Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Самые объемные двигатели внутреннего сгорания, устанавливаемые на автомобили — вашему вниманию.
Из современных автомобилей, выпускаемых серийно, особо выделяется гоночный 2023 Chevrolet COPO Camaro, получивший в конце прошлого года топовый движок Big Block V8 10.3 (он же ZZ632/1000), вероятно, самый крупный серийный (заводской) мотор на данный момент, устанавливаемый в легковушку. “Атмосферник” с объёмом 632 кубических дюйма (10 348 см3) выдаёт 1018 л.с. и 1188 Нм.
Его обходит суперкар Devel Sixteen из ОАЭ, оснащённый в топ-версии оригинальным двигателем V16 12.3 с четырьмя турбокомпрессорами и с отдачей в 5076 л.с. или 3048 л.с. в зависимости от модификации (для трека или шоссе). Sixteen в серийной модификации уже был показан, но выпуск товарных экземпляров фактически начался с младшей модели, оснащённой мотором V8 twin-turbo на 2000 сил.
Исторические же рекордсмены по рабочему объёму ДВС среди серийных легковых машин являются “американцы” Pierce-Arrow из 1910-х. На некоторых из них с 1913 года можно было увидеть рядный шестицилиндровый агрегат с объёмом аж 13,52 л, как, например, на Pierce-Arrow Model 66-A-4 (на фото ниже — образец 1916 года). Он развивал около 100 сил, очень солидно по тем временам (массовые модели легковушек в те годы довольствовались 20 “лошадками”). Можно представить, что крутящий момент был “паровозный”, поскольку мотор раскручивался всего до 1500 об/мин.
Если говорить не про серийные двигатели, но разработанные именно для автомобиля, то вперёд вырывается аппарат FIAT S76 / 300 HP Record 1910-1911 года (сделано было два экземпляра) с его четырёхцилиндровым ДВС с рабочим объёмом 28 353 см3 (фото ниже). Он выдавал 290 сил при 1400 об/мин. В декабре 1913 года S76 установил неофициальный мировой рекорд скорости в 213 км/ч (но при заезде только в одном направлении).
Естественно, куда большие рабочие объёмы можно найти в моторах грузовиков.
Сначала о диковинке гаражного тюнинга. Один из известных монстров такого рода — американский тягач Thor 24. Его мотор сделан за счёт стыковки пары 12-цилиндровых агрегатов Detroit Diesel. Получился агрегат V24 27.9, который его создатель, Майк Харра, снабдил также двенадцатью приводными нагнетателями и системой впрыска закиси азота.
Карьерные самосвалы большой грузоподъемности используют дизели V16, V18, V20 с рабочими объёмами 65, 78, 90 или 95 литров. А серийный современный рекордсмен тут — Caterpillar 797F, который оснащён 4055-сильным дизелем Cat C175-20 ACERT V20 с рабочим объёмом 106 литров (105 780 см3, если точно) и четырьмя турбокомпрессорами.
Абсолютный же автомобильный рекордсмен по рабочему объёму двигателя — карьерный гигант Terex 33-19 «Titan», созданный в 1973 году фирмой Terex (в те годы она была частью General Motors) и собранный на двигательном заводе GM в канадском Лондоне. Titan получил в своё распоряжение турбодизель EMD 16-645E4 V-16 с рабочим объёмом около 169 л и мощностью 3345 л.с. (трансмиссия была электрической, дизель крутил генератор, а электромоторы стояли в четырёх задних колёсах).
Семейство двигателей EMD 645 концерн GM создал для применения в тепловозах, судах и стационарных генераторах (в тех сферах уже можно увидеть дизели и на двести литров, и на тысячу, и больше). В этой семье есть вариации V6, V8, V12, V16 и V20, предпоследнюю как раз отрядили американо-канадскому грузовику.