Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Какие типы советской боевой техники приходят на ум, когда разговор заходит об оружии Победы? КВ-1, Т-34, ИСУ-152, ИС-2, Ла-5ФН, Ил-2, Ил-4 и, конечно, легендарные «Катюши».
Под этим ласковым прозвищем скрываются реактивные системы залпового огня, которые при массированном применении наводили ужас на немецкую пехоту. Как правило, «Катюшей» называют конкретную РСЗО БМ-13-16 (или М-13) со 132-мм реактивными снарядами, запускаемыми с 16 балочных направляющих.
Первоначально установку монтировали на трёхосные грузовики ЗиС-6, а после прекращения их выпуска на вообще все, что можно, в том числе гусеничный тягач СТЗ-5 НАТИ, целую гору иностранных машин, получаемых по ленд лизу, бронекатера и бронепоезда.
БМ-13-16 была самой массовой (выпущено более 6800 машин) и остается наиболее известной советской РСЗО того периода, но помимо нее были и другие, внесшие свой весомый вклад в Победу.
Например, для применения 82-мм реактивных снарядов выпускали установки с разным количеством направляющих, которые монтировали не только на автомобили, но и на легкие танки Т-30 и Т-60, катера и даже конные повозки. А еще для действий в горах производилась компактная разборная установка для переноски вручную или на вьючных животных.
82-мм и 132-мм реактивные снаряды разрабатывались одновременно еще до начала войны, и установки для них начали выпускать примерно одновременно, в 1941 году.
Позже появился и третий основной калибр: 300 мм. Система залпового огня с таким новым мощным боеприпасом получила прозвище «Андрюша» и отличилась во время завершающего периода войны. О ней в этой статье и пойдет речь.
Летающий ящик
М-30
Как и в случае с М-8 и М-13, началось все с боеприпаса. Мощности имевшихся на вооружении гвардейских минометных частей 82-мм и 132-мм реактивных во многих случаях было недостаточно. Поэтому в начале 1942 года был разработан новый РС М-30 с новой массивной 300-миллиметровой надкалиберной фугасной боевой частью. При этом ракетная часть была за некоторыми исключениями унаследована от 132-мм снарядов М-13, что позволяло быстро развернуть производство на уже имеющихся мощностях.
Боевая часть М-30 несла 28,9 кг взрывчатого вещества, что было почти в шесть раз больше, чем у М-13 (4,9 кг). Существенный рост массы при сохранении той же двигательной установки, что у более легкого снаряда, привел к с серьезному снижению дальности: с 8,5 км у М-13 до 2,5-2,8 км у М-30 в зависимости от модификации.
А их было три: тупоголовый фугасный снаряд с баллистическим индексом ТС-16 летел на 2,5 км, остроголовый фугасный ТС-20 — на 2,8 км, остроголовый зажигательный ТС-20 — на 3,5 км. Стоит отметить, что это максимальные показатели, в реальности же они могли быть существенно меньше в зависимости от качества изготовления и многих других факторов.
Пусковую установку для М-30 советские конструкторы подсмотрели у немцев. Их 280-мм и 320-мм снаряды РСЗО 28/32 cm Nebelwerfer 41 могли запускаться прямо из заводских ящиков, установленных на специальный станок. Всего он вмещал четыре укупорки с боеприпасами.
Для М-30 разработали аналогичную укупорку и станок, представлявший собой легкую металлическую раму с примитивными приспособлениями для вертикальной наводки и набором электрооборудования для воспламенения снарядов в виде саперной подрывной машинки и набора кабелей. Установка позволяла запускать по четыре снаряда.
При некотором стечении обстоятельств снаряд мог улететь вместе с укупоркой, что вызывало некоторое замешательство в рядах немцев, в которых это чудо летело. Правда, что-то мне подсказывает, что при таком нештатном сходе из-за проблем с аэродинамикой «чемодан» до неприятеля мог не долететь.
Система М-30 в составе снаряда и пусковой установки показала высокую боевую эффективность: тяжелый боеприпас мог пробить кирпичную стену толщиной в 75 см, а при установке взрывателя на замедление и попадание в грунт средней твердости образовывалась воронка диаметром в 8 м и глубиной порядка 2,5 м. Среди солдат даже ходили легенды о новом особо мощном взрывчатом веществе, однако ничего особенного внутри массивной боевой части не было.
По аналогии с «Катюшами» М-30 прозвали «Андрюшей». Хотя не исключено, что это прозвище больше было распространено уже в литературе после войны, а во время ее систему прозвали «Лука» в честь героя не очень приличной поэмы XIX века. Фамилию этого Луки я писать не буду, чтобы Дзен не ограничил статью за неприличные выражения. Да вы и без этого, наверняка, догадаетесь.
М-31
Как я уже упоминал выше, из-за серьезного роста массы и ухудшения аэродинамики дальность М-30 в два с лишним раза снизилась по сравнению с М-13. Это вынуждало расчеты подходить близко к линии боевого соприкосновения, а значит, серьезно рисковать. Также низкая дальность снижала возможности поражать объекты в глубине обороны противника.
Чтобы несколько побороть этот недостаток, в самом конце 1942 года был разработан новый снаряд М-31 (ТС-31). Он получил удлиненную ракетную часть (общая длина боеприпаса выросла с 1400 мм до 1760 мм), куда получилось уместить больше пороховых шашек, за счет чего существенно выросла тяга. Кроме того, толщину стенок боевой части уменьшили с 7 до 4 мм, что позволило снизить ее вес, при этом масса взрывчатого вещества осталась без изменений. Все это привело к увеличению максимальной табличной дальности стрельбы до 4325 м.
Первоначально М-31 запускалась из таких же пусковых установок, как М-30. Но позднее была разработана новая ПУ, позволявшая устанавливать укупорки со снарядами в два ряда, то есть по восемь РС. Это существенно повышало мощность залпа.
Позднее была создана модификация М-31-УК, обладавшая улучшенной кучностью благодаря добавлению в конструкцию четырех Г-образных трубок, через которые стравливалась часть пороховых газов, обеспечивая стабилизацию ракеты в полете за счет вращения. При этом максимальная дальность снизилась до 4 км.
В то же время напрашивалось создание более мобильной установки на автомобильном шасси, поскольку никуда не делись проблемы с мобильностью и временем на подготовку к залпу.
Для этого нужно было выгрузить установки и ящики, правильно сориентировать установки, установить укупорки с боеприпасами, подготовить электрику, совершить залп, загрузить установки обратно на машины и только после этого покинуть позиции. На подготовку к залпу бригады М-31 могло уходить в районе 6-8 часов светлого времени суток. И это был еще не худший результат.
Переход на установки на автомобильном шасси в этой ситуации мог существенно повысить мобильность и сократить время подготовки к залпу. В 1944 году такая машина была готова.
БМ-31-12
Конструированием РСЗО на автомобильном шасси под тяжелые реактивные снаряды московский завод «Компрессор» занялся в 1943 году. Изначально планировалось, что снаряды по-прежнему будут стартовать из своей транспортировочной тары, установленной на раму. Но для повышения точности стрельбы и безопасности расчетов от идеи отказались и пусковую установку создали нуля.
Первые опытные машины были готовы в марте 1944 года. Конструкция получилась довольно простой, но в то же время изящной. Снаряды запускались из ферменных ячеек-направляющих. Каждая состояла из четырех труб диаметром 32 мм, приваренных к восьмигранным обоймам. 12 направляющих образовывали единый пакет: по шесть в нижнем и верхнем ярусах.
Артиллерийская часть монтировалась на подрамник, который уже крепился к автомобилю и распределял нагрузку. В качестве шасси выбрали американский грузовик Studebaker US6, поставлявшийся в большом количестве по ленд-лизу. Вертикальная наводка допускалась в пределах от +10 и +48 градусов, горизонтальная — в пределах 20 градусов (по 10 градусов вправо или влево).
На позиции машины могли выдвигаться уже заряженными. Чтобы исключить выпадение снарядов на марше, спереди устанавливались две (по одной на ряд) стопорные планки. Сзади от выпадения страховали откидные решетки с круглыми тарельчатыми упорами.
Все 12 снарядов можно было выстрелить за 15-30 секунд
Чтобы уменьшить раскачку во время залпа, на подрамнике устанавливались два аутригера (гидравлические опоры). При этом испытания показали, что огонь можно успешно вести и без них.
Все 12 снарядов можно было выстрелить за 15-30 секунд, экипаж во время залпа мог находится как снаружи машины, так и внутри.
Не обошлось и без недостатков. Так, по высоте изделие превышало существовавший железнодорожный габарит, из-за чего переброска по ЖД требовала снятия колес. Однако эту проблему посчитали незначительной.
Во время испытаний машина полностью подтвердила расчетные характеристики и 9 июня 1944 года была принята на вооружение как БМ-31-12.
Боевое применение
Новые боевые машины обладали куда больше маневренностью, чем переносные рамы для пуска из ящиков, кроме того, на их перезарядку опытному расчету требовалось всего в районе 15 минут. Все это позволяло не отставать от наступающих частей и постоянно поддерживать их огнем.
Благодаря снарядам М-31-УК с уменьшенным в 4-5 раз эллипсом рассеивания, БМ-31-12 могли успешно создавать плотность поражения узлов сопротивления и опорных пунктов противника дивизионными, а подчас и батарейными залпами, не говоря уже о бригадных.
БМ-31-12 поступали в специально формируемые под них гвардейские минометные бригады, которые, в свою очередь, включались в дивизии прорыва резерва главного командования. Всего в бригаде было по 36 установок.
Кроме того, сначала по одному, а затем (в феврале 1945) по два дивизиона БМ-31-12 получили бригады гвардейских минометов, вооруженных установками М-31.
Всего же по состоянию на 1 мая 1945 года насчитывалось 27 бригад М-31, из которых 17 входили в состав гвардейских минометных дивизий, а остальные 10 были отдельными. Бригад БМ-31-12 насчитывалось 13, из которых 12 входили в состав артиллерийских дивизий прорыва, одна бригада была отдельной.
Всего до конца войны было выпущено 1807 БМ-31-12, из которых было потеряно всего около сотни.
Машины активно применялись на завершающем этапе войны, в том числе при штурмах укрепленных городов. Порой установки действовали прямой наводкой, разрушая своими мощными снарядами здания и долговременные укрепления, откуда вел огонь противник.
Безусловно, вести огонь прямой наводкой в условиях города, находясь в небронированной машине — это огромный риск, но деваться было некуда.
При штурме городов нередко пригождалась возможность пуска М-31 прямо из укупорки. Например, пять реактивных снарядов, запущенных с подоконника германского МВД 30 апреля позволили пробить бреши в стене Рейхстага и нанести существенный урон обороняющимся.
После войны БМ-31-12 оставались на вооружении примерно до середины 1950-х, после чего были заменены более совершенными системами. Пока оставались в строю, гвардейские реактивные минометы модернизировались, многие получили новую автомобильную базу в виде ЗиС-151.
Поделись видео: