Loading...
Мы откопали бункер маршала СССР Василевского, затерянный в Дальневосточной тайге - новости Подоляка

Мы откопали бункер маршала СССР Василевского, затерянный в Дальневосточной тайге

Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.

+1
0
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Мы откопали бункер маршала СССР Василевского, затерянный в Дальневосточной тайге

Сегодня мы расскажем про откопанный нами вход в затерянный в Дальневосточной тайге бункер запасной ставки Маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского, из которого командовали финалом Маньчжурской наступательной операции в Советско-японской войне 1945 г.

Карта боевых действий на фронтах Маньчжурской наступательной операции.
Карта боевых действий на фронтах Маньчжурской наступательной операции.

Те, кто хоть немного читал о истории Советско-японской войны, наверняка знает про знаменитую Маньчжурскую наступательную операцию, проходившую с 9 августа по 2 сентября 1945 г., в ходе которой войска Советской Армии и частей Монгольской народно-революционной армии разгромили Квантунскую армию на оккупированной Маньчжурской части Китая (марионеточное государство Маньчжоу-Го) и Северной Кореи, ликвидировав военно-экономическую базу Японии на Азиатском континенте. К слову, протяжённость только одного 2-го Дальневосточного фронта в тех событиях превышал протяжённость любого фронта Великой Отечественной Войны, но сейчас не об этом.

Командовал фронтами этой операции Маршал Советского Союза А. М. Василевский из города Сковородино, где 17 августа 1945 г. со Сковородинского западного узла связи он передал командующему японской Квантунской армии генералу Ямаде Отодзо ультиматум о прекращении боевых действий на всём фронте с 12 часов 20 августа, сложении оружия и сдаче в плен.

А ещё в преддверие этих событий 2 августа 1945 г. было сформировано Управление Главнокомандующего войск Дальнего Востока под командованием Маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского, которое после выполнения возложенных на него боевых задач уже 17 сентября того же года было направлено на создание управления Забайкальско-Амурского военного округа, которому подчинялись Забайкальский, 1-й и 2-й Дальневосточные фронты, Тихоокеанский флот, а также Северотихоокеанская и Амурская военные флотилии.

Маршал Советского Союза А. М. Василевский.
Маршал Советского Союза А. М. Василевский.

Как Василевский вообще попал в Сковородино в сети можно найти воспоминания и цитаты о том, что 16 августа 1945 г. Василевский в сопровождении главнокомандующего ВМФ адмирала Кузнецова, командующего ВВС Новикова, командующего артиллерией Чистякова и другими военачальниками вылетел из Читы в штабы Первого Дальневосточного фронта в г. Ворошилов (нынешний Уссурийск) и 2-го Дальневосточного фронта (впоследствии Дальневосточный Военный Округ) в г. Хабаровск. Но в связи с резким ухудшением погодных условий, начавшимся проливным дождём и сильным ветром, пилоты приняли решение совершить вынужденную посадку в окрестностях посёлка Тахтамыгда, откуда в ночь на 17 августа они на дрезине добрались до железнодорожной станции Сковородино, расположенной в 40 км, где был узел связи. Там он связался с Верховным Главнокомандующим И. В. Сталиным и согласовал с ним содержание документа с ультиматумом.

Все источники переписывают эту информацию как мантру, повторяя друг за другом, но не берут во внимание один важный момент. Дело в том, что с самого начала военного освоения Дальнего Востока, в виду его удалённости от центра страны, управление войсками здесь отличалось от других управленческих структур страны и вынуждало создавать особые высшие военные органы управления значительно раньше.

Ещё за несколько месяцев до этого, после разгрома нацистской Германии в мае того же года, началась переброска (скорее даже возвращение) техники, авиации и флота на Дальневосточный театр боевых действий, а в рамках государственной программы обеспечения обороноспособности СССР ещё во время Великой Отечественной Войны на Дальнем Востоке продолжалось строительство новых укреплений и командных пунктов. Вопреки популярной версии о случайном появлении Василевского в Сковородино, ещё в начале лета 1945 г. в местных таёжных сопках, силами работников железнодорожной станции, в недрах скалы началось спешное строительство бункера запасного командного пункта ставки Главнокомандующего войск Дальнего Востока, которой и воспользовался Василевский.

О этом бункере практически нет никаких упоминаний и о его существовании до середины 2000-х гг. вообще никто не знал, кроме местных жителей, которые также мало имели представление о том, что находится в соседнем лесу, ведь его прекратили эксплуатировать сразу после войны и забросили. И конечно узнав о таком значимом для военной истории нашего родного Дальнего Востока объекте, мы не могли не поехать на его поиски.

-4

Найти среди сопок этот бункер оказалось не так просто. В летнее время мы его вообще не нашли, а найдя его в холодное снежное время года оказалось, что входы в него капитально обрушены и пришлось приезжать сюда в третий раз уже с инструментом, но обо всём по порядку.

-5

Ещё на подходе к реке мы заметили какие-то бетонные остатки, которые оказались бывшей скрывающейся пулемётной огневой точкой, построенной по упрощённому проекту.

-6

Такие СОТ-ы с противоосколочной защитой быстро строились и имели интересную особенность. Они были оборудованы защитным бетонным козырьком, который поднимался при помощи нажатия педального механизма, открывая огневую точку для ведения огня, а в случае её обстрела козырёк опускался, утапливаясь в местность.

-7

Только сам козырёк за прошедшие 80 лет кто-то уже оприходовал.

-8

Через реку раньше был проложен деревянный мост, от которого конечно же давно ничего не осталось.

-9

А дальше в сопки уходила старая заросшая дорога.

-10

Пройдя по которой пару километров…

-11

Мы вышли к склону одной из сопок, из которого выступали две трёх-амбразурных каменно-бутовых огневых точки, когда-то прикрывавших два входа в бункер.

-12

Нам удалось изучить лишь часть этого сооружения, но самую значимую.

-13

Трёх-амбразурная противоосколочная КБОТ левого входа.

-14

В нескольких метрах левее него раньше располагался вход, ведущий как в КБОТ и в левый портал, но деревянная крепь здесь давно обрушена.

-15

Поэтому внутрь КБОТ-а мы смогли пробраться лишь через одну из амбразур.

-16

На амбразурах располагались пулемётные станки.

-17

Позади них было две ниши.

-18

И проход в подходняк к порталу с выходом на улицу, который сильно обрушен, так, что выше огневой точки грунт просел на несколько метров.

-19

В 37 метрах правее располагалась вторая КБОТ.

-20

Которая прикрывала правый портал главного входа.

-21

Сейчас она выглядит так.

-22

А такой она была в 1974 г.

-23
-24

Здесь также левее находился проход ко входу.

-25

Он также был обрушен.

-26

Поэтому снова лезем в амбразуру.

-27
-28

Внутри всё аналогично, только зеркально, но и тут проход завален скальной породой.

-29

Без инструмента было не обойтись, поэтому спустя неделю мы снова приехали сюда.

-30

Но уже с кирками, лопатами и ломами.

-31

И начали раскопки просевшего грунта.

-32

В ход шли даже мультитул и походная пила-струна, которые как ни странно очень даже пригодились.

-33

Постепенно яма увеличивалась.

-34

И вот мы уже видим проход в КБОТ справа и небольшую щель в уцелевшей крепи над порталом входа в объект.

-35

Не смотря на 80-летний возраст гнилой лиственничной крепи, именно она оказалась самым сложным препятствием на нашем пути.

-36

Но мы очень упрямые. 🙂

-37

И всё-таки проковыряли себе дырку для залаза внутрь.

-38

Через которую было видно полузасыпанную защитно-герметическую дверь модели конца 1930-х — начала 1940-х гг.

-39

И вот мы внизу.

-40

Радости не было предела.

-41

Сам бункер сильно затопили грунтовые воды, превратившиеся в лёд.

-42

В темноту уходила подходная потерна с деревянной крепью как в рудниках, по которой мы и поползли дальше.

-43

Объект строился в сильной спешке, поэтому бетоном здесь были укреплены лишь самые важные помещения, а всё остальное имело деревянную крепь из лиственницы.

-44
-45

Проползаем тамбур, где раньше было две деревянных двери.

-46

Крепь здесь держится на честном слове и вечной мерзлоте.

-47

Остатки одной двери даже сохранились.

-48

Постепенно уровень льда стал уменьшаться.

-49

И передвигаться стало гораздо удобнее.

-50
-51

И вот мы доползаем до первых главных блоков бункера с системами жизнеобеспечения, которые были уже не в деревянной крепи, а усилены монолитной бетонной обделкой. (не путать с отделкой, это абсолютно разные термины).

-52

Слева располагался блок котельной, давайте сначала заглянем туда.

-53

На входе в него была установлена ещё одна гемодверь, открывавшаяся внутрь.

-54

Здесь льда становится ещё меньше, который частично был растаявшим.

-55

А в конце блока находилась вентиляционная шахта, совмещённая с дымоходом и выхлопом дизель-генераторной электростанции, подведённым из соседнего блока.

-56

Когда-то здесь стоял водогрейный котёл, к которому были подведены трубы отопления, ведущие в другие блоки сооружения.

-57

Возвращаемся назад.

-58

И заглянем в блок напротив справа.

-59

Здесь также гермодверь открывалась внутрь.

-60
-61
-62

Здесь стоял небольшой дизель-генератор от трактора.

-63

В конце зала была ещё одна гермодверь.

-64

Но уже снятая с корабля.

-65

За ней сохранились какие-то рамы.

-66

На которых вероятно располагались аккумуляторы.

-67

Снова возвращаемся назад.

-68
-69
-70

И снова выходим в главный коридор с деревянной крепью, чудом держащуюся на проложенных под потолком трубах.

-71

Ещё несколько лет и всё это обрушится, навсегда закрыв доступ к другим помещениям, которые мы успели посмотреть.

-72

Коридор приводит к перекрёстку. Налево мы сходим попозже.

-73

Справа располагался проход в вентиляционную шахту забора воздуха, через которую в объект попадает вода. Она полностью покрыта льдом и попасть в неё давно уже невозможно, да и вверх на склон горы из неё уходит лишь металлическая труба.

-74

А вот проход прямо мы вообще чуть не пропустили из за намёрзшего инея, перекрывавшего дверной проём.

-75

За которым оказалась ещё одна гермодверь, снова открывавшаяся внутрь помещения.

-76

Уровень льда снова повысился.

-77

Красиво намёрзло.

-78

За дверью оказалось помещение, в котором располагалась фильтро-вентиляционная установка, служившая для очистки воздуха от отравляющих веществ.

-79

А в конце помещения находился тамбур-шлюз входа в самое главное помещение самого командного пункта.

-80

С ещё двумя корабельными гермодверями, открывавшимися наружу.

-81

Вид на обе двери.

-82
-83

И вот мы внутри.

-84

Этот небольшой тесный зал и был самым главным помещением в бункере, где располагался командный пункт запасной ставки Главнокомандующего.

-85

Если бы мы не заметили дырочку в инее, то не увидели бы самое главное.

-86

На торцевой стене сохранился след, где когда-то висела батарея отопления.

-87

А в полу желоб от выдернутых труб, которые выдернули отсюда ещё при СССР.

-88

Последние два метра в зале без льда.

-89

Снова возвращаемся назад к развилке в главном коридоре.

-90

И заглянем за ещё одну гермодверь.

-91

Она кстати тоже открывалась наружу.

-92

За ней в сторону левого портала уходил ещё один коридор в деревянной крепи.

-93

Только её состояние было гораздо хуже и с каждым метром становилось всё опаснее.

-94

Уронив несколько свисающих с потолка досок нам удалось проползти дальше.

-95

К такой сдавленной горной породой развилке с парой проходов в стороны.

-96
-97

В проход справа мы смогли разобрать завал.

-98

И посмотреть что там.

-99

За завалом оказалось небольшое помещение с полностью обрушенной крепью. Есть предположение, что в нём располагалась баня, но это лишь предположение без каких-либо доказательств.

-100

В левый же проход попасть не вышло т.к. там обрушилась горная порода.

-101

Пробираемся дальше по коридору.

-102

Здесь от прикосновения к доскам начинали сыпаться камни с потолка.

-103

Здесь уже смертельно опасно что-то трогать, поэтому мы лишь смогли просунуть фотоаппарат в щель за завалом.

-104

И увидели какой-то проход вправо и капитальный завал основного коридора. К сожалению это всё, что мы смогли осмотреть внутри и как устроены помещения у левого портала, да и есть ли они вообще, осталось загадкой.

-105

А так выглядят выходящие на склон сопки огрызки труб вентиляционных шахт и выхлопа дизеля.

-106

Ну а на этом всё. Надеемся вам было интересно.

-107
+1
0
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии