-130
Этот самолет стал широко известен в последние лет 15 благодаря играм и кино, при этом реально используется еще с Вьетнама.
AC-130 — это летающая батарея огневой поддержки сухопутных войск на поле боя. Самолет очень специфический, поскольку может нормально действовать только при отсутствии у противника средств ПВО серьезнее крупнокалиберных пулеметов и ПЗРК устаревших типов.
Тем не менее, в локальных конфликтах эти машины хорошо себя зарекомендовали, поскольку могут долгое время находится в ожидании, а затем прийти на помощь войскам на земле и продолжительное время их поддерживать. Например, помогать выбраться из сложной ситуации группе спецназа в тылу противника.
В силу специфики и немалой стоимости такие самолеты, кроме США, просто никому не нужны.
Кроме того, стоит отметить, что AC-130 не производятся с нуля, а переделываются уже из имеющихся C-130 разных модификаций и двух абсолютно одинаковых бортов просто нет.
Подробнее об истории и особенностях AC-130 вы можете узнать из двух других моих статей. Ссылки ниже.
M1128 Stryker MGS (Mobile Gun System)
Тут у нас еще один «Неуловимый Джо» из анекдота. M1128 Stryker MGS (Mobile Gun System) представляет собой самоходное 105-мм орудие, предназначенное для действия в составе «Страйкер-бригад», основной боевой техникой которых являлись колесные БТР, БМП и другие машины на платформе Stryker.
Машина предназначена в первую очередь для поражения укреплений, зданий, огневых точек. Против бронетехники также бороться можно, но только с устаревшей, поскольку 105-мм орудие M68 в качестве противотанкового стало не совсем актуальным еще в 1980-х.
С выбором орудия конструкторы явно просчитались. M68, являвшаяся американской версией британской 105-мм пушки L7, создавалась преимущественно для борьбы с танками и обладала высокой дульной энергией, чтобы придавать большую скорость бронебойным оперенным подкалиберным снарядам.
Для легкой колесной платформы отдача пушки оказалась слишком мощной, в результате САУ M1128 MGS при стрельбе прямо по курсу сильно заваливалась на корму. В такой ситуации про ведение огня при повороте башни градусов на 90 уже можно даже не задумываться. Конечно, для САУ на колесной платформе было бы предпочтительнее орудие низкой баллистики с куда меньшей отдачей, но поставили, что поставили.
Скорее всего, при выборе пушки во многом сыграл расчет на большие складские запасы снарядов, поскольку M68 в разных модификациях была основным орудием на ранних M1 Abrams и M60. Однако проверка показала, что многие снаряды к началу 2000-х уже не годились, поэтому пришлось заказывать производство новых.
Помимо этого, не очень надежным показал себя механизм заряжания, вынесенный в отдельный модуль, но еще больше экипаж беспокоило отсутствие нормальной системы кондиционирования. И это при том, что служить машинам предстояло, в основном, в жарких странах.
Изначально предполагалось «охлаждать» членов экипажа с помощью специальных жилетов, через которые циркулировала охлажденная вода. Но требовалось еще как-то охлаждать электронику, поэтому позже на M1128 установили полноценный кондиционер с немаленьким таким внешним блоком на правом борту.
Всего в 2002–2010 годах собрали 142 машины, после чего выпуск был прекращен. А уже в 2022 году из-за многочисленных проблем M1128 MGS решено было вывести из эксплуатации.
Все выпущенные экземпляры предназначались для армии США. Канадцы тоже одно время интересовались закупкой M1128, чтобы заменить устаревшие танки Leopard. Но в итоге решили все же приобрести Leopard 2.
Кстати, про Канаду. M1128 MGS выпускался канадским подразделением американской компании General Dynamics Land Systems, а платформа Stryker является немного модифицированным под требования армии США канадским бронетранспортером LAV III, который, в свою очередь, основан на швейцарском бронетранспортере Mowag Piranha III. Вот такая интересная матрешка.
Lockheed F-117A Nighthawk
Завершу статью одним очень известным самолетом, который принято либо очень любить и превозносить, либо также сильно ненавидеть и принижать.
F-117A, безусловно, заслуживает отдельной большой статьи. Я же отмечу несколько основных моментов.
Журналисты прозвали самолет невидимкой, хотя таким он, безусловно, не был. Но за счет всевозможных мер по снижению заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах удалось серьезно снизить вероятность обнаружения.
F-117A находился на вооружении 25 лет: с 1983-го по 2008-й год, участвовал в четырех военных конфликтах: вторжении в Панаму в 1989 году (операция «Правое дело»), в первой войне с Ираком в 1991 году (операция «Буря в пустыне»), в бомбардировках Югославии в 1999 году (операция «Союзная сила») и второй войне с Ираком в 2003 году (операция «Шок и трепет»).
Это тысячи боевых вылетов, в ходе которых был потерян только один самолет (в 1999 году в Югославии), так что называть F-117A каким-то бесполезным недоразумением я бы не стал. Популярное мнение о том, что Nighthawk работал в условиях полностью подавленного ПВО, тоже не соответствует действительности. Например, только F-117A в 1991 году бомбили Багдад, больше никаким самолетам эту задачу не доверяли, поскольку, несмотря на все меры по уничтожению ПВО, абсолютно все РЛС и ЗРК вывести из строя все равно было невозможно.
Всего было построено 59 серийных F-117A. Ни один из бортов не передавался кому-то из союзников, что было вполне логично, поскольку машина была очень сложной и дорогой в эксплуатации, при этом являясь узкоспециализированным самолетом, предназначенным для поражения особо важных целей, прикрытых мощной ПВО. Никому из союзников США такая машина объективно не нужна. Также о передаче за рубеж не могло быть и речи по соображениям секретности.
Кстати, небольшое число F-117A до сих пор хранятся в полетопригодном состоянии. Есть информация, что в 2017 году четыре борта тайно развертывали на Ближнем Востоке. Кроме того, в 2019 году споттеры наблюдали полеты нескольких F-117A в районе Долины Смерти в Калифорнии.
Поделись видео:

