Loading...
На этой военной базе в СССР хранили ядерные бомбы: Заброшенное спецхранилище РТБ 5-й армии ВВС и ПВО - новости Подоляка

На этой военной базе в СССР хранили ядерные бомбы: Заброшенное спецхранилище РТБ 5-й армии ВВС и ПВО

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
На этой военной базе в СССР хранили ядерные бомбы: Заброшенное спецхранилище РТБ 5-й армии ВВС и ПВО

Сегодня мы расскажем про заброшенное в 1997 г. хранилище ядерных бомб Ремонтно-Технической Базы, построенное в 1957 г. для ядерного обеспечения дальней авиации 5-й армии ВВС и ПВО под Екатеринбургом.

Несколько лет назад мы уже писали о ней, но тогда мы ещё не знали её историю, так что в этот раз полностью переделали статью и добавили больше фотографий.

Фото 1973 г. с личным составом РТБ, найденное в интернете в группе служивших здесь на сайте Одноклассники за авторством Валентина Быданова.

В конце 1951 г. Военное Министерство на основании решения № 3200-1513 Совета Министров СССР от 29 августа 1951 г. начало формирование самого первого бомбардировочного авиационного полка из 22 самолётов Ту-4, которые должны были стать носителями первых серийных советских ядерных бомб РДС-1, именуемых как «Изделие-501». Этот полк получил условное наименование Учебно-тренировочная часть №8.

А для хранения, сборки и обслуживания ядерных бомб на Первое главное управление при Совете Министров СССР Специальным комитетом были возложены задачи по возведению специальных частей ядерного обеспечения с защищёнными подземными хранилищами при аэродромах бомбардировочной авиации.

Так при Первом ГУ при СовМин СССР были сформированы отдел строительства специальных объектов, отдел учёта и хранения специальной продукции, а также отдел специальной приёмки деталей, узлов, механизмов и материалов.

В 1953 г. 1-ое ГУ было переименовано в Министерство среднего машиностроения, а в 1954 г. было закончено строительство первых четырёх таких объектов, которые получили наименование Ремонтно-Технические Базы. На них с Центральных Баз Хранения после предварительной сборки в начальную степень готовности закладывались уже выпускаемые серийно новые ядерные боеприпасы серий РДС-3 и РДС-4, где они приводились в более высокую степень готовности. Причём с 1956 по 1957 гг. хранились они на РТБ без ядерных зарядов и нейтронных источников, которые должны были привозить с ЦБХ в случае особого периода.

А в 1957 г. была завершена вторая волна строительства новых Ремонтно-Технических Баз, одной из которых стала эта РТБ в.ч. 19091, сформированная 16 октября 1957 г. и обеспечивавшая ядерными боеприпасами бомбардировщики 5-й армии ВВС и ПВО, подразделения которой известны тем, что 1 мая 1960 г. сбили над Свердловском шпионский самолёт Фрэнсиса Пауэрса.

На этих базах изделия хранились в повышенной степени готовности, а непосредственно в хранилищах размещались ядерные заряды и нейтронные источники.

С 1958 г. после нескольких формирований Министерство среднего машиностроения стало именоваться 12 Главным Управлением Министерства Обороны СССР.

Впоследствии на вооружение стали поступать новые авиационные ядерные бомбы, а затем и ракеты, специальные (ядерные) боевые части которых также хранили на РТБ.

Ну а в 1997 г. после нескольких переформирований получавшей с этой РТБ изделия армии, необходимость в этой РТБ отпала и она была расформирована, а её бывшая техническая территория с хранилищами была заброшена и впоследствии часть её стали занимать фермеры.

Информация по истории найдена в реферате 12 ГУ МО.

-3

Территорию РТБ опоясывало кольцо периметра, а примыкающая к ней техническая территория с хранилищами имела собственное отдельное тройное кольцо периметров, один из которых являлся электрозаграждением «Сетка П-100», работавшем в трёх режимах от 750 до 3000 вольт.

-4

Сразу после бывшего КПП на территории расположено Сооружение-37, видимо являвшееся караульным помещением.

-5

На этой территории располагались различные технические здания от отапливавшей подземные хранилища котельной до ремонтных боксов.

-6

Но все они давно разграблены мародёрами и пусты, как например это Сооружение-43.

-7

Со смотровой ямой.

-8
-9

В общем на этой территории смотреть уже не на что, так что движемся дальше на техническую территорию, где располагалось два идентичных спецхранилища «Сообружение-5» и «Сооружение-6», разнесённых между собой на один километр. Наша цель самое на тот момент целое из них «Сооружение-5».

-10

Примерно по центру главной дороги, соединявшей хранилища, располагалось два больших здания, которые на момент съёмки уже много лет занимали фермеры.

-12

А во втором так называемое «Сооружение-7» монтажно-испытательного корпуса.

-13

Здешние фермеры уже привыкли к тому, что мимо них постоянно ходят любители подземелий к одному из бывших хранилищ и никак не реагировали на нас.

-14
-15
-16
-17

Дальше мы направляемся к самому интересному.

-18

И выходим к так называемому «Сооружению-5», в котором собственно и хранились сначала ядерные бомбы, а затем и специальные боевые части ракет.

Заранее хочется обратить внимание несведующим, что это известный на весь интернет старый типовой проект, техническое устройство которого расписано до мельчайших подробностей, кроме того ряд аналогичных хранилищ после распада СССР остались на территориях бывших республик, так что никаких секретов здесь давно нет.

-19

Слева от грузового въезда располагался проход для личного состава, когда-то защищённый двумя защитными дверями весом по три тонны и ещё двумя герметическими дверями за ними весом по несколько сотен килограмм.

-20

Сам же главный грузовой въезд перекрывался пятью сдвижными затворами, которые задвигались в ниши.

Они были разделены на две группы, где первая группа состояла из железобетонного защитного затвора весом более 10 тонн и одного металлического герметического затвора весом несколько тонн. Вторая группа состояла из ещё одного железобетонного защитного затвора и двух металлических герметических.

Между двух групп затворов располагался тамбур-шлюз, в который после открытия одной группы затворов выкатывалась по рельсам тележка с изделием, после чего первая группа затворов закрывалась и открывалась вторая группа.

-21

Защитные железобетонные затворы здесь даже сохранились задвинутыми в ниши. Они перемещались по металлическим шарам, уложенным в желоб направляющей в качестве гигантского подшипника.

-22

А о металлических герметических затворах теперь напоминают лишь пустые ниши с направляющими. Эти затворы были подвешены под потолком и имели гидравлические системы запоров.

-23

Из тамбур-шлюза также был выход в помещение щита управления затворами.

-24

На стене шлюза также напоминает о былом принципиальная схема работы затворов.

-25

Когда затворы задвигались в ниши, на пол опускались подъёмные металлические мостки, перекрывавшие ямы в полу.

Фото найдено в интернете, автора установить не удалось.

Так они выглядели вместе с герметическими затворами на примере фото аналогичного хранилища, найденном в интернете.

-27

Ниши от когда-то стоявших герметических затворов второй группы.

-28

И вид на все ниши обеих групп.

-29

На случай неисправностей в нишу каждого затвора можно было попасть через специально оборудованные гермолюки.

-30

Через которые также можно было попасть к щиту управления.

-31

Пройдя затворные группы мы попадаем в зал регламентных работ, где изделия обслуживали и собирали в более высокую степень готовности перед выдачей в войска. По обе стороны зала располагались пеналы пяти хранилищ и лабораторный блок с электромастерской.

Когда-то под потолком была установлена большая кран-балка, а в потолке видны отверстия изолированного отсека освещения. На полу видны ниши от двух поворотных кругов и подъёмной платформы, а также проём от бывшего люка в дренажную систему.

-32

Узкоколейка от двух поворотных кругом расходилась в четыре пенала хранилищ, а в пенал пятого хранилища напротив подъёмной платформы изделия закатывались на колёсных тележках.

Проёмы в пеналы раньше закрывались сдвижными металлическими воротами, а сверху ещё читается надпись «Соблюдение правил техники безопасности при всех видах работ — дело государственной важности!»

-33

Один из первой пары расположенных друг напротив друга пеналов хранилищ, оканчивающийся небольшим помещением склада ЗИП.

-34

Напротив него второй пенал, в который узкоколейка подходит лишь до входа.

-35

В конце этого зала за герметической дверью располагались крюйт-камеры склада нейтронных источников.

-36

В крюйт-камерах освещение было смонтировано за толстыми стёклами на дополнительном изолированном этаже. Кроме того в этом помещении была своя независимая система вентиляции.

-37

А так выглядят расположенные друг напротив друга пеналы хранилищ центральной группы. Они были оборудованы пандусами для безподъёмной перегрузки изделий на тележки. На пандусах были смонтированы специальные амортизирующие роликовые конструкции.

-38

Напротив пятого пенала хранилища располагался лабораторный блок и электромастерская. Вход в него был защищён герметической дверью.

-39

Внутри ещё оставался какой-то приборный щит.

-40
-41

На стенах встречаются различные предупреждающие надписи.

-42

Помещение мощной вентиляционной установки блока.

-43
-44

Но в целом все кабинеты были уже давно пусты.

Здесь также внешний затвор был защитным, а за ним стояло два герметических. Слева от входа также было расположено помещение хранилища грузозахватного приспособления.

-46

А теперь вернёмся к главному въезду и заглянем в блок технических помещений.

-47

Большую его часть занимали вентиляционные помещения и мощная климатическая установка, обеспечивавшая необходимый температурно-влажностный режим в сооружении.

-48

Правда от них на момент съёмки уже мало что сохранилось.

-49

Также в этом блоке было ещё одно помещение с крюйт-камерами, где хранились нейтронные источники, видимо в другой степени собранности.

-50

И снова предупреждающие надписи на стенах.

-51

А это бывшее помещение щита управления дизель-генераторной электростанции.

-52

Пройдя ряд помещений мы выходим в тамбур-шлюз с перекрёстком к выходу на улицу для личного состава, вентиляционной установке, шахте загрузки оборудования и помещению дизель-генераторной.

-53

От самого дизеля здесь оставалась уже лишь рама, да баки аварийного запаса масла. Справа за стеной находились бак с топливом и баллонная со сжатым воздухом.

-54

Вот собственно и всё что оставалось внутри этого хранилища.

-55

А мы выходим на улицу.

-56

И напоследок уже в сумерках заглянем в одну из нескольких возвышающихся на холме вентиляционных шахт сооружения.

-57

А на этом всё.

-58

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии