Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
«От расстрела спасла только случайность. Как в СССР едва не уничтожили Т-34»
Когда в СССР говорили о бурном развитии промышленности, успехи часто сопровождались не меньшими всплесками репрессий. Особенно тяжело пришлось танковой отрасли, где любая ошибка могла стоить не только карьеры, но и жизни. Не исключено, что судьбы Михаила Ильича Кошкина и Александра Александровича Морозова сложились бы иначе, если бы не редкое сочетание профессионализма и политической осторожности.
Именно они стояли у истоков создания Т-34 — танка, ставшего символом советской бронетехники. Кошкин добился его запуска в производство, несмотря на сопротивление, а Морозов продолжил его дело, доведя до конца проект Т-44 — танка, заложившего основы на десятилетия вперёд.
Советское руководство поставило перед танковой промышленностью грандиозные задачи. С конца 20-х годов страна начала путь с нуля, рассчитывая к началу 30-х выпустить тысячи машин. К 40-му году цель выросла до десятков тысяч танков в год — показатели, которых не достигала ни одна страна мира даже в годы войны. И это при технической отсталости, кадровом голоде и нехватке опыта в производстве сложной бронетехники.
Чтобы реализовать амбициозный план, в дело были вовлечены десятки предприятий, включая заводы в Сталинграде и Таганроге. Там налаживали выпуск брони. Однако промышленность захлебнулась от масштабов задачи. Заводы сорвали планы, и на смену лозунгам о прорывах пришли обвинения в саботаже.
НКВД быстро нашёл виновников. «Вредительские группы» якобы действовали повсюду — от завода «Большевик» до Харьковского паровозостроительного. Начались аресты инженеров, главных конструкторов и рабочих. Под удар попала и танковые инженеры.
Когда в 1937-м году Кошкин занял пост главного конструктора ХПЗ, его должность стала сродни минному полю. Его предшественник Фирсов был отстранён, затем арестован и в итоге расстрелян, несмотря на то, что в паре с Морозовым успел исправить ошибку в танке БТ-7. Слова Фирсова: «Сдадим сырой танк — беда. Не сдадим — головы полетят» стали пророческими.
Вопреки мифу, Кошкин не был чужаком в инженерной среде. Образование, опыт работы с Гинзбургом, участие в разработке БТ-серии и орден Красной Звезды — всё это доказывало его компетентность. Подхватив концепцию, заложенную Фирсовым, он предложил отказаться от колесно-гусеничной схемы, которая тормозила развитие.
Но идея Кошкина не нравилась АБТУ, которое продвигало проекты народного изобретателя Цыганова. Последний предлагал усложнённую конструкцию с тройной парой ведущих колёс, что делало танк неустойчивым и малопригодным в бою.
На ХПЗ прислали проверяющих — военинженера Дика и инспектора Сапрыгина, которые начали методично подрывать инициативу Кошкина. Сапрыгин заявил, что его проект не соответствует требованиям, обвинил в саботаже и быстренько донёс об этом в НКВД.
Параллельно репрессии коснулись и создателя легендарного танкового дизеля В-2 — Челпана и его коллег. Их расстреляли. Всё шло к тому, что и Кошкин с Морозовым пополнят этот список. Но вдруг произошло неожиданное — в ноябре арестовали самого главу АБТУ Бокиса. Осиротевшие сторонники колесно-гусеничной схемы пошли по наклонной: Дик получил 10 лет лагерей, Цыганова отправили обратно в академию. Тем временем Кошкин сумел адаптировать несколько технических решений оппонентов для своего проекта.
Увы репрессии не закончились. В 1938-м ХПЗ снова трясли. Арестовали и расстреляли директора Бондаренко, главного инженера Ляща, металлурга Метанцева. Но Кошкин с Морозовым продолжали работать. В мае они представили чисто гусеничный вариант танка, получив одобрение Сталина. И тут очень важный момент:
Это, вероятно, их и спасло.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Но в феврале 1940-го новая угроза появилась в лице Горлинского, замнаркома НКВД УССР. В своей докладной он критиковал танк А-34 за конструктивные просчёты, обвинял Кошкина и Морозова в саботаже, излишней самоуверенности и «разбазаривании средств». Он упрекал их даже в отказе сделать «будку» мехвода с боковым обзором и в том, что некуда класть диски к пулемёту.
И если бы Горлинский проявил инициативу на месяц раньше, всё могло закончиться трагично. Но 10 февраля на свет вышли первые два Т-34. А в марте они проделали грандиозный пробег Харьков-Москва и обратно, покорив высшее руководство СССР. Сталин, Ворошилов, Молотов, Калинин — все признали танк прорывным и одобрили его запуск в серию сразу на двух заводах.
Разумеется, что после этого дебюта они получили индульгенцию от чекистов всех рангов.
История Кошкина и Морозова — это не только хроника инженерного подвига. Это пример того, как в эпоху сталинских чисток только дерзость, смелость и готовность идти ва-банк могли сохранить жизнь и дать стране лучшее оружие своей эпохи. И не исключено, что именно бюрократическая заминка спасла легендарный танк от гибели в зародыше.
Поделись видео:
