Не могут или не хотят? Техника, которую американцы не поставляли на экспорт

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
0
+1
0
+1
3
+1
0
+1
1
+1
1

На моем канале за последний год вышло несколько статей, в которых перечислены образцы боевой техники, которые СССР не поставлял за рубеж, в том числе самым важным союзникам.

Недавно же я задался вопросом: а много ли было техники, которую не поставляли за рубеж американцы? Учитывая, что именно США являлись раньше и являются крупнейшим поставщиком техники и вооружения в другие страны НАТО сейчас, оказалось не и так просто их вспомнить. Тем не менее, подборка получилась занимательной.

Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II

A-10 над Афганистаном в 2011 году
A-10 над Афганистаном в 2011 году

Штурмовик Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II не нуждается в особом представлении. Самолет создавался на рубеже 1970-х годов для поражения точечных целей на поле боя, особенно танков. Его главным оружием должна была стать уникальная 30-мм семиствольная пушка GAU-8 Avenger. Это был тот очень редкий случай, когда не пушка создавалась под носитель, а носитель, то есть сам А-10, создавался вокруг этой пушки.

Предполагалось, что с помощью нее можно будет уничтожать колонны советских танков на марше, экономя дорогие и сложные управляемые ракеты, которых в случае большой войны на всех не хватит.

GAU-8 Avenger и автомобиль Volkswagen Beetle
GAU-8 Avenger и автомобиль Volkswagen Beetle

Испытания на переданных Израилем трофейных Т-62 показали, что поражать их можно при стрельбе с дистанции до 1200 метров. В этом случае можно при удачном попадании вывести из строя двигатель, вызвать взрыв боекомплекта или пожар.

 Вид на приборную доску в кабине A-10
Вид на приборную доску в кабине A-10

Правда производство штурмовика стартовало в 1975 году, когда в СССР уже вовсю выпускали Т-64 и Т-72, обладавшие большей защищенностью. В целом пушка хоть и не была бесполезной, но всех надежд не оправдала. Да, во время операции «Буря в Пустыне» в Ираке в 1991 году летчики заявляли, что GAU-8 без проблем поражала Т-72М*, но особого доверия этим заявлениям нет. Главным же калибром «Бородавочника» стали управляемые ракеты AGM-65 Maverick.

Пуск AGM-65 с A-10
Пуск AGM-65 с A-10

Их головки телевизионные головки самонаведения соответствовали принципу «выстрелил-забыл»: после пуска штурмовик мог сразу отворачивать, уходя из под ответного огня без необходимости, например, подсвечивать цель с помощью лазерного целеуказателя.

А-10 оказался удачным штурмовиком: живучим, надежным и относительно простым в эксплуатации, с широкой номенклатурой управляемого и неуправляемого вооружения. Применялся почти во всех конфликтах, где участвовали США за последние 40 с лишним лет.

Хвостовая часть А-10А после
Хвостовая часть А-10А после

И даже в наше время, когда все чаще выдвигаются предложения отправить «старичков» на пенсию, заменив на F-35A, военные не спешат списывать А-10. Почему? При сопоставимой бомбовой нагрузке стоимость летного часа штурмовика в несколько раз меньше. При этом его возможностей более чем хватает для локальных конфликтов, в которых у противника ПВО отсутствует или находится в зачаточном состоянии. Да и возможностей для поражения точечных целей у A-10 больше: те же «Маверики» F-35A не носит.

А-10 в полете с разнообразным вооружением под крылом
А-10 в полете с разнообразным вооружением под крылом

Всего с 1975 по 1984 год выпущено 715 А-10A. Часть из них позднее модернизировали до уровня А-10С. Несмотря на свои положительные качества, А-10 никогда не поставлялся на экспорт. Австралия, Великобритания, Бельгия, ФРГ, Южная Корея и Япония в разное время проявляли интерес к машине, но в итоге отказались от приобретения в пользу многофункциональных самолетов. Все же держать целый флот узкоспециализированных штурмовиков могут позволить себе лишь немногие.

Почему же в таком случае широко разошелся по миру советский Су-25? Думаю, дело в еще большей простоте эксплуатации и меньшей ее стоимости.

*Экспортная версия Т-72А с гомогенной броней башни вместо комбинированной и рядом других упрощений.

M551 Sheridan

Согласно моим наблюдениям, чаще всего не экспортируется техника, которая не нужна больше никому в силу особой специфики, либо просто откровенно плоха. Легкий авиадесантируемый танк M551 Sheridan, созданный во второй половине 1950-х годов, подходит под оба критерия.

M551 Sheridan с дополнительной пулеметной башней во Вьетнаме
M551 Sheridan с дополнительной пулеметной башней во Вьетнаме

По первому пункту все просто: для использования авиадесантируемой техники нужен флот транспортных самолетов с соответствующей грузоподъемностью. Это удовольствие не из дешевых и обладает им считанное число стран. Остальным же такие боевые машины просто не нужны.

Подготовленные к десантированию БМД-1 и Ил-76, на которые их вскоре погрузят. Только СССР и США могли позволить себе иметь огромный флот транспортных самолетов, в том числе для обеспечения десантных операций
Подготовленные к десантированию БМД-1 и Ил-76, на которые их вскоре погрузят. Только СССР и США могли позволить себе иметь огромный флот транспортных самолетов, в том числе для обеспечения десантных операций

Второй пункт во многом вытекает из первого. Из-за требований по массе Sheridan располагает алюминиевой броней, защищающей по кругу от 7,62-мм бронебойных пуль и осколков. Лишь лобовая проекция держит попадания автоматических пушек калибром до 23 мм. Противоминная защита практически отсутствует. Танк с такими параметрами никому просто не нужен, если преимуществами в авиатранспортабельности воспользоваться не выйдет.

Погрузка в танк ракеты MGM-51 Shillelagh
Погрузка в танк ракеты MGM-51 Shillelagh

Ну и до кучи машину подвело вооружение. На бедный легкий танк поставили 152-мм нарезную пушку-пусковую установку M81. В первую очередь, она была предназначена для пуска противотанковых ракет MGM-51 Shillelagh («Шилейла»), но их почти не применяли: всего шесть отстрелянных ракет в Ираке в 1991 году.

M551 во Вьетнаме в 1972 году
M551 во Вьетнаме в 1972 году

В остальных конфликтах, начиная с Вьетнама, работали кумулятивно-осколочными выстрелами, с которыми реальная скорострельность не превышала двух выстрелов в минуту. А еще они отлично взрывались при попадании в боеукладку.

В итоге из 1700 выпущенных M551 ни один не был поставлен кому-то из союзников.

Сброс M551 с борта C-17 в 1994 году во время учений
Сброс M551 с борта C-17 в 1994 году во время учений

Хоть танк в целом и оказался не очень удачным, как минимум, одно достижение за ним есть. В ходе вторжения в Панаму в 1989 году (операция «Правое дело») 17 «Шериданов» сбросили с самолетов. Это был первый и пока единственный случай парашютного десантирования бронетехники в боевой обстановке. Правда стоит отметить, что пережили его не все машины: два танка разбились.

M551 Sheridan в музее
M551 Sheridan в музее

Lockheed AC-130

Этот самолет стал широко известен в последние лет 15 благодаря играм и кино, при этом реально используется еще с Вьетнама.

AC-130 — это летающая батарея огневой поддержки сухопутных войск на поле боя. Самолет очень специфический, поскольку может нормально действовать только при отсутствии у противника средств ПВО серьезнее крупнокалиберных пулеметов и ПЗРК устаревших типов.

AC-130 ведет огонь
AC-130 ведет огонь

Тем не менее, в локальных конфликтах эти машины хорошо себя зарекомендовали, поскольку могут долгое время находится в ожидании, а затем прийти на помощь войскам на земле и продолжительное время их поддерживать. Например, помогать выбраться из сложной ситуации группе спецназа в тылу противника.

В силу специфики и немалой стоимости такие самолеты, кроме США, просто никому не нужны.

AC-130J Ghostrider в 2023 году
AC-130J Ghostrider в 2023 году

Кроме того, стоит отметить, что AC-130 не производятся с нуля, а переделываются уже из имеющихся C-130 разных модификаций и двух абсолютно одинаковых бортов просто нет.

Подробнее об истории и особенностях AC-130 вы можете узнать из двух других моих статей. Ссылки ниже.

M1128 Stryker MGS (Mobile Gun System)

M1128 Stryker MGS (Mobile Gun System)
M1128 Stryker MGS (Mobile Gun System)

Тут у нас еще один «Неуловимый Джо» из анекдота. M1128 Stryker MGS (Mobile Gun System) представляет собой самоходное 105-мм орудие, предназначенное для действия в составе «Страйкер-бригад», основной боевой техникой которых являлись колесные БТР, БМП и другие машины на платформе Stryker.

Структура «Страйкер-бригады». Схема на английском, но тут и по картинкам более-менее понятно
Структура «Страйкер-бригады». Схема на английском, но тут и по картинкам более-менее понятно

Машина предназначена в первую очередь для поражения укреплений, зданий, огневых точек. Против бронетехники также бороться можно, но только с устаревшей, поскольку 105-мм орудие M68 в качестве противотанкового стало не совсем актуальным еще в 1980-х.

M1128 MGS и другие «Страйкеры» в Афганистане в 2008 году
M1128 MGS и другие «Страйкеры» в Афганистане в 2008 году

С выбором орудия конструкторы явно просчитались. M68, являвшаяся американской версией британской 105-мм пушки L7, создавалась преимущественно для борьбы с танками и обладала высокой дульной энергией, чтобы придавать большую скорость бронебойным оперенным подкалиберным снарядам.

Для легкой колесной платформы отдача пушки оказалась слишком мощной, в результате САУ M1128 MGS при стрельбе прямо по курсу сильно заваливалась на корму. В такой ситуации про ведение огня при повороте башни градусов на 90 уже можно даже не задумываться. Конечно, для САУ на колесной платформе было бы предпочтительнее орудие низкой баллистики с куда меньшей отдачей, но поставили, что поставили.

Барабанный механизм заряжания боевого модуля. В барабан помещается восемь снарядов, еще 10 хранятся в отдельной укладке. Не густо, да.
Барабанный механизм заряжания боевого модуля. В барабан помещается восемь снарядов, еще 10 хранятся в отдельной укладке. Не густо, да.

Скорее всего, при выборе пушки во многом сыграл расчет на большие складские запасы снарядов, поскольку M68 в разных модификациях была основным орудием на ранних M1 Abrams и M60. Однако проверка показала, что многие снаряды к началу 2000-х уже не годились, поэтому пришлось заказывать производство новых.

Помимо этого, не очень надежным показал себя механизм заряжания, вынесенный в отдельный модуль, но еще больше экипаж беспокоило отсутствие нормальной системы кондиционирования. И это при том, что служить машинам предстояло, в основном, в жарких странах.

Вид на правый борт M1128. Хорошо виден внешний блок кондиционера
Вид на правый борт M1128. Хорошо виден внешний блок кондиционера

Изначально предполагалось «охлаждать» членов экипажа с помощью специальных жилетов, через которые циркулировала охлажденная вода. Но требовалось еще как-то охлаждать электронику, поэтому позже на M1128 установили полноценный кондиционер с немаленьким таким внешним блоком на правом борту.

Всего в 2002–2010 годах собрали 142 машины, после чего выпуск был прекращен. А уже в 2022 году из-за многочисленных проблем M1128 MGS решено было вывести из эксплуатации.

M1128 ведет огонь
M1128 ведет огонь

Все выпущенные экземпляры предназначались для армии США. Канадцы тоже одно время интересовались закупкой M1128, чтобы заменить устаревшие танки Leopard. Но в итоге решили все же приобрести Leopard 2.

Кстати, про Канаду. M1128 MGS выпускался канадским подразделением американской компании General Dynamics Land Systems, а платформа Stryker является немного модифицированным под требования армии США канадским бронетранспортером LAV III, который, в свою очередь, основан на швейцарском бронетранспортере Mowag Piranha III. Вот такая интересная матрешка.

Mowag Piranha III
Mowag Piranha III

Lockheed F-117A Nighthawk

Завершу статью одним очень известным самолетом, который принято либо очень любить и превозносить, либо также сильно ненавидеть и принижать.

F-117A в полете
F-117A в полете

F-117A, безусловно, заслуживает отдельной большой статьи. Я же отмечу несколько основных моментов.

Журналисты прозвали самолет невидимкой, хотя таким он, безусловно, не был. Но за счет всевозможных мер по снижению заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах удалось серьезно снизить вероятность обнаружения.

F-117 сбрасывает бомбу GBU-27 с лазерным наведением. Всего самолет может нести две бомбы, которые размещаются в двух отсеках вооружения
F-117 сбрасывает бомбу GBU-27 с лазерным наведением. Всего самолет может нести две бомбы, которые размещаются в двух отсеках вооружения

F-117A находился на вооружении 25 лет: с 1983-го по 2008-й год, участвовал в четырех военных конфликтах: вторжении в Панаму в 1989 году (операция «Правое дело»), в первой войне с Ираком в 1991 году (операция «Буря в пустыне»), в бомбардировках Югославии в 1999 году (операция «Союзная сила») и второй войне с Ираком в 2003 году (операция «Шок и трепет»).

F-117A
F-117A

Это тысячи боевых вылетов, в ходе которых был потерян только один самолет (в 1999 году в Югославии), так что называть F-117A каким-то бесполезным недоразумением я бы не стал. Популярное мнение о том, что Nighthawk работал в условиях полностью подавленного ПВО, тоже не соответствует действительности. Например, только F-117A в 1991 году бомбили Багдад, больше никаким самолетам эту задачу не доверяли, поскольку, несмотря на все меры по уничтожению ПВО, абсолютно все РЛС и ЗРК вывести из строя все равно было невозможно.

Фонарь F-117A, сбитого над Югославией
Фонарь F-117A, сбитого над Югославией

Всего было построено 59 серийных F-117A. Ни один из бортов не передавался кому-то из союзников, что было вполне логично, поскольку машина была очень сложной и дорогой в эксплуатации, при этом являясь узкоспециализированным самолетом, предназначенным для поражения особо важных целей, прикрытых мощной ПВО. Никому из союзников США такая машина объективно не нужна. Также о передаче за рубеж не могло быть и речи по соображениям секретности.

F-117 в полете
F-117 в полете

Кстати, небольшое число F-117A до сих пор хранятся в полетопригодном состоянии. Есть информация, что в 2017 году четыре борта тайно развертывали на Ближнем Востоке. Кроме того, в 2019 году споттеры наблюдали полеты нескольких F-117A в районе Долины Смерти в Калифорнии.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
3
+1
0
+1
1
+1
1

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии