Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В Сети часто можно найти критику отечественных двигателей. Мол, после Т-34 ничего хорошего не разработали… Сказать, что это так оно и есть, значит соврать. В СССР было много разных разработок разной степени надёжности. Многие из них так и остались прототипами, но были вполне хорошие экземпляры. Для платформы «Армата» доводят до ума Х-образные агрегаты, но есть более простая, надёжная и дешёвая альтернатива прямо здесь и сейчас.
ОКР «Рогатка»
На первый взгляд, ОКР «Рогатка», более известный по Т-72Б2 с аналогичным именем собственным, не имеет никакого отношения к теме материала. Но это только пока… Ведь в рамках данного ОКР проводились разработки по модернизации танка Т-80Б. Сейчас, проект известен как Т-80БМ с собственным названием «Мотобол». Этот танк стал ближайшим предком Т-80БВМ, но сильно отличался от серийного варианта.
Во-первых, Т-80БМ имел КАЗ «Арена», во-вторых, другое СУО и системы самоанализа, проводились эксперименты с автоматическими помощниками, включая систему пожаротушения, но самое важное – «Мотобол» получил двигатель ГТД-1 400. На всякий случай, уточню, Т-80БМ разрабатывался в 2008-2010 годах!
Некоторые наработки по Т-80БМ были взяты с предыдущего проекта – Т-80У-М1. Несмотря на меньшую мощность двигателя, предшественнику есть чем похвастать… По неподтверждённым данным, Т-80У-М1 первым получил ГТД-1 250 с блоком управления двигателем, который сокращал расход топлива в сравнении с серийным образцом. Этот же блок управления, был использован на ГТД-1 400. Благодаря ему, двигатель имел динамическую мощность в зависимости от действий водителя. Таким образом, при мощности в те же 1 250 лошадиных сил, новый газотурбинный двигатель становился экономичнее, но в случае острой необходимости, на экономичность «забивался огромный болт», чтобы выжать 1 400 лошадок.
Другим не менее важным отличием Т-80У-М1 (на сей раз достоверно известным) и предположительно, Т-80БМ, стала трансмиссия. Вместо типовых бортовых коробок передач с регулировкой соплового аппарата, установили КПП с гидрообъёмной передачей. Благодаря ей, в танке отказались от рычагов и перешли на рулевое управление, а также, снизили потребление топлива на 10-12% и увеличили скорость заднего хода. А судя по тому, что харьковский бронетанковый завод смог установить улучшенные коробки передач на Т-84 и БМ «Оплот», разработка велась ещё при СССР.
Перспективы
Чем история давно минувших дней актуальна сегодня? Тем, что руководство предприятия «Калужский двигатель», производящее ГТД-1 250, объявило о начале испытания очередного ГТД-1 400 для танков Т-80. Информация появилась ещё в мае 2024 года, а на сайте предприятия из семейства ГТД можно найти только ГТД-1 250. Однако, форсированный газотурбинный танковый двигатель может стать серийным в связи с планами по возвращению танков Т-80 в производство полного цикла вместо капитального ремонта и модернизации уже выпущенных Т-80Б и БВ, снятых со складов хранения.